/ Москва

Русские народные кризис-индикаторы. Выпуск 1

Для понимания глубины и динамики кризиса можно ждать очередной порции макроэкономической статистики из США и с Шанхайской фондовой биржи, а можно измерять кризис самому — прямо здесь и сейчас

+T -
Поделиться:

Для Москвы мы с несколькими коллегами придумали и ежедневно отслеживаем несколько показателей:

— Среднее время в пути на работу. Чем оно меньше, тем меньше машин и, значит, больше глубина кризиса.

— Политическая активность оппозиции: чем глубже кризис, тем она выше. Мы суммируем комменты в блогах пяти оппозиционеров (каких — умолчим, вдруг они сами себя к таковым не относят).

— Предложения в аренду хороших дорогих квартир на сайтах риелторов. Чем больше — тем сильнее кризис.

— Количество вакансий с зарплатой выше 5 тысяч долларов на сайтах хедхантеров. Чем меньше, тем глубже кризис.

— Стоимость корзины дорогих товаров и услуг отечественного производства (чтобы исключить колебания курса). Стабильность и падение стоимости корзины — кризис нарастает.

— Поток покупателей в дорогих супермаркетах (спрашиваем у кассирш, они это чуют с лёта). Падает — значит, кризис.

Вы скажете, наивно и глупо? Может быть, но это работает, смотрите сами!

Среднее время в пути до работы уменьшилось. Это указывает на сокращение транспортной подвижности: показатель ухудшения деловой активности. Предложение квартир бизнес-класса выросло, но при этом выросло и количество высокооплачиваемых вакансий у хедхантеров. Мы также наблюдаем снижение и последующую стабилизацию стоимости корзины дорогих товаров и услуг при немного увеличившемся, но все еще далеком от начала наблюдений покупательском потоке в дорогих супермаркетах.

Таким образом, четыре из пяти опережающих индикаторов указывают на нарастание кризиса. При этом активность в блогах политических оппозиционеров устойчиво снижается — похоже, что у оппозиционеров просто нет идей.

Комментировать Всего 27 комментариев

Мне кажется, было бы интересно просчитать некоторый "общий график кризиса" на основе этих индикаторов. И тогда можно будет действительно смотреть не только на насдак и ртс, но и на общегородскую картину жизни в виде графика, тем более что критерии подобраны вполне интересно.  Можно еще повесить на главную и обновлять в каком-то режиме, мол, последние два дня зюганов крутится на первом, а пробок почти нет - вот тебе и график кризиса.

Не получается один индикатор. Даже в макроэкономике показателя ВВП не хватает, пользуются набором показателей. Это и понятно: экономика, кризис -- сложные явления

Не очень поняла с динамикой предложений на рынке труда. Судя по графику предложения увеличиваются? На днях слышала мнение, что агенства по подбору персонала выкладывают на сайтах и прессе придуманные вакансии, чтобы доказать конкурентам, что у них пока есть еще работа. И опять же все говорят о растущей безработице. На чем основаны показатели?

С покупательской активностью согласна. Она по непонятным мне причинам выросла после 15 мая.Но у меня по 2м бизнесам покупательская активность сейчас выше апрельской. Какие причины Вы предполагаете?

Динамика предожений на рынке труда измеряется количеством дорогих (более $5 тыс. в месяц) вакансий на сайтах нескольких хедхантеров. Да, последние 2 недели их число росло. Причины пока не знаю, послежу за тнеденцией

Я бы проверила империческим путем, если это возможно.Было бы интересно.

Время в пути - необъяснимый для меня фактор.

А подход - совершенно правильный.

Я много лет занимался анализом рынков с  недостаточной статистической информацией. Например, анализировать рынки недвижимости в регионах России по американским моделям возможно, но делать из полученных результатов выводы - крайне неосмотрительно.

Поэтому несколько лет назад я разработал собственную экспресс-методику анализа городов, дополняющую традиционные подходы.

Она включает двухдневную командировку, поездки по городу и случайное общение с самыми разными людьми: таксистами (они действительно знают все), администраторами отелей (их мнение характеризует рынок лучше, чем десяток лживых статистических данных о заполняемости), менеджеры ресторанов и продавцы магазинов...

Самые разные люди, с которымы ты общаещься в течение дня. Они даже не понимают, что ты проводишь исследование, и поэтому откровенны в рамках подобной непринужденной беседы.

Для полноценной картины надо было бы включить в экспресс-анализ и проституток, но в рамках публичного печатного отчета их мнение выглядело бы странно :-)

Кстати, Андрей.

Думаю, что в рейтинг стоит включить "стоимость услуг блядей".

Прошу меня простить уважаемых членов клуба СНОБ за прямолинейность, но я не побоюсь заявить о показательности данного экономического индикатора.

Так как рынок в разных сегментах захватывает практически все слои населения и по определению является рынком свободной конкуренции в сфере услуг, с точки зрения экономической теории, он должен наиболее быстро реагировать на изменение рыночных условий.

Это гипотеза.

А история многолетних наблюдений говорит о том, что в период экономического благоденствия стоимость человеко-часа неуклонно росла.

А с сентября - октября прошлого года снижается, причем скачкообразно.

Я, как порядочный семьянин, могу говорить от этом без стыда и смущения. 

В процессе написания этого сообщения я рискнул предположить, что стоимость условного человеко-часа для Московского рынка коррелирует со стоимостью барреля нефти. И если наложить два графика друг на друга, общий тренд будет налицо.

Можно ли построить на этой базе прогнозную модель - не знаю, но получить дополительный инструмент для анализа - возможно.

Бляди, безусловно, включены -- они в составе корзины

А вот как оценивает Ивантер, зам. гл. ред. "Эксперта"
Александр Ивантер / 20:12 / 13.03.09

По поводу девочек по вызову. Характерный уровень оффера (цены предложения, реальных цен сделок не знаю - давно не пользовался) по Москве и Питеру - 2000 рублей в час. Это означает снижение средних рублевых цен против докризисного уровня (июль 2008 г.) на 10%, ну а цена в долларах из-за девальвации рубля рухнула на 43%. Вообще кризисные феномены и тренды ночной жизни столицы и рынка интим-услуг крайне любопытны

Рынок гораздо более разнообразен.

Никто не ходил. Не сталкивался. Все только слышали :-)

Но клиентов у блядей не убавляется.

Так вот, в сегменте 2000 рублей в час, может быть цена и упала на 10%.

Но в сегменте дорогом, отражающем как раз растущее благосостояние народа, ситуация совершенно иная.

Если в 2002 году цена составляла 300-400$, в 2004-2005 - 500-600$, 2006 - 800$, 2007 - 1000$, то к середине 2008 дорогие бляди оборзели в конец стали просить уже 1500 - 2000 $.

Статистика дана без учета экстемальных нерочных предложений (3000, 5000, 10 000$). Они присутствуют на любом рынке, но для точности статистического моделирования должны быть исключениы из выборки.

Так вот в к середине 2009 года - долларовый эквивалент в данном сегменте рынка вернулся к уровню 2004 года.

Практически, как и цена на нефть.

Могу предположить, что нефть и газ является базовой отраслью для рынка дорогой проституции в нашей стране и можно даже установить какое количество рабочих мест в индустрии создает, напирмер, дополнительно рабочее место в Роснефти или Газпроме.

Кстати, использование базовых американских методик для исследования и дополнительных индикативных показателей - крайне интересная тема.

Илья,

отпиши это Ивантеру в почту, порадуй старика!

Не числом, а уменьем

Cегмент дам полусвета за 1000-1500 уе/ч. совсем мне не знаком. Не уверен, что такая цена может быть адекватна качеству услуг. Искренность и темперамент - вещи нечастые и скоропортящиеся, плохо коррелированные с ценами.

Интересно было бы понять логистику этого сегмента. Вероятно, это уже не интернет-услуги, а закрытые бордели/салоны или специфический директ-маркетинг. Вот бы расспросить специалистов. А то такой гигантский пласт жизни выпадает из осмысления.

Как человек ранее интересовавшийся данным рынком, могу высказать следующие гипотезы.

Данный сегмент рынка с экономической точки зрения мало отличается от верхнего сегмента любого рынка LUXURY.

Во-первых, потребитель на данном рынке не всегда принимает рациональные с экономической точки зрения решения. Они скорее иррациональны.

Во-вторых, рост качества не всегда тождественнен росту стоимости. Проводя аналогию с рынком драгоценных камней, можно сказать, что стоимость растет непропорционально массе.

Так как камней весом несколько и более каратов в сотню раз меньше, чем камней небольших, их стоимость может быть в десятки раз выше.

Третий фактор необоснованной на первый взгляд стоимости заключается в гипотезе об отличительных потребительских свойствах. Например, конфиденциальности.

Подразумевается, что потребитель может купить услугу аналогичного качества в открытой продаже на 30-50% дешевле, но по какой-то причине не может этого сделать.

В четвертых - клиент платит за гарантированный результат.

Проводим аналогию с рынком дорогих косметических улсуг. Вероятно, что можно постричься одинаково хорошо (если не брать в расчет интерьеры, расположение и т.д.) за 1 000 рублей и за 5 000 рублей. Но тогда встает резонный вопрос, почему люди стригуться за 5 000 рублей. Потому что они расчитывают получить гарантированный результат (Guaranteed Success).

Ведь за 1 000 могут подстричь, как хорошо, так и не очень, так как квалификация мастера - заведомо ниже.

Поэтому я рискну предположить, что данный рынок работает по тем же законам, что и другие рынки и может быть описан в терминологии экономеской теории.

Конфиденциальность - согласен, хотя полная гарантия, видимо, исключена. Скорее, именно такие "штучные парикмахерши" являются потенциальными подрядчицами по сбору интимного компромата. Да и из общих соображений "в толпе (то бишь на открытом рынке) затеряться легче" (если ты, конечно, не всеми узнаваемый вип).

Что касается гарантированного результата, то это спорно. Во-первых, в отличие от парикмахерской процесс все же двусторонний, то есть количество и острота сексуального удовольствия зависят не только от партнера, но и от себя любимого. Во-вторых, мало кто даже из высоких профессионалов способен с листа сыграть Гайдна или Скрябина так, чтобы вы не пожалели о выложенных за "концерт" полутора штуках баксов. Все-таки для качественного секса нужна определенная притирка партнеров. По крайне мере после 40 хочется заниматься этим делом не по-кроличьи.

А в целом некие аналогии с сегментом luxury goods, очевидно, просматриваются. Вы еще забыли упомянуть о демонстративном потреблении - похвастаться дорогой б.. в компании своих пацанов это типа круто, конечно.

Относительно индикаторов, я бы добавил посещение ресторанов - пафосных и неадекватных в разы уменьшилось, а правильно позиционируемых - либо не упало посещение, либо наоборот увеличилось. В Goodmane - по-прежнему трудно со столиками (и вообще со всеми заведениями Зельмана). А вот у Гусева - пусто, у Новикова - стало жиже...

Мне еще кажется, что происходят некие структурные изменения в потребительской активности, меняются стили потребления. Демонстративное, статусное потребление отходит, приходит ему на смену "разумное" потребление, когда социальная функция товара/бренда уступает место психологическому. Товар/бренд из фактора социального успеха превращается в знак стилевого (личностного) отличия.

Про рестораны думали, но геморрой с замерами, это не то что супермаркет, это надо специально идти и заказывать.

Насчет функции бренда согласен. Это, кстати, мировая тенденция, дошедшая до нас

Но в клубе есть рестораторы (десяток наберется), кто мог бы снабжать сравнительной информацией

Сегодня снабжают, а завтра шлея под хвост... Принцип -- не зависить от источника! 

Стагфляция только у нас

Андрей, - ты конечно в курсе, что рост цен во время кризиса довольно редкое явление в мировой экономике (кроме пост-совкового пространства наблюдается у Чавеса и др. оригиналов). Так вот  госолигаполии - родители стагфляции - пошли дальше, дабы не волновать обывателя частой сменой ценников, они уменьшают реальный выход потребительной стоимости на рубль подаж. Пример, с 1 кг парной говядины до кризиса получалось 750 гр фарша, а сегодня 550 гр, остальное водичка, аналогично с мороженной треской, уж не говорю о промышленно переработанной продукции, скажем, туалетной бумаге. Так что мерить тебе не перемерить всего...успехов!

Стагфляция

Стагфляция сопровождала нас почти все 90-е, в течение лет 6-7, если помнишь. Кроме того она неизбежна при ослаблении рубля. Кстати, в течение "потерянного десятилетия" (90-е) в Японии тоже была стагфляция

Не стагфляция, а дефляция

Андрей, маленькая, но принципиальная поправка: в Японии в 90-е годы была не стагфляция (сочетание спада/стагнации производства и инфляции), а дефляция (снижение цен на 1-2% в год - крайне херовая для экономики вещь) в сочетании со стагнацией (правда, спада не допустили ценой финансовых вливаний в экономику гигантского масштаба)

Лопухнулся... А по народным индикаторам унас, боюсь, как раз дефляция...

Мне кажется, что людей в ресторанах если и стало меньше, то не намного. А вот средняя сумма счета действительно падает.

Хотя в последние месяцы я обратил внимание на то, что цены в меню во многих ресторанах выросли на 20-30%. И сумма счета, которую я как потребитель, хотел бы снизить, возвращается к исходным позициям.

Я тут узнал, что в Москве проживает сотня тысяч долларовых миллионеров. Я думаю, они в любой кризис будут ходить к Новикову, иначе зачем тогда жить...

Как же удивительно, что они не могут собраться и выгнать из города плохих ментов, чиновников и прочую несправившуюся обслугу... Сто Тысяч Человек!

Mne kazhetsa chto ne pokazatel indikatori v Moskve - eto sami ne pokazatelni gorod po moemu - nam luche smotrets na Ekaterinburg, ili Rostov naverno.. a kak eto delats ne mogu skazats.

Идея индикатровов том, что каждый их чувствует на "собственной шкуре". У нас участники дискуссии живут в основном в Москве, поэтому и обсуждают их горячо