Давид Ян: Почему нам нужны флэшмобы?
Флэшмоб — это спланированная массовая акция, когда большая группа людей одновременно появляется в общественном месте; в течение нескольких минут люди выполняют заранее оговоренные действия, а затем так же слаженно расходятся.
Со стороны флэшмоб представляется лишь веселым способом времяпрепровождения. Давид Ян приводит пример одной такой акции под названием «Толкаем дом». Сценарий ее таков: участники флэшмоба предполагают, что определенный дом стоит не очень ровно и хотят «сдвинуть» его для большей устойчивости на метр. Более двух сотен человек буквально за несколько минут появляются в пустынном Камергерском переулке и начинают выполнять оговоренный сценарий. Камера фиксирует все действия участников.
Эта акция относится к разряду развлекательных. Она не несет смысловой нагрузки и приносит удовольствие преимущественно самим ее участникам.
Первый в мире флэшмоб случился 17 июня 2003 года. Тогда 150 человек собрались в крупнейшем универмаге Нью-Йорка у выставленного там дорогого ковра и объяснили продавцам, что они являются членами некой коммуны и хотят прикупить ковер для занятия любовью.
Явление флэшмоба, как рассказал Ян, есть порождение социолога Говарда Рейнгольда, который в 2002 году написал книгу «Умные толпы. Новая социальная революция». В ней он предсказал появление групп людей, которые способны мгновенно координировать свои действия без предварительного сговора. Такая «умная толпа» будет обладать уникальной силой, разрушительной или созидательной.
По мнению Рейнгольда, «умные толпы» состоят из людей, умеющих действовать синхронно и согласованно, даже не зная друг друга. Они организуются спонтанно, самостоятельно и виртуально, без личных встреч.
Такие сообщества уникальны. Они не могли возникнуть до появления мобильной связи и Интернета. Потенциально они могут играть и серьезную разрушительную роль.
Ян напоминает фантастическую историю, произошедшую на Филиппинах 20 января 2001 года. Президент этой страны Джозеф Эстрада стал в тот день первым в истории человечества политиком, подавшим в отставку под действием «умной толпы». В течение 75 минут 200 тысяч человек, которые никогда не видели друг друга, подталкиваемые волнами SMS, собрались на центральной площади Манилы, когда узнали, что оппозиция выступила против президента. SMS-сообщение гласило: «Немедленно приходите на центральную площадь, оденьтесь в черное!» Военные были ошеломлены напором, не стали вмешиваться в происходящее, и правительство пало.
В 1998 году у Давида родилась идея создать карманное устройство, которое позволяло бы молодым людям общаться на коротких расстояниях и знакомиться по интересам.
Представьте себе небольшое устройство с экраном, клавиатурой и антенной. Вы вводите информацию о себе (например, юноша описывает девушку своей мечты) и устройство начинает вибрировать, если обнаруживает в радиусе 150 метров подходящую девушку.
Проведя опрос в шести странах мира, Ян и его коллеги обнаружили огромный интерес к подобным технологиям. Им удалось собрать деньги и вложить их в разработку устройства, и уже через семь месяцев у Давида в руках был его действующий прототип.
В 2000 году началась массовая продажа Cybiko в США. За четыре месяца удалось продать 250 тысяч устройств, выручив 20 миллионов долларов.
По мнению Давида, история Cybiko и флэшмоба демонстрирует, как сильно взаимосвязаны в нашем мире развитие технологий и социальных отношений.
В 2003 году, когда произошел первый флэшмоб, Давид прочитал книгу Рейнгольда и обнаружил там упоминание о некоем приборе cybiko.
Это лишь подтвердило теорию социолога. Ведь, создавая с коллегами свой карманный компьютер, Давид и не осознавал, что помогает организовать то, что Рейнгольд назвал «умной толпой».
По глубокому убеждению Давида, флэшмоб является разновидностью современного искусства. Его можно отнести к понятию перформанса даже по формальным критериям — в нем присутствует четыре основных его элемента: время, место и физическое наличие художника, который при этом вступает в отношения со зрителем.
Перформансист берет себя или объект окружающего мира и начинает его раскрашивать, сопровождая это действие музыкой, интересным освещением и т. д. А авторы флэшмоба подмечают уникальные явления, которые присутствуют в нашем обществе и искажают их таким образом, чтобы люди, которые оказались случайно в окружении моба (толпы), почувствовали себя словно на другой планете или ощутили некое «волшебство».
Последний пример Давида наглядно демонстрирует этот тезис. Участникам акции «Замедленное кино» необходимо было пройтись по старому Арбату гораздо более медленным шагом, чем это обычно делает человек. На это время прекратилась торговля — продавцы закрыли свои магазины, так сильно они были поражены происходящим.