Марат Гельман /

Как доверчивость приводит к успеху

Марат Гельман на примере собственной биографии объясняет, почему, чтобы добиться успеха, надо доверять людям

+T -
Как доверчивость приводит к успеху
От редакции
Поделиться:

Роман

К успеху меня привела моя доверчивость. В 1986 году в Кишиневе один хитрый писатель решил сделать карьеру и через меня добился помощи моего отца, известного драматурга. Он сказал, что у меня есть писательский талант. Мне, сыну известного человека, было психологически тяжело работать обычным инженером, а тут как раз отменили закон о тунеядстве, поэтому я уволился с работы и начал писать роман. Дело затянулось, мне пришлось как-то зарабатывать — и я создал компанию. Через год роман был закончен, и я отдал его Стругацким. Они сказали, что это вообще не литература. И я им поверил, поняв, что насчет писательского таланта меня обманули. Но благодаря этому я уже уволился с работы, у меня был бизнес и какие-то деньги.

Первая коллекция

Я всегда увлекался искусством и тогда сделал первую в жизни выставку московских художников в Кишиневе. Она имела успех. Уже в Москве, когда я возвращал художникам картины и выплачивал гонорары, один из них предложил мне переехать в Москву и стать его агентом. Я опять доверчиво согласился, закрыл свою фирму и переехал в Москву. Через две недели этот художник эмигрировал в Америку. Но вернуться домой я уже не мог: мои амбиции просто не выдержали бы такого унижения. Я был вынужден остаться в Москве. Было очень тяжело, приходилось по очереди ночевать у друзей. Через полгода я организовал новую компанию — мы занимались автоматизацией телефонных сетей. А когда появились деньги, решил начать коллекционировать. Нашел искусствоведа, которая пообещала показать мне лучшие мастерские Москвы. Я с ней ходил, что-то покупал — тратил практически все, что зарабатывал. Она учила меня, что именно среди членов Союза художников нужно искать тех, у кого есть шанс попасть в историю искусства. Однажды я обнаружил, что в Союзе художников 87 тысяч членов, и понял, что всех их мне не обойти. Тогда я обратился к другому эксперту, который объяснил, что искусствовед водила меня исключительно по своим друзьям и то, что я купил, не имеет никакой ценности. Я понял, что от всего этого нужно избавляться, и начал выяснять, как продается искусство. Съездил в Париж на аукцион Друо и через год стал самым профессиональным дилером в России, завел связи и начал заниматься своим искусствоведческим образованием.

Галерея

В 1990 году я собрал удачную коллекцию очень сильных и никому не известных, в основном украинских, художников и сделал выставку «Южнорусская волна», которая произвела сильное впечатление даже на зарубежных критиков. После этого Леонид Бажанов, сейчас художественный руководитель Государственного центра современного искусства, тогда почти небожитель, предложил мне открыть галерею. Он сказал, что я буду общаться с художниками и делать выставки, а он будет приводить мне клиентов. Я опять поверил. За 20 лет существования Галереи Марата Гельмана Бажанов не привел в нее ни одного клиента. Тем не менее в 1993 году галерея считалась лучшей в Москве.

Американский тур

Главной проблемой того времени была замкнутость художественного сообщества. И вот однажды ко мне приехал серьезный человек из Америки, который предложил из работ моих художников сделать в Америке серию выставок. Я опять доверился, собрал работы и отдал ему. В итоге он исчез вместе с работами. Я вынужден был отправиться в Америку на его поиски. Было понятно, что в Америке этот человек попытается все распродать, и я стал ходить там по галереям. В результате мне удалось не только вернуть почти все работы, но и завязать прочные связи с нью-йоркской художественной тусовкой, а в то время главные художники назначались именно в Нью-Йорке. Так что сегодня большинство русских художников, которые известны в мире, — это художники, которые сотрудничали и сотрудничают с моей галереей.

Пермь

Какое-то время после этого меня никто не обманывал, и в 45 лет я столкнулся с кризисом среднего возраста. Все, что я пытался делать, не приносило мне удовольствия. Это продолжалось до тех пор, пока меня снова не обманули. Два с половиной года назад Сергей Гордеев предложил мне сделать в Перми музей. Я ответил, что не хочу иметь никаких дел с государством. Но Гордеев заверил меня, что это будет частный музей и мы все сделаем сами. Как водится, я поверил. Сделал выставку «Русское бедное». Потом произошло несколько событий, в ходе которых я понял, что мне придется ввязаться в это и разбираться с государственным управлением. Но коль я уже в это дело влез, то решил все поменять. В итоге из этого обмана родился проект «Пермь — культурная столица России».

Вывод мой очень простой. В нашей жизни случайного гораздо больше, чем планируемого. Поэтому успеха легче добиться, если быть готовым к случайностям, а не ставить на целеустремленность. Если быть открытым и доверчивым к случаю, то ты обязательно найдешь свой путь.

 

Комментировать Всего 6 комментариев

Всех успешных,по настоящему успешных людей объединяет одно качество - "сиротство",такие "дети поволжья",это не я,это обстоятельства,так вышло,а я что,я доверчивый,а они вон чего:-))Но Марат сформулировал пожалуй самую правильную вещь,и тут никакого лукавства нет и в помине - умение работать с изменениями,управление случайными обстоятельствами,и я бы добавил формирование этих "случайных" обстоятельств.Есть на Снобе люди,которые занимаются нелинейными процессами или теорией хаоса? Хотелось бы послушать их:-))

Полностью согласна:-)

Прекрасная история!

Удивительно насколько просто слушается все 15 минут. Спасибо! 

Так вот ты какой ... Гельман!

Да, был такой анекдот в моём детстве. А в юности, работая, так сказать, в сфере искусства, будучи куратором многих художественных проектов и, в конце концов, галеристом (-к-ой!), составила о г-не Гельмане собственное мнение. Теперь, о без пяти минут, "министре культуры"  прежние оппоненты отзываются ласковее. Приятное кино, but ... верится с трудом :)