В 20-х годах на Государственном фарфоровом заводе в Петрограде выпустили несколько серий тарелок по эскизам Малевича, Кандинского и Петрова-Водкина. С приходом сталинского ампира лавочку прикрыли, но в 90-е годы художники-шестидесятники Штейнберг, Целков, Мастеркова и Немухин продолжили эту традицию и сделали по небольшой серии расписанных вручную тарелок.

Около года назад моя любимая жена случайно узнала, что я хочу начать собирать такие тарелки. Она отправилась в галерею Плавинского и купила там для меня тарелку Лидии Мастерковой, которая, в отличие от других художников, сделала всего одну серию. Так что мне в руки попал очень редкий предмет.

Фото: Егор Альтман
Фото: Егор Альтман

Но вместе с радостью от пополнения коллекции я почувствовал горечь: фарфоровые тарелки есть практически у всех ключевых шестидесятников, кроме моего второго папы. В 90-е он не делал их, потому что, в отличие от коллег, начисто лишен прагматизма. Плюс, несмотря на занятие авангардной живописью, по характеру он очень консервативный человек. Он не любит перемен в жизни. Последние годы он вообще не выставлялся, не проявлял к этому никакого интереса, и мне пришлось самому мобилизоваться, чтобы сделать в 2008 году выставку к его 70-летию. Тогда все получилось здорово, и я пообещал себе, что справлюсь и с выпуском тарелок.

Уговаривать Игоря нам с мамой пришлось почти полгода. Однажды он вдруг согласился и так увлекся, что вместо одной серии эскизов мы получили две — живопись из семи работ и графику из двенадцати. Сейчас мы выбираем завод, на котором эти тарелки изготовят. Скорее всего, последуем примеру коллег и сделаем это за границей. А как только тарелки будут готовы, откроем выставку графики Игоря, где и презентуем всю серию. Закончить планируем к концу осени.

На тарелках я останавливаться не намерен, хочется сделать и другие вещи, связанные с творчеством Игоря Вулоха. Я очень люблю его картины и хочу, чтобы мой второй папа был еще более (заслуженно!) популярен. Хотя в идее с тарелками есть и коммерческая составляющая: для поклонников Вулоха это возможность купить себе в коллекцию авторский предмет, который стоит гораздо дешевле, чем картины и графика. А для меня это шанс не просто помогать родителям, а создать для них площадку, на которой они сами могли бы зарабатывать.