Лекция

Антон Носик: Интересный вопрос — как соотносится показанное в фильме с реальной историей социальной сети Facebook. Поразительным образом очень близко к 100 процентам, именно потому, что создатели фильма показательно не хотели обсуждать вопросы фактической достоверности любых изображенных в фильме событий. Напротив, актерам было запрещено встречаться и общаться со своими прототипами. Они должны были играть героев, написанных Аароном Соркиным.

Исходная книжка называется «Accidental Billionaires». Ее написал Бен Мезрич, выпускник Гарварда 1991 года, который занимается тем, что пишет документальные книжки на основе удивительных реальных историй. В 2007 году, когда компания Yahoo предложила 24-летнему Марку Цукербергу продать Facebook за миллиард долларов, Бен Мезрич прослышал, что в Нью-Йорке живет учредитель компании, которого кинул Марк Цукерберг — Эдуардо Саверин. Саверин рассказал Мезричу свою версию истории, несмотря на соглашение о неразглашении, которое подписал, когда суд восстановил его в правах.

Денис Зайцев: От фильма у меня возникло ощущение, что пришли новые герои нашего времени — стартапщики. И теперь у кинематографистов проблема: про них сложно снимать кино, интернет-технологии — это скучно.

Антон Носик: Это правда — с семидесятых годов мы живем в эпохе интернета. Самые интересные, думающие, динамичные молодые люди становятся интернет-предпринимателями, программистами и архитекторами систем. При этом до сих пор нет ни одного фильма об этих людях, сделанного для большого экрана. И это при том, что Америка делает кино из всего.

В этом фильме нет скучных моментов, когда кто-то в кадре программирует, а зрители не понимают, что он делает, и нет моментов, когда на экране изображается какие-то компьютерные манипуляции, про которые мы понимаем, что они невозможны.

Лев Пархоменко: А является ли компания Facebook самой достойной того, чтобы именно о ней сняли первый большой фильм?

Антон Носик: Официальное объяснение создателей картины состоит в том, что некоему голливудскому агенту случайно попала в руки книга Бена Мезрича. И он понял, что это замечательный материал для экранизации. Но с маркетинговой точки зрения понятно, что никто не пойдет на фильм о какой бы то ни было компании, кроме Facebook и Apple. И при этом компанией Apple управляет омерзительный, тяжело больной, старый сумасшедший буддист, а компанией Facebook — молодой сексуальный холостяк, про которого мало что известно, но на фотографиях он очень симпатичный.

Этот фильм гораздо больше, чем другие голливудские фильмы, испорчен русским дубляжем. Поскольку он про молодых людей, его озвучивают молодые актеры. А у нас, очевидно, нет молодых актеров, которые умеют не имитировать оргазм, когда им надо изобразить какое-нибудь чувство. Но эти люди так не говорят, так не интонируют. Поэтому некоторые критики считают, что создан образ асексуального дебила, похожий на классический образ программиста — нечесаного, немытого и непригодного к жизни чурбана, которого не интересует ничего, кроме проводов. Но мне не кажется, что он показан моральным уродом, неприспособленным к жизни, похожим на Рэймонда из «Человека дождя».

Андрей Бильжо: У Рэймонда тяжелая форма шизофрении или аутизм, а перед нами то, что в немецкой психиатрии называется «verschrobenheit», т.е. Цукерберг — чудак, который ходит в шлепанцах и шортах зимой, уходит в себя, когда ему неинтересно, и включается, когда вдруг становится интересно… Этот человек вполне может быть обаятельным.

Антон Носик: С ним есть еще одна сложность. Мы знаем о Цукерберге, что его вообще не интересуют деньги — и это сохранено в фильме. В начале он рассказывает, как Microsoft хотел купить его программу, а он бесплатно выложил ее в сеть. Это реальная история. По меркам американского зрителя тот факт, что в 17 лет он отказался от денег и подарил свою программу человечеству, делает его практически Иисусом Христом. А дальше весь фильм нам показывают, как он одного за другим кидает разных людей. При этом мы понимаем, что деньги ему не нужны.

Андрей Бильжо: А как строятся взаимоотношения между реальной фирмой, о которой снимается кино, и кинопроизводством?

Антон Носик: Марка Цукерберга спрашивали, не хочет ли он сотрудничать с создателями фильма. Он ответил, что готов помочь, но только если в фильме компания не будет называться Facebook, а главного героя не будут звать Марком Цукербергом. Финчер не принял этих условий, и компания ему не помогала. В результате фильм Цукербергу понравился, несмотря на то, что сначала он говорил, что не будет его смотреть.

Анна Качуровская: Есть такое ощущение, что «Одноклассники» загибаются. Facebook тоже в какой-то момент кончится?

Антон Носик: Существует перераспределение рынка между старыми и новыми игроками. «Одноклассники» становятся неинтересны осмысленным людям, но доля осмысленных людей с каждой неделей уменьшается.

Анна Качуровская: А Facebook — это лучшая современная социальная сеть?

Антон Носик: Facebook — это инструмент, с помощью которого люди решают свои коммуникативные задачи. Важно не только то, насколько он удобен, понятен и прост в использовании, но и то, сколько твоих друзей им пользуются. Facebook, с моей точки зрения, не очень хороший продукт. Но социальная революция, которую он произвел, объединив на своей платформе полмиллиарда человек в мире, в том числе, значительную долю осмысленного населения русского интернета, вызывает уважение.