Алексей Алексенко   /  Екатерина Шульман   /  Виктор Ерофеев   /  Владислав Иноземцев   /  Александр Баунов   /  Александр Невзоров   /  Андрей Курпатов   /  Михаил Зыгарь   /  Дмитрий Глуховский   /  Ксения Собчак   /  Станислав Белковский   /  Константин Зарубин   /  Валерий Панюшкин   /  Николай Усков   /  Ксения Туркова   /  Артем Рондарев   /  Алексей Алексеев   /  Александр Аузан   /  Евгений Бабушкин   /  Алексей Байер   /  Олег Батлук   /  Леонид Бершидский   /  Андрей Бильжо   /  Максим Блант   /  Михаил Блинкин   /  Георгий Бовт   /  Юрий Богомолов   /  Владимир Буковский   /  Дмитрий Бутрин   /  Дмитрий Быков   /  Илья Васюнин   /  Алена Владимирская   /  Дмитрий Воденников   /  Владимир Войнович   /  Дмитрий Волков   /  Карен Газарян   /  Василий Гатов   /  Марат Гельман   /  Леонид Гозман   /  Мария Голованивская   /  Александр Гольц   /  Линор Горалик   /  Борис Грозовский   /  Дмитрий Губин   /  Дмитрий Гудков   /  Юлия Гусарова   /  Иван Давыдов   /  Владислав Дегтярев   /  Орхан Джемаль   /  Владимир Долгий-Рапопорт   /  Юлия Дудкина   /  Елена Егерева   /  Михаил Елизаров   /  Владимир Есипов   /  Андрей Звягинцев   /  Елена Зелинская   /  Дима Зицер   /  Михаил Идов   /  Олег Кашин   /  Леон Кейн   /  Николай Клименюк   /  Алексей Ковалев   /  Михаил Козырев   /  Сергей Корзун   /  Максим Котин   /  Татьяна Краснова   /  Антон Красовский   /  Федор Крашенинников   /  Станислав Кувалдин   /  Станислав Кучер   /  Татьяна Лазарева   /  Евгений Левкович   /  Павел Лемберский   /  Дмитрий Леонтьев   /  Сергей Лесневский   /  Андрей Макаревич   /  Алексей Малашенко   /  Татьяна Малкина   /  Илья Мильштейн   /  Борис Минаев   /  Александр Минкин   /  Геворг Мирзаян   /  Светлана Миронюк   /  Андрей Мовчан   /  Александр Морозов   /  Егор Мостовщиков   /  Александр Мурашев   /  Катерина Мурашова   /  Андрей Наврозов   /  Сергей Николаевич   /  Елена Новоселова   /  Антон Носик   /  Дмитрий Орешкин   /  Елизавета Осетинская   /  Иван Охлобыстин   /  Глеб Павловский   /  Владимир Паперный   /  Владимир Пахомов   /  Андрей Перцев   /  Людмила Петрановская   /  Юрий Пивоваров   /  Владимир Познер   /  Вера Полозкова   /  Игорь Порошин   /  Захар Прилепин   /  Ирина Прохорова   /  Григорий Ревзин   /  Генри Резник   /  Александр Роднянский   /  Евгений Ройзман   /  Ольга Романова   /  Екатерина Романовская   /  Вадим Рутковский   /  Саша Рязанцев   /  Эдуард Сагалаев   /  Игорь Свинаренко   /  Сергей Сельянов   /  Ксения Семенова   /  Ольга Серебряная   /  Денис Симачев   /  Маша Слоним   /  Ксения Соколова   /  Владимир Сорокин   /  Аркадий Сухолуцкий   /  Михаил Таратута   /  Алексей Тарханов   /  Олег Теплов   /  Павел Теплухин   /  Борис Титов   /  Людмила Улицкая   /  Анатолий Ульянов   /  Василий Уткин   /  Аля Харченко   /  Арина Холина   /  Алексей Цветков   /  Сергей Цехмистренко   /  Виктория Чарочкина   /  Настя Черникова   /  Ксения Чудинова   /  Григорий Чхартишвили   /  Cергей Шаргунов   /  Михаил Шевчук   /  Виктор Шендерович   /  Константин Эггерт   /  Все

Наши колумнисты

Владимир Паперный

Этот cool Koolhaas

+T -
Поделиться:

Некоторые комментаторы утверждали, что я нарочно выбираю провокационные темы и высказываю провокационные идеи, чтобы поднять свой рейтинг. Чтобы восстановить репутацию, поговорим сегодня об... архитектурном образовании. (Читатель, прежде, чем бежать отсюда, прочтите хотя бы один абзац: а вдруг мне удастся сказать что-нибудь провокационное и на эту тему.)

В области провокаций мало кто может сравниться со знаменитым голландским архитектором Ремом Колхасом. Его сенсационная фраза, fuck context, обсуждается и анализируется с 1995 года, все пытаются понять, что именно он имел ввиду. Сотрудник Колхаса Стефан Петерманн недавно пояснил: не надо понимать эту фразу как отрицание архитектурного контекста, имеется в виду творческое взаимодействие с ним (наконец–то появился политкорректный перевод слова fuck).

Фото предоставлено автором
Фото предоставлено автором
Афинская школа: Платон, Аристотель и Рем Колхас

В Москве одновременно открылось два учебных заведения, где преподавание ведется на английском языке — бизнес-школа Сколково и институт медиа, архитектуры и дизайна Стрелка. В первом обучение стоит 60 тысяч евро, во втором оно бесплатное, студентам к тому же платят стипендию. Директор Стрелки Илья Осколков-Ценципер объяснил, чем Стрелка отличается от всех остальных учебных заведений планеты (не считая платы за обучение): во-первых, это место, где «всем не все равно», во-вторых, студентов и предподавателей объединяет убеждение, что «среду можно изменить», и, наконец, Стрелка — это «открытый проект», то есть импровизация. Это значит, что студенты и преподаватели корректируют программу и технологию обучения в процессе самого обучения.

Общую концепцию школы создал сам великий Колхас. Программа включает в себя пять основных тем: сохранение, энергия, общественное пространство, проектирование и истончение. Если вы ничего не поняли из этого перечисления, не огорчайтесь, большинство студентов, с которыми я разговаривал, тоже ничего не поняли, хотя по-прежнему находятся в состоянии близком к эйфории. Непонятность, как объяснила мне одна студентка, пробуждает тебя от спячки и заставляет думать.

Первые пять недель посвящены введению в темы — по неделе на каждую. Первую тему, сохранение, вел сам Колхас. Я спросил его, почему такой успешный и востребованный архитектор, как он, готов тратить время на преподавание.

— Для меня, — сказал он, — преподавание это способ приобрести новые знания. Сидя у себя в офисе это сделать невозможно. Россия для меня особенное место, страна поразительной истории и поразительных талантов. Я провел здесь пять лет, когда был студентом, с 1969 по 1974. Тогда меня больше всего интересовала биография Ивана Леонидова. Мы с друзъями собрали огромный материал, написали о нем книгу, но издать ее так и не удалось. Сейчас мне захотелось вернуться в Россию, потому что Европа, несмотря на всю свою активность, по существу никуда не движется, в ней нет содержания, одна форма. В России наоборот, здесь, как мне кажется, бесконечный запас содержания.

Свою позицию по поводу «сохранения», то есть того, что обычно называют охраной архитектурных памятников, Колхас излагает с присущей ему провокационностью:

— Что создает неповторимый образ Москвы? Я думаю, что это постоянная война между созиданием и разрушением. Может быть, мы должны сохранять не мертвые архитектурные формы, а именно эту войну. Иными словами, мы должны увидеть в разрушении одну из форм сохранения.

Понятно, что эта радикальная позиция не вызвала энтузиазма у присутствующих на обсуждении представителей Архнадзора и MAPS’a (Moscow Architecture Preservation Society).

В рамках программы «сохранение» студентов повезли на экскурсию, включавшую четыре объекта: разваливающееся конструктивистское здание Наркомфина архитектора Гинзбурга, сталинскую высотку на Кудринской площади, гостиницу «Украина-Radisson» и Дворец пионеров на улице Косыгина. Сергей Никитин, организатор культурологических прогулок по Москве, решил переплюнутъ Колхаса в радикальности и сказал, что дом Наркомфина «давно пора снести, потому что его никто не любит». Я начал возражать. Колхас с улыбкой следил за этой «войной» между разрушителем и охранителем и явно получал удовольствие.

Позиция Колхаса стала понятной в вестибюле высотки на Кудринской. Российские студенты дружно плевались: бесвкусица, эклектика, тоталитаризм. Рем был в восторге: какое мастерство, какое чувство цвета, какое комфортабельное пространство. Еще ярче его точка зрения проявилась в гостинице «Украина-Radisson».

— Как интересно, — сказал он, — постмодернизм вступил в борьбу со сталинским интерьером, в результате оба уничтожили лучшее, что было у другого, и у обоих осталось самое худшее. Замечательно!

Критики сказали бы, что такая эстетская позиция возможна только у космополита, залетающего ненадолго в Москву по дороге из Шанхая в Лондон. Я с этим не согласен: мир не делится для Колхаса на свое и чужое. Мне кажется, что его обаяние и истоки его поразительной творческой энергии в бесконечном «детском» любопытстве и полной открытости ко всему.

Можно заметить противоречие между коммерческим успехом фирмы Колхаса АМО и его критической позицией по отношению к капиталистическому обществу. Как ему удается преодолеть это противоречие?

— Я знаю, — говорит Колхас, — Питер Айзенман и другие часто упрекают меня в коллаборационизме. Надо постоянно выражать свою критическую позицию, говорят они. Эта позиция мне чужда. Я ко всему отношусь критически, к Стивену, к вам, к себе. Это не мешает нам вступать в диалог. Критическая позиция не должна отменять участия.

Еще один парадокс. Если разрушение может быть формой сохранения, то критика может быть формой коллаборационизма.

— Модернисты 1920-х хотели изменить мир с помощью архитектуры, — говорю я. — Это была наивность?

— Я такой же наивный, как и они, — отвечает Рем. — Если вы видели то, что мы сделали для Технологического института штата Иллинойс в 2003 году, МакКормик-Трибьюн Кампус центр, вы заметили, что мы тоже до какой-то степени хотели улучшить мир с помощью архитектуры.

Фото предоставлено автором
Фото предоставлено автором
Технологический институт штата Иллинойс. МакКормик-Трибьюн Кампус центр

В этом проекте весь Колхас, со всеми своими парадоксами. Кампус был спроектирован в 1938 году главным модернистом всех времен и народов Мисом ван дер Роэ, незадолго до этого покинувшем нацистскую Германию. Кроме идеальной геометрической архитектуры Мис знаменит полным пренебрежением к контексту. После того, как он он стал деканом архитектурного факультета Технологического института и успел построить несколько зданий в Чикаго, его спросили, как ему нравится город. Мис ответил, что практически не видел его — его довозят на машине от дома до офиса и обратно.

Хотя Колхас и делает провокационные заявления о «творческом взаимодействии» с контекстом, в этом проекте его взаимодействие с контекстом стало действительно творческим. В основу планировки положены пешеходные тропинки, протоптанные студентами и преподавателями за 70 лет существования кампуса. Главный элемент композиции — гигантская овальная труба из нержавеющей стали, в которую Колхас заключил пересекающую всю территорию, поднятую над землей железную дорогу. Эта труба в значительной степени «изменила мир»: она защитила кампус от грохота и вибрации железной дороги, создав пронципиально иной уровень визуального и шумового комфорта.

— Я такой же идеалист, как модернисты 20-х, — заканчивает Рем.

Элегантный, сухой и подтянутый 65–летний идеалист, каждый день проплывающий несколько километров, допивает свой кофе и решительно встает, чтобы нестись в очередной аэропорт.

Комментировать Всего 69 комментариев

Владимир, спасибо большое, что продолжаете эту тему!

Мне кажется, Колхас начал большой и очень содержательный разговор, причем без скидок и реверансов в пользу нашей загадочности. Надеюсь, что мы не потратим впустую год его пребывания в Москве и проговорим эту тему до полной и конструктивной ясности.

Выложила в блог свое интервью с ним, взятое сразу после круглого стола и показанное на Форуме М:Э.Р.:

http://www.snob.ru/profile/blog/16181/26301

Марина, спасибо, что пригласили на форум, и что добавили линк на Ваше интервью. Оно хорошо дополняет и уточняет позицию Рема. Надеюсь на продолжение разговора в реальном и виртуальном пространстве!

Владимир спасибо!Было бы прекрасно,если бы кто-то из редакции постоянно интересовался делами Стрелки и освещал это на сайте.Колхас же действительно удивительная но предсказуемая личность,что не делает его менее интересным,человек от обратного,но в ту же сторону.Его заявление что в Европе сплошной формализм и нет содержания такое же легкое лукавство как и заявление что в России нет формализма а есть содержание.Но такие слова,сказанные в среде профессионалов вызовут скорее иронию и сарказм,а вот для студентов это самое то,пусть думают,главное чтобы раньше времени они не сделали из него кумира для себя.

если бы кто-то постоянно интересовался делами Стрелки

Спасибо, Михаил. На должность этого «кто-то» временно назначен я. Следующая колонка тоже будет про Стрелку (страшный секрет, никому не рассказывайте :)))

Интересно. А можно ли предложить там кому-нибудь тему для разговора (лекции)? Я бы мог рассказать, например, про скандальный "Алтарь мира" в Риме -- это, правда, не Колхас, а Майер, но тоже провокация оказалась будь здоров. (Ну там и без скандала много чего интересного -- одна история извлечения этого алтаря из земли чего стоит.) По-английски, если надо.

Ara Pacis

Виктор, Ara Pacis Ричарда Мейера в Риме и скандал вокруг него — тема интересная, хотя и не очень новая. Что именно Вы предлагаете — статью, лекцию, колонку, блог? Для какой аудитории? У вас уже что-то написано об этом? Можно прочитать? Язык СНОБ'а русский.

Все, что угодно (статью, лекцию, колонку, блог); про язык я имел в виду "Стрелку". У меня написана целая книга -- своего рода исторический путеводитель по Риму, сейчас она на стадии редактуры; если хотите, с радостью покажу главу про Марсово Поле, где есть и про Ara Pacis (скажите только адрес, куда послать).

Виктор, я с удовольствием прочту и постараюсь дать совет, куда послать. Мой адрес: vladimir@paperny.com. Книга выходит? Где?

"Критическая позиция не должна отменять участие" - совершенно верно.

Эту реплику поддерживают: Катерина Инноченте

Да, Гуля, причем это можно отнести к самым разным жизненным ситуациям.

Эту реплику поддерживают: Катерина Инноченте

Какое-то изумительное голланское поколение. Познакомился и неделю работал с Karel Martens-дизайнером и архитектором, изменившем представление о книге, как объекте. Ему тоже лет 65. Даже внешне похожи. И постоянный текст о том, самое важное в профессии все постоянно подвергать сомнению, делать по другому. А хорош или плох результат-совсем и не важно. Звучит убедительно и обаятельно.

Игорь, Karel Martens — потрясающий дизайнер. Хотелось бы услышать (и увидеть) подробнее, как Вы с ним работали.

В Шомоне в мае мы были в жури плакатного биеннале и как члены жури вели мастерклассы. Аудитории были рядом, поэтому перекуры, кофебрейки и обеды были совместные. Разговоры и рисунки на салфетках (у меня не самый лучший английский). И впроброс много важного говорилось(рисовалось). Из любимых был там и Алехандро Магеланес из Мексики. C удовольствим про все расскажу.

Эту реплику поддерживают: Илья Катулин

если что-то у Вас про это написано, хотелось бы прочесть.

Как то ничего не написал. Плохо у меня с писанием. Попробую.

Стоит начать, а дальше остановиться не сможете :)))

Ура! Спасибо за текст! Дико интересно!

Эту реплику поддерживают: Ксения Чудинова

Дико интересно!

Наконец-то я грязнуля Мойдодыру угодил!

"Тогда меня больше всего интересовала биография Ивана Леонидова. Мы с друзъями собрали огромный материал, написали о нем книгу, но издать ее так и не удалось. "

ГДЕ!!!????

Где текст, где материалы?

Ведь эту работу никто с тех пор так и не проделал!

Почему никто? А Гозак? Сначала в Англии, в Академии, потом в России - к столетию.

И сейчас, если не путаю, еще что-то издано архивное у Гордеева.

"Почему никто? А Гозак?"

А Вы видели сколько у Гозака текста? Я сейчас посмотрел - 25 страниц крупным шрифтом. Это альбом, а не исследование жизни и творчества.

Была еще книжка Хан-Магомедова, для 1971 г. - замечательная.  Вообще нет НИ ОДНОЙ полноценно исследованной биографии советских архитекторов, даже самых знаменитых.

................................

"И сейчас, если не путаю, еще что-то издано архивное у Гордеева"

...................................

Вот это - http://www.niitag.ru/info/doc/?260?

Это каталог выставки.  Или еще что-то было?

Нет, вот это:

http://www.avangard-ru.org/pages/event.detail.php?id=103

Все же не архивное, а расширенное переиздание Хан-Магомедова с учетом новых открытий, вроде Дома пионеров в Твери.

Дмитрий, положа руку на сердце, мы можем только догадываться, что за огромный материал собрал Рем со товарищи. Было ли там больше 25 страниц текста. Впрочем, сейчас это будет нетрудно узнать.

Ага, спасибо, забыл, что видел рекламу.

Ну, переиздание Хан-Магомедова - это и есть переиздание Хан-Магомедова. У меня почти все книги этой серии. При всей огромной благодарности к С.О. за публикацию его архивов и собранных сведений, на исчерпывающие исследования эти книги не тянут.

Буквально по каждой можно составить длиннющий список ключевых вопрос, которые не упомянуты, не заданы, обойдены...

Что касается Рема Колхаса, то он ведь не проходил советскую выучку. Поэтому наверняка интересовался вещами, о которых в приличном советском обществе не принято было спрашивать. На то и надежда)

и правильно делаете:))

тему попровокационнее и рассуждения порадикальнее - рейтинг это самое главное. Потому что люди не идиоты - раз читают, значит написано что-то хорошее и полезное.

В этом разница между провокацией и глупостью. Провокация штука очень полезная - она мотивирует на действие.

она мотивирует на действие

иногда катастрофическое:))

чего-то не верю я в роль личности в истории:))

поэтому для меня действия одного человека никогда катастрофичными не кажутся. Катастрофа для меня всегда природный катаклизм...

действия одного человека никогда катастрофичными не кажутся

про Герострата забыли? про террористов?

ну давайте рассуждать как взрослые люди:))

Владимир, а реально, что существенного в мире изменили террористы или Герострат (кстати я лично с ним не знаком и все только по слухам:)))??

Вот только давайте серьезно. Что Америка рухнула? или человечество отказалось от использования огня?

Лучше попробуйте рассмотреть совсем другой пример из истории - мне он кажется страшно поучительным. Колесо на самом деле изобрели индейцы Майа, но не стали им пользоваться, они прекрасно понимали преимущества и все блага, которые несет его использование, но не стали это делать. Почему? - у них был бог - солнце и они сильно боялись его обидеть - наверняка т видите сходство:) - оба круглые. Где сейчас великая цивилизация Майа? - вот то-то... А Вы говорите "террористы и геростраты" меняют историю.....

Эстетство Колхаса

"Ничто   не  ново   под  Луной" :      Россия  есть  содержание,  Европа  -  форма.

Как   будто    содержание  и  форма  встречаются  повсеместно    и   -   в  одном    целом.... 

Ничего  подобного...  

Это  -  удел  гениев...  

 А  что-то  мне  говорит,  что  Колхас  -  не  гений,  а  талантливый   техник,   помноженный  на   провокационные   идеи:    

"сохранение, энергия, общественное пространство, проектирование и истончение"....

Мой  отец  -   архитектор,  так   у  него  таких  идей...  не  буду  продолжать...

Владимир,  спасибо  за   тему...

удел гениев

Гений — одно из самых загадочных слов. Я не знаю, что оно значит. Могу сказать одно: на постройки Колхаса всегда интересно смотреть, и его самого всегда интересно слушать. 

Когда   человеку  есть,  что  сказать,  его  всегда  интересно  слушать   -  Вас  тоже,  интересно,  например....

Я  не  про  это,  а  про  то,   что  есть  такое  понятие,  как   эстетство,    которое   выражается     в  fuck context  и  т. д.   Сегодняшние   представители   искусств,   куда  отношу  и  архитектуру,   этим  часто  пользуются   и   слишком   объясняют    свои   творения,   вместо  того   чтобы     дать   творению   самому  себя   объяснить...

Владимир,  не  вопринимайте  это,  как   наезд  на  Колхаса   и  его  творческое   наследие    -  я тоже  люблю   ярких   людей,     а    всего  лишь   как   лёгкая   критика   той   театральности,  с  которой   обставляется   сейчас   любое  проявление   креативности...

Эту реплику поддерживают: Катерина Инноченте

C одной стороны я согласна с Лилианой: сегодня любое проявление креативности обставлено некой театральность. С другой стороны, это явление родилось отнюдь не сегодня. Достаточно вспомнить эпоху Ренессанса. Что же касается Рема, он прекрасен. То, что он строит, прекрасно. Если у него и есть какая-то театральность в высказываниях, то это неосознанно. Он не рисуется умышленно. Мне кажется, он совсем другого плана человек. Голландцы вообще очень редко рисуются. Их два современных гения, Рем и Густав Леонхардт, оба -- очень простые люди. Простые в смысле down to earth. 

Эту реплику поддерживают: Liliana Loss

Катерина, Вы всегда великодушны

Иногда  реклама   самих   себя  переходит  общепринятые  границы  и  задевает   на  уровне  вкусовых   ощущений...  Созданное   человеком   должно  говорить  от  своего   лица.  

Я  это,  конечно,  не   про  Колхаса  излагаю,   а  про   сегодняшний   экстремальный   индивидуализм...   

Что  касается   архитектуры  Р. Колхаса,   которая   мне  нравится,  но  предпочитаю   César Pelli,    Santiago Calatrava,   Norman Foster...

César Pelli, Santiago Calatrava, Norman Foster

Лилиана, из этой троицы мне ближе всего Пелли. Калатраву упрекают (справедливо) в том, что он (иногда) имитирует инженерные конструкции, добавляя бессмысленные детали из пенопласта "для красоты". В Фостере я разочаровался после Хрустального острова, который он сначала пыталлся продать арабским шейхам, а потом Лужкову, почти как Церетелли с Петром.

"Калатраву упрекают (справедливо) в том, что он (иногда) имитирует инженерные конструкции, добавляя бессмысленные детали из пенопласта "для красоты".

-   Странно,  что   его    упрекают   в   нескольких  образованиях...  У   Калатравы   есть  не  только  архитектурное,  но  и  инженерное,  чем  могут   похвастаться   немногие   архитекторы...

А  насчёт   добавления   красоты,  так   это  -   естественный   человеческий   импульс...   

"В Фостере я разочаровался после Хрустального острова, который он сначала пыталлся продать арабским шейхам, а потом Лужкову, почти как Церетелли с Петром."

-   Я  не  люблю   мешать   личные   разочарования   с    признанием    таланта   в   связи    с  общественной  проекцией....     Ничто  человеческое   не  чуждо  даже   самым  высокоталантливым  людям....

"Хрустальный   остров"  -  прекрасный   архитектурный  замысел   и   пытаться   претворить  его   в   жизнь   может  означать   сразу  несколько   целей:  видеть     свою   архитектурную   идею   осуществлённой,  приумножить   славу,  заработать  денег,  удовлетворить   креативное    честолюбие.... 

"Хрустальный остров" — прекрасный архитектурный замысел

Лилиана, вот это именно то, с чем я не могу согласиться :(((

Аргументируйте,  Владимир  или   проект   Вам    не  нравится    чисто  визуально?

лёгкая критика театральности

Лилиана, я понимаю, что чрезмерная театральность может раздражать, но мне (в результате недолгого общения с Колхасом) показалось, что у него театральность присутствует только в архитектуре, а в личном общении и публичных выступлениях театральности нет совсем, он обычно бормочет что-то под нос, не очень заботясь об эффекте.

Эту реплику поддерживают: Liliana Loss

ot podrugi arhitektora

"о, как я завидую студентам Стрелки..."

Эту реплику поддерживают: Катерина Инноченте

i eshe ot nee zhe

perhaps i should start reading snob  if articles about rem are a part of it

И я им тоже очень завидую. Прямщас бросить бы все-все-все и снова учиться! Мы всю жизнь, конечно, чему-то учимся, но я имею в виду именно так, чтобы снова сесть за парту и ничем другим кромe учебы не заниматься. Это ведь такой luxury. 

И так жаль, что в 20 лет этого не понимаешь!

Эту реплику поддерживают: Liliana Loss

в 20 лет этого не понимаешь

Некоторые понимают и становятся Колхасами :)))

Я понимала и училась, но было очень непросто учиться и параллельно руководить своей компанией. А сейчас я бы именно хотела бросить ВСЕ и только учиться в свое удовольствие. Но это мечты, конечно :) 

Эту реплику поддерживают: Вера Шенгелия

Мария,  как  Вы  правы!

Хорошо,  что    в  40  хоть  какое-то понимание   приходит...

Знаете, как дословно переводится фамилия? Капустный заяц.

По приданию у голландцев не было фамилий. А потом их завоевал Наполеон и навел порядок администрации - повелел всем завести фамилии. Голландцы решили ему "отомстить" и напридумывали себе зачастую глупые двухкорневые фамилии. Эта фамилия еще мирная. Я еще бывают Hoefnagels - Копытоногтев, Van Schoenwikel - Изобувномагазинов и т.д. и т.п.

Эту реплику поддерживают: Катерина Инноченте

Хаха да! У мужа моей сестры именно такая двухкорневая фамилия, которую я до сих пор не научилась произносить :) 

Так это великий архитектор - муж Вашей сестры?

Или муж Вашей сестры - другой голландец с непереводимой фамилией?

:)))

Другой голландец с непереводимой фамилией. Великий юрист :)

Кстати, я не говорила, что Вы берете для рейтингов провокационные темы. Я говорила, что если бы у меня были сомнения в том, что Вы можете с таким же успехом писать про уйму других тем из разных областей человеческих знаний, то я бы подумала, что Вы это делаете :-)))

я не говорила

а я и не говорил, что Вы говорили :))) я создал такой синтетический образ комментатора.

Спасибо! Прочел с удовольствием и проникся уважением к герою. Тем более, у меня дочь учится IIT

Что она говорит про трубу? Про стук колес? Про диагональные тропинки?

Владимир, обсуждала эту статью сегодня с подругой архитектором (вернее она говорила, а я слушала или отвечала шепотом). Ее приятно удивило, что Стрелка есть, но удивление ее было еще вызвано тем, что архитекторы заканчивающие такие школы редко становятся раскрученными и коммерческими. Как она выразилась: такие школы готовят больше "бумажных архитекторов", что прекрасно, но непонятно зачем это российскому правительству? Может быть мы не поняли и Стрелка финансируется частным образом? Не могли бы Вы прокомментировать?

такие школы готовят больше "бумажных архитекторов"

Если я правильно понял, идея Стрелки (и Колхаса) состоит в том, что есть много архитектурных школ, где готовят технически грамотных архитекторов, но практически не существует таких, которые учили бы ставить и решать проблемы. Название "институт архитектуры, дизайна и медиа" показывает, что для организаторов было важно сильно расширить круг проблем, находящихся в сознании архитектора. Сам Колхас решил для себя эту задачу прибавив к своей фирме AMO, чисто исследовательскую компанию OMA.

Мария, да, конечно! Стрелку совсем не государствое учебное заведение: ее финансирует Александр Мамут & Co. Илья Цинципер рассказывал нам в Сочи, что их бар приносит  неплохую прибыль и помогает оплачивать кое-какие счета, но это мизер по сравнению с тем, что они тратят. Владимир тебе расскажет подробнее. 

Вот кто входит в попечительский совет Стрелки:

http://www.strelkainstitute.com/#url=/idea/steering-committee

Катерина, такого рода спонсорство можно только приветствовать, когда деньги идут на дело, реализующее внятную и необходимую обществу миссию. в контрасте здесь выглядит похожий, более масштабный и более известный проект. есть ощущение,  что Сколково - это как яйца Вексельберга - политический проект. на этом основании возникает другое предчувствие, что от Сколково хорошего ждать не приходится. слишком политизировано все. энтузиастов не видно.

Эту реплику поддерживают: Катерина Инноченте

А я и приветствую :) Причем от всей души: на Стрелке работает коллектив настоящих энтузиастов. Когда такие талантливые люди как Илья, для которого я  несколько лет писала в Афишу, что-то придумывают, они всегда делают это очень хорошо. Илья вообще редкий человек: он настоящий visionary. А теперь у них арт-директором еще один наш коллега из Афиши, очень талантливый дизайнер. А Варвара Мельникова -- из тех, что работают как вол и как компьютер. Удивительная девушка, в России таких менеджеров немного. В общем, команда что надо. На мой взгляд их (и их международные связи) будет трудно переплюнуть. Про Сколково ничего не знаю -- сама пока там не была, все только понаслышке. 

честно сказать мне тоже не много известно. это и настораживает, что при задранной планке как-то тихо все. дорогое образование требует привлечения внимания дорогой публики.

Так может быть "дорогой публике" все и рассказывают. Нам-то с Вами откуда знать? ;) 

а я себя к дешевой не отношу :)

Владимир, там у Степана была недавно тема про то, что нужно иногда поддерживать и материалы которые не насобирают сотни комментариев. Эта Ваша статья именно такая. Я уже перечитала ее два раза - это же страшно интесно, хоть и добавить мне по существу нечего. Насколько я понимаю оплата труда колумнистов привязанна к рейтингу, но мне искренне хотелось бы чтобы таких статей как эта было больше. Спасибо Вам.

оплата труда колумнистов привязанна к рейтингу

Дорогая Мария, нет, не привязана! То есть в каком-то космическом смысле все привязано ко всему, и можно предположить, что косвенным образом высокий рейтинг может в будущем улучшить мое материальное положение:))), но колумнистам Сноба платят за колонку, а не за комментарии. С другой стороны, идея сайта Сноба — социальная сеть для русскоязычных "интеллектуалов" (за неимением лучшего слова), поэтому рейтинг колонки это скорее показатель успеха сайта, чем автора колонки. Возможно ли писать так, чтобы убивать обоих зайцев, я не знаю.

Все об архитектуре, об архитектуре...

У нас средовой дизайн, что в Москве, что в России, слабенький, потому что небюджетный ?

На конкурсах Инновационного дизайна последних лет - всякие оригинальные решения были победителями  - где они  в жизни ?

Как Вы думаете, Володимир, в чем тут засада ?

в чем тут засада?

Збышек, боюсь, что «узок круг этих революционеров, и страшно далеки они от народа».

Эту реплику поддерживают: Мария Генкина, Катерина Инноченте

Насколько мне известно, уже нет.

Дипломант Инноваций - Борис Бернаскони --член совета по городской среде инновационного центра "Сколково ))

Мне хочется совместить рефлекс "все подвергать сомнению" со способностью доверять миру, со смирением и приятием. У меня не получается. А вот у Колхаса последнее есть в огромном количестве.

При этом заявления на тему всеобьемлющей критичности создают обманку - "ложный путь" для всех кто меньше талантлив и больше думает, чем творит. Может это такой естественный отбор? Кто не поддастся на провокацию, тот сохранит в себе Творца. А остальным прямая дорога в постпостмодернистский плангтон.

кто меньше талантлив

Да, Александра, главная несправедливость мира: талант распределили не поровну. У каждого из нас есть обида: кому-то досталось больше. Выход, мне кажется, не в пост- пост- пост- изме, а в том, чтобы, как сказал Фадеев (был такой советский писатель) в романе «Разгром», перестать плакать, жить и исполнять свои обязанности.

Владимир, возможно, я влезу со своей темой в некий офф-топ, но по ходу чтения этого материала вспомнила вопрос, который меня давно мучает. Интересно Ваше мнение.

Недавно я была в Албании. Накануне поездки я спросила у знакомого, был ли он.

Ответ меня удивил: "А зачем мне ехать в страну, которая не дала миру ни одного ученого, ни одного врача, писателя, другой выдающейся личности".

С закушенной губой и таким вот волшебным, простите, пенделем я поехала в Албанию. И первый вопрос нашему гиду там (он местный, албанец) был, конечно: "А правда ли что ваша страна не дала миру..." далее понятно. 

Меня не побили за вопрос, но обиделись и ответили: "Здравствуйте! Албания дала миру лучшего архитектора..Брахрамазахрвер". Гид произнес имя, но я ничего не поняла... :( Переспросить не решилась, т.к. гид хотел скорее от меня избавиться и это чувствовалось.

Скажите, правда ли есть архитектор с мировым именем из Албании? Что он делал? И как Вы лично относитесь к его проектам?