Диктатура как способ воспитания гения

Китайская мама любит своего ребенка. Поэтому она хочет, чтобы он умел достигать  высоких результатов во всем, за что только возьмется. Так что она запрещает все развлечения и заставляет по много часов решать задачи или заниматься музыкой. История одной «китайской» мамы стала главной темой для американской прессы и блогосферы, потому что ставит фундаментальный вопрос: как правильно любить детей?

Иллюстрация: Corbis/Fotosa.ru
Иллюстрация: Corbis/Fotosa.ru
+T -
Поделиться:

Получив от четырехлетней дочери в подарок самодельную открытку с нарисованной улыбающейся рожицей и текстом внутри «С днем рождения, мама. С любовью, Лулу», Эми Чуа не стала умиляться и принимать поздравления, постить открытку в Фейсбуке или класть на рабочий стол, как сделали бы мы все на ее месте. Она отдала открытку обратно и попросила переделать ее. Очевидно, что Лулу старалась, а не просто начертила смайлик, чтобы дешево отделаться. Нет, у Эми Чуа не было в этот момент жизненного кризиса. Просто все, что делают ее дети, должно быть результатом большого труда. Она называет это «китайским» воспитанием.

Запрет на телевизор и компьютерные игры, походы в гости с ночевками и свободное время, чтобы погулять с одноклассниками. Вместо этого — много часов математики и музыки. «Если к завтрашнему дню не выучишь “Маленького белого ослика”, я отдам все твои куклы в Армию спасения. Больше не можешь? Это не так. Ты просто не веришь в себя». Лулу сидела за фортепьяно до тех пор, пока пьеса не будет отработана — ей не давали воду и не пускали в туалет. Страдания, уверяет Эми, окупались: когда пьеса наконец-то получилась, дочь была счастлива. В другой раз, не проявив должной усидчивости, она была выставлена за дверь (дело было зимой). А однажды Эми за недостойное поведение за столом назвала свою дочь «дрянью», чем шокировала гостей. Ее тоже однажды так назвал ее папа. И никакой травмы. Она ведь точно знала, что папа ее любит.

Все главные установки современных родителей, которые не хотят травмировать своих детей, делать их заложниками академических и творческих успехов, а хотят, чтобы они росли счастливыми и ни в чем не нуждались, являются, согласно Эми Чуа, глупыми и вредными. Она написала об этом в своей книге «Боевая песня матери-тигрицы» . Неделю назад книга была издана, и всю эту неделю об Эми и ее семье говорят и пишут американские и британские СМИ. Издеваться над ребенком и еще называть это любовью? Наносить детям серьезные психологические травмы ради академических успехов?

Эми считает, что типичный продукт «западной» культуры — избалованный ребенок, который ничего не может и не хочет. Его кормили грудью до трех лет, до пяти он спал вместе с родителями, он не умеет напрягаться и получать результат, его всегда пасут, и его будущее неопределенно. Его родители больше всего беспокоятся о том, чтобы не повредить психику и не занизить самооценку. То ли дело китайская культура — главный источник музыкальных вундеркиндов и способных математиков. Родители никогда не позволяют детям делать, что они хотят. У них жесткое расписание и четкие цели. И конечно, папа с мамой их очень любят. Если точнее, жесткое воспитание — это и есть проявление настоящей родительской любви.

«Детство — это время тренировок, воспитания характера и инвестиций в будущее», — пишет Эми. Ее саму, разумеется, так и воспитывали. Сейчас она профессор права в Йельской юридической школе. Ее дочерям 14 и 18, они отличницы и очень успешны в музыке.

Эми не настоящий китаец, а ее дети — тем более. И недавно система дала сбой. Сначала мать обнаружила на рояле следы от зубов: старшая дочь Софи грызла инструмент во время многочасовых занятий музыкой. Потом младшая, Лулу, отрезала себе волосы кухонными ножницами. Наконец, они поехали всей семьей в туристическую поездку в Москву, и Лулу прямо в ресторане закатила истерику. После ее слов «Я ненавижу тебя! Я ненавижу эту семью!» Эми наконец сдалась. В попытке осознать, что она делала не так и как восстановить отношения с детьми, Эми Чуа и начала писать свою книгу. Цель  достигнута — обсуждая все произошедшее с детьми и мужем, она смогла снова собрать чуть было не развалившуюся семью. «Мама все драматизировала, и в реальности она гораздо приятнее, чем в книжке, — говорит ее старшая дочь. — Она разрешала мне ходить на концерты рэпа и делать археологические раскопки в нашем дворе, что не является очень уж китайским занятием».

Ну и писать о том, как ты воспитываешь детей — тоже не слишком китайская привычка, говорит сама Эми. Она по-прежнему считает, что от детей нужно требовать наилучших показателей во всем, будь то контрольная по математике или поздравительная открытка. Правда, Софи недавно сообщила маме о том, что контрольная провалена, и в ответ получила смс: «Плевать! Мама все равно тебя любит».

Насколько традиционными являются такие методы воспитания? И не потому ли Эми потерпела неудачу, что была недостаточно «китайской» мамой? Имеет ли право каждая мать выбирать свой собственный стиль или в случае с Эми кому-то из добрых людей нужно было вмешаться? Прилично ли так откровенно описывать свой дикий и, к тому же, провальный педагогический опыт? Примерно такой круг вопросов обсуждают американские и британские мамы, прочитав книжку. Интересно, кто-нибудь из них хотя бы на секунду задумался, а не попробовать ли ужесточить свою воспитательную систему?

Комментировать Всего 33 комментария

Восточная система воспитания детей к нашей западной никакого отношения не имеет и не нам их судить...  С нашей точки зрения - это просто зверство какое-то....  азиатчина.... дикость....   а у них есть вполне рациональные доводы в пользу именно такого подхода... 

И не надо тут искать компромисс.  Просто разный подход.   Разная ментальность.

Эту реплику поддерживают: Тата Донец

Все новое- это хорошо забытое  ...  Это традиционная русско-еврейская система воспитания из ребенка вундеркинда, шахматного чемпиона, гениального пианиста, нобелевского лауреата ... С привязыванием к стулу и лишением конфет ...

Эту реплику поддерживают: Федор Гнучев

Традиционная русско-еврейская система...

Ну не знаю... Мой еврейский отец, увидев, как меня лупцевала по попе и спине педагог по художественной гимнастике, орал как потерпевший... На педагога. И категорически запретил мне заниматься гимнастикой))) При чем мне-то очень хотелось, и я была готова сопли и слезы глотать молча, но именно тогда я услышала слова о мазохизме и о том, что никто тебя, маленькая, бить не должен никогда ни под какими предлогами. И черт с ней с художественной гимнастикой!

Лупцевание по спине не есть наш еврейский педагогический прием.

Эту реплику поддерживают: Маргарита Горкина

Действительно. То ли дело - к стулу привязать или конфетки ребенка лишить. Милое ведь дело!  

То ли дело - к стулу привязать или конфетки ребенка лишить.

Вот она, Иосиф, расплата за еврейскую любовь к риторическим гиперболам! ;-)))

Гипербола - это когда в качестве еврейского приема воспитания пользуют летающие стулья в случае неповиновения дитяти!

Жестокая нация! Слов нет! Но больше - по рассказам. В основном - по собственным..... ))))))

Сам не расскажешь - никто ведь не узнает!!!!!!

И то верно! Тем более, что трудно найти на этой планете человека, способного совладать с соблазном поучаствовать в исправлении еврейских нравов. )))))

Даже вопросы нравственного несовершенства американцев, немцев и русских блекнут перед этим в глазах прогрессивной мировой общественности.....

Еще как блекнут! А нравы - они на то и нравы: исправить их невозможно-таки, сколько ни старайся!

Но как приятно этим заниматься с чужими нравами!!!! Мням!

Тут процесс гораздо важнее результата. )))))

Вы предпочитаете исправительные работы?!!
Но зачем Вы тогда смайликами улыбалися, когда говорили о важности процесса! Все бы Вам шутить!

Беда у меня с характером! Всё шучу и шучу, даже если не стоит....

Очень интересная мысль о русско-еврейском воспитании.

Я это читаю, как воспитание еврейских детей в условиях СССР (России?).

Такая система (насилие во благо) сложилась из стремления сформировать у ребенка личностные преимущества в условиях потенциально враждебной окружающей среды. Эта система формировала интеллектуальных акселератов, опережающих общий уровень. Ответом на это (в сочетании с существованием еврейской кассы всяческой взаимопомощи) стали административные запреты (п.5 и правило трех «не» - не принимать, не выгонять и не продвигать).

Есть и другое – нечто подобное происходит в семьях, где родители реализуют свой, не оцененный, как они считают потенциал, в детях.

Эту реплику поддерживают: Владимир Генин, Федор Гнучев

в условиях активно враждебной окружающей среды :-))

Принцип прост, как открытая дверь:

Не рвешься к звездам - из канавы не вылезешь.

И с характерным чистосердечным признанием :

<Правда, Софи недавно сообщила маме о том, что контрольная провалена, и в ответ получила смс: «Плевать! Мама все равно тебя любит».>

И 18 лет на достижение этой идеи - неплохой результат :-)

Но также очевидно, что ребенок с "натянутой на голову маминой юбкой" далеко не уйдет. А результатом станет "размазня", которая ещё и от родителей будет получать упреки - "ну сделай хоть что-нибудь сам!"

Так настоящих раздолбаев и раздолбаек не воспитать :-)

В Японии например до 6 лет детям позволяют буквально все....   все их животные инстинкты свободны...они могут драться кусаться,  бить,   унижать друг друга в детском саду....   и это нормально....   А потом наступает момент когда им это напрочь запрещают.....   с применением  физического насилия... таким образом индуцируется  мощнейшая эмоциональная травма..... в 12 лет они  все получают вторую  эмоциональную травму  в школе... ....     В результате  из живых нормальных разнообразных детей выходят одинаковые зомбированные роботы....    И это считаетсся там успешным результатом.... Те кто  чудом сохранили в себе индивидуальность - становятся изгоями  и аутсайдерами. 

Российский ребенок попадая в эту систему получается  на выходе  абсолютно японским....   Ну вот такая у них система  воспитания.... другой нет.

Ну у нас есть тоже своя система воспитания, которую, в советские годы в особенности, педагоги любили подкреплять фразой: "Тяжело в ученьи - легко в бою!"

Смотря,  что хочешь получить на выходе - продукт или человека. Бедные китайцы, у них огромная конкуренция, вот и сходят с ума родители, чтобы помочь детям занять достойное место под солнцем. То, что нельзя позволять делать детям ВСЕ, это так. Но делать то, что ему не навредит - почему нет. Они изучают жизнь, учатся жить, получают опыт. Стараться делать все лучше надо, но без фанатизма, и не таким диким способом, как Эми, вернув открытку. Это уже клиника, Эми надо было идти к психологу.

В результате из живых нормальных разнообразных детей выходят одинаковые зомбированные роботы....

Я последние 15 лет много общаюсь и дружу с китайцами. В основном с "белой косточкой", потомственными интеллигентами. Китайская система воспитания дает вполне обаятельный результат. Цена, правда, дороговата. Как и в "еврейской" системе.

Эту реплику поддерживают: Наталья Конрадова, Тата Донец

Совершенно какая-то "некитайская" история. Человек ведь тем счастливее, чем полнее мир его принимает. В начале жизни родители - главные "приемники" чада. Потом уже подтягиваются прочие - учителя, тренеры, сверстники. Мне кажется, что в общем все равно, чем заменять любовь и принятие - "заботой о самооценке и ненанесении психологической травмы" или "приучением к труду и достижениям". И то, и то приносит свои отдельные бонусы, но не заменяет главного.

Катерина, а как можно выразить это самое главное? Эми считает, что постоянным контролем и присутствием в жизни ребенка. Следить за домашними заданиями, радоваться успехам, огорчаться неудачам, наказывать за лень, но главное - все время делать свою родительскую "работу". Она как раз и говорит, что принимает своих дочерей гораздо в большей степени, чем "западные" родители, дающие разные  бессмысленные и вредные свободы. Например, после того, как Лулу просидела над пьесой без воды и туалета (и в результате освоила эту пьесу), она спала вместе с матерью, они всю ночь "обнимались и радовались" успеху. Вроде как похоже на любовь.

А история совершенно не китайская, я согласна. То ли Эми уже давно не носитель азиатской культуры, то ли, наоборот, надо было строже и последовательней.

Наташа, сейчас попробую про главное. Ключевой вопрос, наверное: чему радуемся? Это ведь нам от зверей еще досталось. Мать лежит в гнезде, вылизывает детенышей, ей в радость, что они у нее есть, она их любит. Так же, в общем, и самец и самка, мужчина и женщина - вылизывают друг друга, им в радость, что они друг у друга есть. А если "всю ночь обнимались и радовались" - не потому, что хорошо вместе и есть друг у друга, а по поводу того, что она пьесу выучила и это мать радует (или, в случае с женщиной - потому, что у него счет в банке и это радует ее)... Ну совсем же другое дело и неудивительно, что девочка восстала против такого.

А уж в чем там содержание этой "родительской работы" и получения собственного удовлетворения - в выучивании ребенком пьес или в охране дитячьей самооценки, мне кажется, не так уж и важно.

Неделю назад в WSJ была опубликована статья Эми, кот. вызвала многочисленные споры: http://online.wsj.com/article/SB10001424052748704111504576059713528698754.html

Более 6 000 комментариев... И в них можно прочитать о разных взглядах на то, о чем говорит Эми. И как раз оспаривается мысль Иосифа Раскина о том, что можно как-то сравнивать с русско-еврейскими семьями, воспитанием. Для китайца важнее получить А, одобрение, чем сам навык. 

К вопросу и китайцах и евреях - муж Эми как раз вполне себе еврей. Но когда родилась старшая, они договорились, что будут воспитывать "по-китайски" (родители Эми вообще-то с Филиппин, но речь не об этносе, а о стиле). Муж, хотя и встревал в самых сложных ситуациях, принципиально поддерживал. 

А вообще мне кажется, что в той системе, которую придумала Эми Чуа, не так много китайского - кроме собственно желания видеть успехи детей. И хотя она сама все время настаивает, что вся проблема в противостоянии "восточной" и "западной" культур, я бы не стала все сводить к национальным особенностям воспитания. Евреи сейчас тоже воспитывают детей не так, как 100 лет назад.

Эту реплику поддерживают: Тата Донец

Это для китайца-ребенка  важно получить одобрение. Впрочем, и не для китайца тоже.

Родитель же, определяющий способы и цели воспитания чада, никаким одобрением не руководствуется. Он хочет, чтобы чадо играло на скрипке как Паганини. Или играло в шахматы как Бобби Фишер. И готов употребить свою власть для достижения неразумным ребенком этих родительских целей. потому что он - родитель знает лучше, желает добра, и право имеет. В итоге имеем десяток гениев и толпы несчастных рефлектирующих невротиков. 

И где же тут разница между еврейским и китайским подходом ?

Есть этнические группы, народы, где принято муштровать детей. Скажем у корейцев в Америке, дети учатся как угорелые,утром в американской школе, вечером в корейской, в интервалах - частные учителя, музыка, балет и т.д.

Насколько традиционными являются такие методы воспитания? Имеет ли право каждая мать выбирать свой собственный стиль?...

Методы воспитания обусловлены культурной спецификой общества и зависят от так называемого «контракта с обществом». Так, в америке, какими методами мать воспитывает ребенка – это ее личное дело, общество как правило не вмешивается, за исключением abusivebehavior. Обычно, цель американских родителей – развивать инициативу, одобрять ребенка во всех начинаниях, укреплять самооценку, предоставить максимальное развитие возможностей. А уж, что вырастет, то вырастет. Главное, разрыхлить и удобрить почву.

Про Китай не знаю, но в связи с новым проектом, над которым  сейчас работаю, детально изучаю методы воспитания и образования  во Франции. Во Франции, существует определенный неписанный контракт между государством и родителем, о том каким должен быть французский гражданин. Французские родители отвечают перед обществом, чтобы ребенок был воспитанным, образованным, остроумным и т.д, иначе на родителй будут смотреть с осуждением.  Мама-француженка критикует ребенка с детских лет, причем не редко на людях (американки этого не делают никогда –только в приватном порядке). Есть определенные правила и ожидания, и если ребенок им не следует, он будет жестко поставлен на место. Глупые просьбы и нуместные вопросы – игнорируются. Критикуют беспощадно учеников и учителя в школе,  в присутствии всего класса, оставляют саркастические комментарии в оценках письменных работ.   В отличие от французских учителей, их  американские коллеги, критические замечания выражают настолько мягко, что иногда не поймешь, что вообще хотят сказать. Занимаются французские дети очень серьезно, до 40 часов в неделю в школе. После школы – домашние занятия. На балетные кружки, изостудии и спорт, как правило, времени нет, в отличие от их американских сверстников.

Некоторые американские родители считают, что при таком воспитании, французские дети должны в конечном итоге должны оказаться на психиатрической койке, однако, мы видим блестяще эрудированных, образованных, и прекрасно воспитанных людей. Даже попрошайки в парижских метро – выглядят вполне приличными людьми с хорошим манерами. У французской матери, особенного выбора в методах воспитания нет, он продиктован жесткими общественными нормами. У американской- свобода выбора, в зависимости от ее собственных понятий и культурного background. Общество, повторяю, не вмешивается. Из американских детей, несмотря на ужас французских мамаш (невоспитанны, избалованны) как правило, тоже очень неплохие индивидуумы получаются.

Так что я думаю, методы воспитания в каждой отдельно взятой стране соответствуют ее моральному и общественному коду, и работают успешно. Споры только возникают, когда их начинают сравнивать, не оглядываясь на этот код, как в приведенном Наташей случае.

PS: Наташа, очень рада, тебя видеть после долгих праздников!

A  я за строгость, жалею что победил свою бабушку, мечтавшую сделать из меня вундеркинда, убегал с уроков музыки, был выгнан из французской спец школы... и все такое прочее. Но , к сожалению я был неуправляемый.

Даже приглашали соседа чтоб лупить меня ремнем, а я бегал...

Бабушка не справилась со мной и я попытался реализовать неосуществленно

и кнут и пряник

воспитание "вундкркиндов" требует насилия над свободой ребенка.

Зато, я видела в Израиле как дети всех возрастов громили туристическое кафе, а мамы бросали на них умиленные взгляды. Дают-таки, расслабиться деткам. И дети знали, что на них смотрят! Баланс восстановлен.