Каннский фестиваль открылся в 64-й раз. Сегодня начинается конкурсная программа, и в этом году она мне кажется просто дико интересной. Постоянные члены «каннской номенклатуры», гранды мировой режиссуры в ней соседствуют и с восходящими звездами, впервые представляющими свои фильмы в зале «Люмьер», и с совсем никому не известными дебютантами. При этом как минимум три режиссера из высшей фестивальной лиги приглашены не в конкурс, а в программу «Особый взгляд»: обладатель «Золотой пальмовой ветви» Гас Ван Сент, сумрачный философ Брюно Дюмон (Гран-при 1999 года за «Человечность») и Андрей Звягинцев, самый известный в мире российский режиссер постсоветского поколения. Похоже, каннский худрук Тьерри Фремо решил, что хватит уже перетасовывать одну и ту же колоду и пора представить каннской публике относительно новые лица. Итак, дебютанты набережной Круазетт:

Йозеф Седар, израильский режиссер, ветеран первой ливанской войны, снял о последних днях этой войны мощнейшую драму «Бофор», которая принесла ему «Серебряного медведя» Берлинале и номинацию на «Оскар». В конкурсе покажут его фильм «Примечание»: согласно каталогу, это история отца и сына, оба — эксцентричные профессора. По-моему, звучит очень симпатично, да и вообще нечасто можно увидеть на фестивале израильское кино не про войну и не про еврейско-арабский конфликт.

Николас Виндинг Рефн — датский режиссер, создавший, возможно, лучшую гангстерскую трилогию в истории европейского кино — «Пушер». Еще более брутальным был опыт обращения Рефна к исконно скандинавской теме — Valhalla Rising (получивший в России название с модным среди прокатчиков словом — «Вальгалла. Сага о викинге»). Впрочем, режиссер не лишен чувства юмора и умения реализовывать это чувство в невербальной форме: это видно по его картине «Бронсон» — истории самого знаменитого британского заключенного. В Каннском конкурсе Рефн впервые с боевиком (!) «Драйв». Боевик не самый часто встречающийся на фестивале жанр, но, может быть, описание в каталоге обманчиво, и на самом деле это окажется экзистенциальной драмой каскадера, вынужденного подрабатывать водилой у бандитов.

Такаши Миике — один из самых плодовитых японских режиссеров, мастер доведения разнообразных жанровых канонов до абсурда. Это точно не тот персонаж, которого ждешь увидеть в конкурсе респектабельного фестиваля. Обычно его место — в программах типа Midnight Madness. Но это уже второй менее чем за год важнейший киноконкурс, в котором участвует Миике. И второй раз — с самурайской классикой. В Венеции показали его самурайский боевик «13 убийц», ремейк одноименной картины 1963 года. В Каннах Миике с новым ремейком: на этот раз он переснял один из шедевров японского кинематографа — «Харакири» Масаки Кобаяси, 1962 года. Что сделает с этим материалом enfant terrible Такаши Миике — безумно интересно. А еще это будет первый в истории фестиваля конкурсный фильм в формате 3D. Насколько этот формат окажется уместным для камерной самурайской трагедии, станет ясно после просмотра.

Но, конечно, совсем отказываться от «старой гвардии» в Каннах никто не собирается. В конкурсе немало и местных завсегдатаев.

Ларс фон Триер с англоязычной драмой «Меланхолия», действие которой происходит за несколько дней до конца света. Судя по трейлеру — никаких формальных экспериментов и нарисованных на полу декораций. Но и никаких спецэффектов в стилистике «2012» — Земля, судя по всему, погибнет за кадром.

Новые фильмы братьев Дарденн, Педро Альмадовара и Терренса Малика — даже не стал читать в каталоге описание сюжетов. Понятно, что смотреть нужно обязательно и лучше с незамутненным ожиданиями сознанием.

Англоязычный дебют открытого Каннами итальянского режиссера Паоло Соррентино, одного из лучших виртуозов формы и стиля в современном кино. Прежде здесь показывали его картины «Последствия любви», «Друг семьи» и «Изумительный», за которого Соррентино был вручен спецприз жюри. В новом фильме «Где бы ты ни был» главную роль играет Шон Пенн. Его герой — вышедшая 20 лет тому назад на пенсию, но так и не разгримировавшаяся рок-звезда. Год назад я прочитал сценарий, и он был очень хорош. А в Берлине sales-компания показывала мне первые кадры — с очень смешным и совершенно анемичным Шоном Пенном, говорящим тоненьким голоском и выглядящим как состарившийся клон Роберта Смита из группы Cure. По-моему, будет очень интересно.

А кроме того в конкурсе — ближневосточный феминистский фарс Раду Михайляну, японская мистика Наоми Кавасе, ватиканские интриги Нанни Моретти, французский опыт Аки Каурисмяки, турецкая меланхолия Нури Бильге Джейлана…

В «Особом взгляде» покажут триллер-боевик На Хон Джина «Желтое море». Его предыдущая картина «Преследователь» была очень хороша, не сомневаюсь, что новым фильмом он еще раз докажет: лучшее жанровое кино в наши дни снимается в Южной Корее.

Наконец, еще один фильм я жду с огромным нетерпением. В программе «Двухнедельник режиссеров» покажут новую работу Рубена Остлунда Play — основанную на реальных событиях историю малолетних преступников-иммигрантов. Несколько дней назад в Гетеборге Рубен показывал мне в монтажке несколько сцен — они были так хороши, что у меня аж мурашки по коже побежали. Кстати, этот режиссер — открытие московского фестиваля, где лет пять назад был награжден призом FIPRESCI его дебютный фильм «Гитара-монголоид».