Майя Богданова /

Древо ужаса Терренса Малика

До Москвы добрался обладатель золотой пальмовой ветви Каннского фестиваля фильм «Древо жизни» Терренса Малика. Фильм, который половина критиков освистала, а вторая половина вознесла до заоблачных высот

Кадр из фильма «Древоо жизни»
Кадр из фильма «Древоо жизни»
+T -
Поделиться:

«Древо жизни» мы смотрели в кино/кафе/баре-лаунж Dome вместе с кинокритиками Антоном Долиным и Антоном Мазуровым. Долин в своем тексте, предварившем показ, практически дословно воспроизвел свою рецензию и рассказал о том, что Терренс Малик один из самых загадочных и поэтических режиссеров современности, о том, как фильм был принят в Каннах и, наконец, сравнил работу с «Космической одиссеей» Стенли Кубрика. После его краткой вступительной речи зал на два с лишним часа погрузился в молчание и созерцание фильма, который вызывает у критиков эмоции от восторга до ужаса.

В восторг всех, как правило, приводит первая часть фильма, которая по замыслу Малика, повествует о зарождении вселенной. Сумасшедший бюджет на компьютерную графику — художники рисовали настоящих динозавров, которые вполне натуралистично ходят по экрану целых 40 секунд. Полмира объехали операторы, в поисках впечатляющих кадров — с крошечной медузой с Большого Барьерного рифа, извержениями вулкана Этна, тающими ледниками Антарктики... Консультант по спецэффектам Ричард Тейлор назвал эту часть сценария «поэтическими страницами, без слов, но с блестящими описаниями визуального ряда».

Ужас же происходит от второй части, в которой описывается судьба старшего сына из обычной техасской семьи (как полагают критики, Малик отчасти рисовал главного героя с себя). Сюжетная линия вкратце такова: отец, считающий себя неудачником, пытается жесткостью и муштрой вырастить из своих сыновей «настоящих мужчин». Но ужас происходит не от жесткости отца, а как бы разлит равномерно по всем планам. И в музыке, и в напряженности поз героев, и в событийном ряду, и в текстах постоянно сквозит предощущение горя. И оно так велико, что когда один из детей погибает — оно никуда не уходит. Это событие не становится кульминацией картины. Герои Малика настолько несчастны и живут в настолько враждебном мире, постоянно ожидая подвоха и удара со стороны судьбы, что настоящего удара — смерти сына — уже просто как бы и не замечают.

Антон Мазуров в послесловии к фильму сказал, что это тот случай, когда «бюджет разрушает режиссера: «Если раньше Малик пытался запечатлеть на целлулоиде ощущения, то сейчас он хочет запечатлеть там Бога». Не знаю, как насчет Бога, но целлулоидный ужас Малику удался как нельзя лучше. Тем, кто не смотрит ужасы, но готов пережить два часа бескровного кошмара, стоит увидеть «Древо жизни».

Комментировать Всего 22 комментария

Весь фильм воспринимается не как отдельное художественное произведение, а как потрясающие картины, которые видишь на экране и которые невероятным образом проникают в сердце. Весь круговорот этого мира, к которому режиссер на протяжении всего фильма возвышает нас, все события, эпизоды, картинки естественным образом укладываются в сознании: и сумасшедшей красоты извержения, и водопады, и океан с зарождением жизни, а появляющиеся динозавры уже кажутся не чем-то инопланетным, а чем-то даже обыденным. Потрясающая игра актеров… Фильм, который проникает в сознание, это самое восприятие на каком-то животном уровне. А после просмотра ты выходишь из зала, и тебя как будто окружает облако спокойствия, умиротворения, радости и легкой грусти. Что бы ни происходило в мире, сама природа вещей никогда не изменится, есть особые ценности, которые будут всегда, которые априори заложены в нас, как бы мы этого ни избегали, и которые мы не можем изменить… Да и надо ли?!

Эту реплику поддерживают: Екатерина Плёнкина

Весь фильм Малик чередует воздействие на подсознание зрителя с высказыванием собственных идей. Сначала идет воздействие на подсознание и формирование эмоционального фона с помощью графических образов, абстрактных картин, музыки, и так происходит формирование в подсознании определенного эмоционального фона. А на этот подготовленный фон накладываются овеществленные идеи: отношения отцов и детей, нравственность, любовь и так далее... И так весь фильм: он готовит фон, потом накладывает идею.

Если говорить эмоционально, то были совершенно лишними выступления критиков.

После этого фильма хочется выйти в Москву, абстрагироваться и побыть с собой. Фильм настолько живет в параллельной плоскости, что он плохо связывается с реальностью.

Все, что хочется после него, — это закрыться от всего мира, чтобы все это осело в душе. Мы, например, с моей спутницей, выйдя из зала, не сговариваясь, минут 20 молчали и только потом стали обмениваться впечатлениями...

Мой вывод: смотреть фильм однозначно надо, но так как при такой глубине подачи с первого раза сложно некоторые куски понять, я буду обязательно пересматривать. И, что важно, смотреть его надо только в зале, никакие видеокопии здесь невозможны, звук и картинка должны быть профессиональными.

Эту реплику поддерживают: Елена Филипченкова, Павел Новиков

В начале фильма перед нами проходит бесконечный монтаж красивых открыток с видами природы, которые призваны создать ощущение вечности Бога, с  тем же успехом, с которым этого НЕ добиваются проспекты типа «Что такое Бог?",  которые вы находите в предбаннике церквей на Западе. Все это перемежается со страданиями модного архитектора в современных офисах, небоскребах и индустриальных пейзажах, которые явно должны представлять ад на земле. Потом ни с того ни с сего начинается зализанная история семьи в suburbia, очевидно, основанная на биографии самого режиссера. И в этой истории, как ни странно, кроется совсем другой фильм о настоящих конфликтах, которые и делают из ребенка взрослого. К сожалению, эта зализанность картинки и стремление самому себе доказать, что «жизнь прекрасна в подлунном мире», страшно вредят этому фильму, и он так и не успевает состояться. И после этого, опять же ни с того ни с сего, мы оказываемся в раю, который представляет собой худший вариант кошмаров "хорошестей" хиппового искусства 60-х годов в Greenwich Village. Мужчины и женщины в развевающихся одеждах идут по берегу моря, любя друг друга и Бога. Брэд Питт в модном костюме на песке подозрительно напоминает рекламные ролики Boss. Горе художнику, который вместо показывания жизненных образов начинает проповедовать: муза — дама ревнивая и не прощает измен.

Фильм дико длинный и исключительно глупый, но наверняка понравится верующим американским старушкам из тех, которые группами с одинаковыми седыми аккуратно уложенными волосами ездят по миру и проповедуют любовь к Иисусу. В России же вряд ли эта история будет успешной. Не выйдет, господа!

"Все это перемежается со страданиями Брэда Питта, модного архитектора в современных офисах, небоскребах и индустриальных пейзажах.."

Это был Шон Пенн...

Брэд Питт играл отца героя Шона и в небоскребы попасть никак не мог.

Об остальном умолчу...

Дарья, молодец – заметила разницу! исправлено...

Фильмом "Древо жизни" я откровенно говоря разочарован. Не понимаю за что ему присудили главный приз Канн. И вообще не понимаю для кого это фильм снят, и что хотел им сказать режиссер, который сам по себе безусловно фигура неординарная, но не более того. Непривычно было видеть Бреда Питта в роли этакого тирана - отца семейства, который на самом деле всего лишь хотел лучшего своим детям и воспитывал их в той традиции, в которой его воспитало время. Непривычно было видеть удивительного Ш. Пенна, которого в фильме оказалось очень мало. Оущение, что все свои 10 минут,  которые мы видим Пенна в кадре ,он пытаеся понять, что он собственно тут делает? Для режиссера Малика гораздо важнее оказались динозавры и огромный кусок про не совсем понятные природные явления, которые вполне себе способны опустошить среднестатистический отечественный кинозал.

P.S. Понравилась музыка, особенно фрагмент с Lacrimosa. Очень атмосферно!

Эту реплику поддерживают: Максим Зарубин, Антон Чупилко

Игорь, предлагаю тебе посмотреть этот фильм, когда ты будешь в прекрасном возрасте Шона Пенна. Много, поверь, многое, ты поймешь. А считать минуты Пенна в кадре...странно. Дело абсолютно не в минутах 

Даша, я не считал минуты Шона Пенна в кадре, возможно их даже было на пару больше, но для такого актера это все равно ничтожно мало в картине длиною более двух часов. Мне хотелось чтобы их было больше.

Да и поверить тебе, моей ровеснице, да еще и девушке как-то не получается*)В чем же там дело, Даша? Расскажи.

Древесина жизни

 Банальный фильм. Разочарование страшное. Видимо, Каннское жюри никогда не было в планетарии.

Эту реплику поддерживают: Лара Вапняр, Ксения Семенова, Антон Чупилко

Антон Чупилко Комментарий удален автором

Евгения, с одной стороны я  Вас понимаю, смысл фильма я до конца и не понял.

Однако мне все же фильм скорее понравился, графика, музыка, всё так хорошо подобрано, что на меня  произвело огромное впечатление. Во время просмотра фильма я получил невероятное расслабление, кадры просто гипнотизируют. =)

Еще фильм как будто вернул меня в детство, особенно кадр, когда лягушку в космос запускают, кость динозавтра, битье стекол и так далее.

А моя спутница вообще смотрела не отрывая глаз и каждый раз дергаясь и извиваясь, будто  она находится в фильме. =)

Изящно описываете, Павел. Мне больше всего понравилось о том, как Ваша спутница дергалась и извивалась. Вам очень повезло.

Эту реплику поддерживают: Станислав Егоркин

Антон Чупилко Комментарий удален автором

Антон Чупилко Комментарий удален автором

Антон, 

мое мнение - это мое мнение, если ты с ним не согласен, то с удовольствием подискутирую*) Хотя..ты его залайкал, и видимо дискутировать особо не о чем.

Эту реплику поддерживают: Антон Чупилко

Антон Чупилко Комментарий удален автором

Антон Чупилко Комментарий удален автором

Прочитал конечно, и даже слышал от тебя вчера лично после показа. Во многом согласен с твоими размышелниями и сравнениями.

Потерял желание тут что то писать ....

Антон, во-первых, Долин не только говорил об этом, но и писал - смотрите его рецензию по ссылке в первом абзаце. А во-вторых, спасибо за публикацию нашей переписки на сайте - это как нельзя лучше соответствует понятиям о сетевом этикете.

Эту реплику поддерживают: Антон Чупилко

Вчера он этого не говорил,

В той статье не сравнивал, а лишь упомянал Кубрика.

Статьи его не читал, Вы все прекрасно понимаете почему разместил тут переписку.

Мне очень неприятно, произошедшее и лишь подчеркивает ЭТИКУ проекта СНОБ. Очень одностороннюю...

очень красивые картинки, нереально завораживает сочетание музыки и художественных образов, порой затянуто, бесспорно, но фильм нужно смотреть однозначно и скорее он проникнет в тех, у кого уже есть дети... окупится фильм или нет... какая разница? так же как - сколько стоили динозавры и другая графика?

Фильм как кружево соткан из историй, кадров, каждый из которых будучи замеченным на 3 секунды мог бы вполне потянуть на полнометражный фильм. И ведь я согласен, и Берд Питт черт те чо, и Шон Пен перегнул с чем-то вовнутрь, да только ощущение детства, пусть не всегда залитое солнцем, а занятое поиском себя, в то время как кто-то наблюдает за тобой - даже если стоит к тебе спиной - это важно. Пусть странная аналогия со СноуШоу - но у меня она на второй день появилась.

Эту реплику поддерживают: Игорь Хомский, Павел Новиков

Коктейль из Стэнли Кубрика, Готфри Реджио, Стивена Хокинга с нотками Рея Бредбери. Малик снял идеальное кино, фильм-утопию. О семье, матери, отце. О памяти. О любви. 

у меня при виде динозавров вообще появилось ощущение, что это стеб какой-то...

Ходил на этот фильм с друзьями, которым по 25-30, и со своим дедом, которому 82. Ждал от фильма очень многого. И, в целом, он мне понравился. Как минимум, запомнился. Единственное, чего я категорически не понял и не принял, - это 30-минутный дискурс в создание Земли. Все-таки для меня художественный фильм - это одно, а документальный или исторический - другое. Я, например, с удовольствием посмотрел "Океан", но я был готов к тому, что там будет. А здесь это выглядело немного спорно.

Ну и по поводу глубины и внутреннего смысла: не претендуя на истину в последней инстанции, ни я, ни другие товарищи моего возраста чего-то особенного не заметили. То же самое сказал и дед. Да, тема "отцов и сыновей" раскрыта, но более ничего. И, кстати, единственный из всех, кто был со мной в кинотеатре и кому даже до слез фильм понравился, был человек, для которого эта тема очень актуальна.