Центр Помпиду «Электрические ночи» — выставка про огонь и свет

Фото предоставлено МДФ
Фото предоставлено МДФ

Без сомнения, эта выставка — крупнейшее событие в области изобразительных индивидуальных искусств. Центр Помпиду последний раз был в Москве так давно, что уже невозможно вспомнить, когда делалась выставка «Москва — Париж». И вот теперь Центр Помпиду привез нам мультимедийную экспозицию, где будут и фотографии, и видео, и работы, связанные со светом и другими мультимедийными эффектами. Кураторы этой выставки — Лоран Ле Бон, директор нового Центра Помпиду в Ницце, и Филипп-Ален Мишо, куратор Центра Помпиду. Эта выставка тонкая, сложная, как музыкальное произведение, где каждая тема представлена одной работой, поддерживается другой, ассоциируется с третьей.Там будут представлены работы классиков мировой фотографии. На «Электрических ночах» мы еще раз убедимся, что новые медиа — реальные участники современного художественного процесса.

Ретроспектива Георгия Петрусова, классика советской фотографии

Фото предоставлено МДФ
Фото предоставлено МДФ

Одно из центральных открытий, для нас особенно важных, — ретроспектива Георгия Петрусова из собрания Алекса Лахмана и музея МДФ.

Петрусов — классик советской фотографии, знаменитой в 20-30-е годы. Он представитель русского конструктивизма и модернизма — направлений, которые потом ушли в сторону соцреализма и породили течение, распространившееся во всех странах мира. Так, Лени Рифеншталь снимала «Олимпию» и другие знаменитые снимки не без влияния Петрусова.

Георгий Петрусов начинает примерно в то же время, что и Александр Родченко: в самом начале 20-х. А в 1924-м его снимки получили широкую известность. Он начинает как репортажный фотограф и работает поначалу вместе с Романом Карменом. Позже Петрусов становится автором легендарного «СССР на стройке», он создает образы, ставшие иконами: моряки, девушки, танцующие на Красной площади; парад всех советских республик; известные мизансцены «Колхозники на колхозном поле», без которых  было бы невозможно появление знаменитого советского фильма «Свинарка и пастух». Я убеждена, что вся эстетика советского кинематографа, а позже — всей советской живописи родилась именно из фотографии.

Его работы — это, как правило, очень артикулированные крупные планы. Они божественно красивы. Кроме того, Петрусов — гениальный печатник. Я думаю, что в русском модернизме ему равных нет, если мы говорим о качестве печати. Петрусов просто творил чудеса в своей маленькой темной комнате. 

После того как Петрусов прошел всю войну, он, как и многие другие, в конце 40-х, когда началась борьба с космополитизмом, потерял право на работу. Новой власти старые бойцы, создавшие гордость и славу русской фотографии, оказались не нужны. А ведь благодаря в том числе и его работам в журнале «СССР на стройке» в советскую страну был влюблен весь мир. Вообще советская пропаганда не придумала ничего более сильного, если мы говорим о визуальном оружии, чем издание журнала «СССР на стройке». И каждый номер обязательно публиковал работы Петрусова. Журнал выходил на английском, немецком, русском и итальянском языках. В него все были влюблены, он бережно хранился во всех музеях мира, этому журналу сегодня нет цены… И вот эти первые люди, которые заразили мир верой в то, что светлый коммунизм будет построен, были «сосланы». Как известно, проштрафившихся функционеров «ссылали» в два места – или в сельское хозяйство, или в культуру. И Петрусова, как и многих других больших фотографов того времени, «сослали» в журнал «Художественная самодеятельность», который неожиданно начал процветать в 50-е годы. В немалой степени благодаря Петрусову, который там выдает фантастические серии: снимки ансамбля «Березка» и огромный проект «Балет Большого театра», часть которого мы будем показывать, – это чудо. Удивительные, тонкие, фантастические работы. Каждый раз я смотрю на фотографии и понимаю, что это тайна, как он умудрялся снимать черно-белые фотографии, которые передавали нам свет, воздух, движение и все равно оставляли что-то за кадром, что-то недосказанное. И до сих пор, на мой взгляд, балет и театр никто лучше Петрусова не снял. 

«Фотоальбом Александра Будберга» — история конкретных кадров лучших фотографий мира

Фото предоставлено МДФ
Фото предоставлено МДФ

150 фотографий the best of the best мировой фотожурналистики второй половины ХХ века: Картье Брюссон, Мартин Франк, Эрман Элиот, Робер Коба — люди и фотографии, которые меняли мир. И рядом с каждой фотографией — текст Александра Будберга, с моей точки зрения, гениальный. «Фотоальбом» мы готовили почти два года. 

Главная особенность «Фотоальбома» — тексты. Разумеется, я прочитала сотни и сотни книг о философских вопросах, об истории фотографии, о том или ином фотографе, — но никто не пишет о конкретном снимке, потому что это самый трудный жанр, большинству недоступный. Но только не Будбергу… 

Чтобы объяснить его талант, нужно рассказать одну историю. Года два назад ко мне на рецензию попала безымянная рукопись. Я ее очень долго читала. Наверное, месяца полтора-два. Каждый день. Я не могла прочесть больше двух-трех историй, потому что не выносила эмоционального напряжения. Это были удивительные рассказы, из которых узнаешь о том, как создавалась фотография, о ее пластических особенностях, о конкретных кадрах. Лишь потом я узнала, что это была рукопись Будберга. 

Конечно, он удивительный. Человек, у которого особым образом развито мышление и восприятие искусства. И это то, что надо развивать в себе. Мне повезло, что в свое время мне эти качества привила искусствовед Третьяковской галереи Елена Алексеевна Лебединская.

Выставка Симона де Пюри — концептуальный проект о структурах мира

Фото предоставлено МДФ
Фото предоставлено МДФ

Все знают Симона де Пюри; он — мировая легенда, глава аукционного дома Phillips de Pury & Company. Но в России Симон — дважды легенда, потому что именно он в 1988 году, организовал и провел знаменитый «Сотбис»», который определил цену и значение русского неофициального искусства. До него Кабаков, Брускин, Янкилевский — это был мусор, ютившийся в подвалах и на чердаках. А де Пюри сам отбирал работы для этого «Сотбиса», сам проводил аукцион. На этом аукционе работа Брускина получила миллион долларов. Это было сенсацией, потому что никто в Советском Союзе не мог себе представить миллион долларов. Не важно, что получили художники (официальная  система расчета с ними была специфическая), важно, что за их работы заплатили такую цену. Это был риск невероятный, и это была победа. И поэтому сегодня все, кто так или иначе работает в современном искусстве, не должны забывать, что был такой момент в истории, после которого началось триумфальное шествие (к сожалению, очень краткосрочное) русского современного искусства по миру. Так что Симон де Пюри — легендарный персонаж. 

Но мало кто знает, что Симон де Пюри всю свою жизнь фотографировал. Он не афишировал свое хобби. И фотографии у него удивительные. Ведь он сам — центр, вокруг которого крутится художественная жизнь. И, конечно, интересно, что и как он видит в мире. 

Туалеты, стеганые одеяла на кроватях, пол, потолки с лампами — ему нужна ровная  структура. Эта выставка — roadmovie Симона де Пюри. С моей точки зрения, концептуально это блистательный проект. Вот к чему мы стремились, вот что мы обожествляем. И вот почему так устроен этот мир. Почему все отели, в которых мы сегодня останавливаемся, похожи как две капли воды— для того чтобы мы не слишком терялись, когда пересекаем континенты раз в три-четыре дня. Это замечательный и интересный проект.

Подготовила Ксения Чудинова