Мы начинаем экскурсию с лофта, где живет сам Александр Нератов. Это роскошное помещение с высоченными потолками, колоннами и большим количеством огромных окон — очень характерное для Сохо пространство, бывшая швейная фабрика, переделанная в свое время в просторную квартиру.

Нератов — архитектор, занимался модернизацией многих зданий в этом районе, живет в Сохо с 78 года и знает про него фактически все.

Он подробно рассказывает о том, как начинался Сохо. К югу от улицы Хаустон (South Of HOuston) в начале XIX века появился жилой район Сохо. В то время это была окраина Нью-Йорка. Только-только фермы уступили место невысоким кирпичным домикам, которые теснились около Бродвея — главной торговой улицы, протянувшейся с севера на юг. С развитием коммерческой деятельности, жилые дома стали вытесняться фабриками, барами да борделями.

Фото: предоставлено автором
Фото: предоставлено автором
Фото: предоставлено автором
Фото: предоставлено автором
Фото: предоставлено автором
Фото: предоставлено автором
Фото: предоставлено автором
Фото: предоставлено автором
Фото: предоставлено автором
Фото: предоставлено автором

Мы идем по тесным брусчатым улочкам, помимо уникальных чугунных зданий рассматривая самые модные магазины города. А ведь к послевоенному периоду все здесь было совсем иначе. Разросшаяся промышленность требовала другого масштаба, район был почти заброшен, по идее градостроителя Роберта Мозеса (тот Нью-Йорк, который мы знаем сейчас, с грандиозными мостами, парквеями, тоннелями, во многом именно его рук дело) Сохо должны были снести и построить автостраду, на которых Мозес был помешан. Это и стало поворотным моментом. Здания, идущие под снос, отдавались в аренду почти даром. Огромные пространства бывших фабрик были идеальным местом для художников.

Но идее Мозеса было не суждено сбыться. Возмущенные насильственным желанием властей навязать «как лучше», жители района начали протестовать и отстояли не только те самые здания, мимо которых мы проходим теплым летним вечером, но и саму возможность принимать решение, что лучше для города и его жителей.

Художники добились того, чтобы помещения, которые они с таким трудом отстояли и облагородили, остались за ними. Кто-то купил их, когда они стоили сущие копейки, кто-то получил в вечную ренту по фиксированной цене. Александр Нератов договорился с тремя художниками-старожилами, чтобы они показали нам свои святая святых — квартиры-мастерские.

Дальше мы зашли в гости к художнице и скульптуру Элис Эйкок.

Попасть ко всем этим художникам просто с улицы почти невозможно, их лофты, хоть и являются мастерскими, но это также место, где они живут, и пускают они к себе только старых знакомых.

За один вечер увидеть все нам не удалось. Явно не хватило времени на более подробный рассказ о зданиях, каждое из которых полно историй, и на посещение других мастерских и центров современного искусства, например Drawing Center, директор которого потерялся по дороге. Поэтому очень надеемся, что продолжение экскурсии во главе с Александром Нератовым следует.