Кого сегодня считать образованным человеком?

Иллюстрация: Corbis/Fotosa.ru
Иллюстрация: Corbis/Fotosa.ru
+T -
Поделиться:

Кого мы называем образованным человеком? И каким образом общество может и должно влиять на стандарты образования — в мире Википедии, интернета, новых информационных ресурсов?

Передовые частные школы и университеты США, сторонники либерального образования, считают, что самое главное — развивать личность студента, а не готовить его к какому-то определенному роду деятельности. Только человек с широкими взглядами, способный на независимые суждения, умеющий применять свои знания в самых широких областях, делать выводы и аргументировано доказывать свою позицию может выжить в стремительно меняющихся условиях современного мира. Не глубина знаний, а способность критически мыслить и выражать свою мысль — вот что становится самым важным критерием. В этом принципиальное отличие системы либеральной педагогики от классических образовательных систем Европы (как Западной, так и Восточной), распространенных по всему миру. В России такие критерии в образовании пока применяются мало.

Действительно ли специалисты широкого профиля - это будущее современного образования и опора современного рынка?

Как развить независимое мышление, научить человека сомневаться, задавать вопросы и экспериментировать?

На организацию подобной встречи продюсера нью-йоркских мероприятий Елену Сиянко вдохновила серия интеллектуальных дискуссий в нью-йоркской публичной библиотеке под общим названием  Live in NYPL. Разговор будет очень свободным. Спикер, в качестве эксперта, заявляет тему (в нашем случае спикером будет  Джордж Дэвисон), дискуссию модерирует второй эксперт, с ним на сцене находится модератор (у нас им будет Томас Бартчерер), который задает вопросы, формирует беседу, помогает развитию дискуссии между залом и спикером. Это не лекция, а именно беседа между всеми присутствующими, участие каждого очень приветствуется. У нас будет и третий спикер - участник проекта Борис Беренфельд, много лет посвятивший образовательным проектам.

Подробнее о спикерах:

Джордж Дэвисон - директор самой старой начальной школы-пансиона (основана в 1894)  Grace Church School.  В ней дети помимо обычных предметов изучают музыку, искусство, компьютерные технологии, французский, испанский и латинский языки, проводят лабораторные опыты, занимаются современными танцами, театром. Несмотря на огромную плату за обучение, попасть в эту школу почти невозможно, слишком много желающих.

Дависон получил образование в трех наиболее престижных американских учебных заведениях: школе The Groton School (которую основал прадед Дэвисона Эндикотт Пибоди) и университетах Yale и Columbia. По материнской линии Дэвисон потомок Шереметьевых.

Второй спикер и модератор — Томас Бартчерер, директор занимательнейшей программы по риторике университета Bard (Program on Language and Thinking)

Область интересов Бартчерера довольно обширна: он изучает пересечения литературы и философии в древнегреческой и современной немецкой традициях. Также же пишет о технологиях, новых медиа, современном искусстве. Обладатель грантов DAAD, Woodrow Wilson, Nef и Earhart Foundations.

Третий спикер — Борис Беренфельд, биофизик, создатель проекта Global Lab — Глобальной школьной лаборатории, позволяющей изучать природу и экологию Земли. С 1990 по 2010 год Беренфельд работал экспертом, консультантом, советником по новым технологиям в образовании в комиссиях ООН, ЮНЕСКО, Европейского Сообщества, Всемирного Банка, Российского фонда подготовки кадров и в ведущих корпорациях США и Европы.

Как один из пионеров использования Интернета в образовании Беренфельд избран пожизненно членом исследовательской сети World Technology Network.

Вопросов много, и они очень разные, куда нас заведет разговор, предугадать невозможно.

Ждем вас!

Начало: 19.00 (7 pm)

Дата: 27 июля

Адрес: THE LOFT OF NERATOFF ARCHITECT AT 57 PRINCE STREET, CORNER OF LAFAYETTE, BUZZER#1, SECOND FLOOR

Выражаем Александру Нератову огромную благодарность за предоставленное помещение.

Пожалуйста, регистрируйтесь заранее.

Мероприятие доступно для посещения только членам клуба «Сноб»

Узнать подробности и стать членом клуба «Сноб» можно прямо сейчас

Если у вас уже есть логин и пароль для доступа на Snob.ru, – пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы иметь возможность читать все материалы сайта.

Комментировать Всего 39 комментариев

Я в западной академической системе уже больше 20 лет. Имею и имел  дело с ее продукцией. Глубины знаний точно нет. Впрочем, самостоятельности мышления тоже. Не раз говорил об этом с множеством моих друзей - как и я, бывших русских, преподающих в той же Коламбии и других университетах США. Они разделяют мое мнение. 

Добавлю к этому, что, по моему мнению, "либеральная педагогика" это один из самых страшных ядов, циркулирующих в крови западной цивилизации. Все эти красивые слова о "развитии личности" на самом деле только оправдание поверхностности и невежества.

М.б. я не справедлив к тем людям, которые организуют эту встречу, но если они действительно представляют идеи этого толка...

Эту реплику поддерживают: Александр Звонкин

Дорогой Алексей, Вы, который 20 лет провели в академии, наверняка, имеете широкий круг общения и знаете блестящих неординарных людей в Америке, ну если не в круге своем, то понаслышке, историков, адвокатов, журналистов, архитекторов,  общественных деятелей, которые обладают определенными качествами, такими как широкий взгляд на мир и оригинальность мышления. Описание темы нашей дискусси мы намеренно сделали провокационным.

Даже знакомые гуманитарии из России, те, что служат на профессорских должностях, жалуются на американскую систему.  Многие,образованнные в России, не принимают систему либерального образования, то есть обучения семи классическим дисциплинам.  Так что ругать либеральное образование-- стало общим местом.  Как правило, слышишь не аргументы, а ссылки к исследованиям или ругательные эпитеты.

Наш провокационный тезис скорее  задаст тон дискуссии- что такое быть образованным человеком сегодня, именно не "наученным", а образованным "гражданином мира". Наша цель - подумать о том, какой тип образования формирует у человека широкий взгляд на мир, мотивированность, оригинальность и продуктивность мышления, способность концептуально мыслить, умение адаптироваться в быстроменяющемся мире. И что немаловажно, какие принципы образования способствуют воспитанию гражданской позиции.

Пару недель назад я где-то читала интервью с Кудриным (классным специалистов своего дела), который говорил как тяжело было работать в 90-е с командой Собчака в Питере, потому что не было людей, которые имели бы навыки принимать нестандартные решения в критических ситуациях. И добавил, что будущее именно за людьми, способными стратегически мыслить, с обширными знаниями в разных областях и комплексным осмыслением мира.

Либеральное образование высокого уровня -- сочетание гуманитарных, математических и естественных наук -- производит таких людей как Стив Джобс или Гейтс, великолепных судей, выдающихся архитекторов, визионеров в своих областях. Общеизвестный факт, что научные лаборатории в америке в основном набиты иностранцами, но мало кто из технарей иностранцев становится антрепренерами, общественными деятелями или  decision makers в более широких сферах.

А вообще приезжайте из Брукхейвена в Сохо, просто выпить и познакомиться со всеми.  Не такая плохая компания собирается, согласно нашему быстрорастущему списку. И "господ" там будет немного, мы их с Вашей помощью в бараний рог :)!

Эту реплику поддерживают: Катерина Инноченте, Irina Abarinova

Дорогая Елена,

Постараюсь приехать, хотелось бы познакомиться. Очень ценю Вашу инициативу.

Однако, несколько замечаний.

1. Как я заметил, вы, журналисты, пытаетесь столкнуть лбами людей с противоположным мнением. Конечно, так будет больше шума. А толку? Мое понимание жизни настолько отличается от понимания жизни этих господ, что мы даже не сможем двух значимых слов сказать друг другу.

"Они сошлись; вода и камень, стихи и проза, лед и пламень не столь различны меж собой. Сперва взаимной разнотой они друг другу были скучны, потом понравились, потом сходились каждый день верхом, а после стали неразлучны. 

Так люди, первым каюсь я, от делать нечего друзья".

Смотрите, даже у Онегина с Ланским этот процесс занял время, а за один раз дальше "они друг другу были скучны" не пойдет. 

2. Из Ваших замечаний о Билле Гейтсе я понял, что и мы с Вами отстоим очень далеко. Гейтсы, Брины, Но гении есть только верхушка горы. Система воспитания и образования должна насыпать саму эту гору. Вам врут, что могут иметь вершину, не имея всего остального, того, что Вы презрительно называете "технарями". 

Хотите начальников выращивать? А металл ковать будут в Китае? А не думаете, что через 10 лет китайцам ваши начальники будут ни к чему, у них ведь и свои есть? 

Хотите начальников выращивать?

Не начальников, Алексей, а элиту! Согласитесь, это разные вещи.

Вообще, разговор должен отталкиваться от чего-то конкретного - книги, исследования... А так, конечно, просто получится почесать языками. Но это уже не к вам претензия.

Эту реплику поддерживают: Катерина Инноченте

Алексей, я рада, что Вы  достаточно благодушно расположены, раз процитировали Пушкина. Не знаю, прояснила ли я, что наша дискуссия не о преимуществах или недостатках либерального образования. Она была бы непродуктивной. Потому что обе модели иногда производят, что должны, а часто нет. Так что наша цель (хотя расписываться за наших панелистов я не могу, знаю что они интересные люди с прекрасным чувством юмора, - мы для этого и устаиваем дискуссию, чтобы послушать занимательных людей) -- подумать какие принципы образования формирует определенный темперамент или вектор ума и поведения, а также продраться сквозь риторику про глобализацию, конкуренцию  и т.д и т.п. и ответить на вопрос, кого сейчас считать образованным, и, что мы вправе и можем ожидать от образования.

В процессе дискуссии возникнут разные вопросы, ну, например, вполне логично, вопрос  том, какое образование подталкивает людей выбирать себе свой собственный путь, работу по любви (а не обязательно путь дальнейшего финансового успеха, гарантируемого так называемым элитным образованием).

Мне кажется немаловажным, что наша дискуссия и вопросы созвучны целям СНОБА. Мы в среду также хотим ответить на вопрос, как мы учимся мыслить, дискутировать, вести разговор, то есть какой тип образования этому способствует и какие его принципы способствуют формированию либеральных ценностей.

Ваши взгляды (о коренной невежественности продуктов либерального образования) -- довольно узкая тема, но скорее всего найдет отклик и, вполне возможно, станет предметом обсуждения.

Гейтса и Джоба я привела риторически, как примеры творческих оригинальных личностей, а не как замечание о преимуществах элитного liberal arts.  

Я сама  могу служить devil’s  advocate своему предыдущему комментарию: так как знаю предостаточно экземляров так называемого элитного образования - выпускников Ела и Гарварда, и механизмы которые привели их туда, то есть систему ценностей, которая окружает процесс поступления и обучения в таких заведениях.  И фантастическое самомнение которое внушают высокие баллы экзамена SAT, и чувство "принадлежности" избранному кругу.  И увереннось, что академические достижения имеют чуть ли не моральную метафизическую ценность.  Хапать власть и привилегии посредством хорошо натренированных мозгов не изменяют существа самого жеста. Заслуженная посредственность как исходящее элитного образования - один из принципов корпоративной Америки (Энрон и наши многие инвестиционные банки), которая выпускает держателей власти, а не ее критиков.  Куда там до гражданственности или интересам к социальной трансформации..

Чтобы снова показать Вам, что я отнюдь не в зависимости от преимуществ элитного либерального образования: заслуженная посредственность в элитных школах не так любопытны, так как не она, посрердственность, будет оригиналами и создателями в этом мире (чтобы быть творцом нужно не бояться упасть, или,  как Бродский сказал в commencement  address в Дартмутe,  “to  venture  to  the  wrong side  of  the  tracks”),  а в элитных школах прививается только успех.

Боязнь рисковать вряд ли сформирует умение принимать "нестандартные решения в критических ситуациях или оригинально мыслить", возвращаясь к моему изначальному вопросу для нашей дискуссии в среду... Но гарантирует хорошую карьеру.

Ну вот, я уже бубню и на другую тему. Как видите, размышления об образовании дают бесконечный материал для дальнейших мыслей и интерпретаций изначального вопроса. Увидимся в среду, очень надеюсь! Лена

Эту реплику поддерживают: Катерина Инноченте

Немного противоречит информации, полученной мной лет 10 назад во время обучения в бизнес-школе (английской)

Нам тогда показывали толстый документ, доклад правительственной комиссии по исследованию состояния образования в США

Показывали как образец - как можно сделать яркий и однозначный вывод из сложного толстого материала и не скатываться в бесконечные "с одной стороны..." с другой стороны...

Доклад был озаглавлен: если сейчас не исправить положение с техническим образованием в США - завтра будет поздно

Спич сводился к тому, что гуманитаризация образования привела и приводит к очень неглубоким знаниям в технических дисциплинах, эту нишу заполняют русские, китайцы, египтяне, калмыки... Кто угодно, только не американцы. И это стратегически опасно

Мб сейчас ситуация изменилась, не знаю

Ситуация изменилась. К худшему. Сейчас есть другой доклад под грозным названием "The Gathering Storm". 

Я работаю в огромной исследовательской лаборатории, где сотрудниками являются тысячи человек. Я не знаю там ни одного американца моложе 50 лет. У Америки всегда было плохо с восстановлением своего интеллектуального потенциала. Никаких перемен к лучшему нет. Продолжают покупать мозги за границей.

Алексей, приходите на встречу, поделитесь опытом, поспорьте, наконец!

И вообще, давно не виделись :)

Эту реплику поддерживают: Катерина Инноченте

Я спорю с этими господами уже 20 лет и не один я. Смотреть на них нет никакой охоты. С Вами бы с удовольствием повидался, но боюсь, что после разговоров эту тему настроение совсем испортится. 

Я имею дело с конечным их продуктом, который ни на х.. не годен!

:)))

Чувствуется, что Вы давно живете в штатах

В России сейчас говорят "который ни х... Не умеет" или "который на х... Никому не упал" или в крайнем случае "который ни х... Не годен"

Почти по Довлатову, "Зона

Алексей, и правда, приходите обязательно, вы нам там очень нужны как полярное мнение!

Вот и мне так казалось, не хотелось "занудствовать", не зная конкретики

К сожалению, бесплатных пирожных не бывает

Либо ты энциклопедист, разносторонне развит, гуманитарий широкого профиля и Пр.

Либо ты специалист в одной узкой области, ты можешь быть специалистом еще в паре областей :) но и только

Исключения только подтверждают правило

Алексей, нет никакого либо либо! Они просто невежды и недоучки, никакие не "энциклопедисты широкого профиля"! Большинство людей, которых я встречаю, боятся говорить о чем бы то ни было, кроме своей ОЧЕНЬ УЗКОЙ специальности. Если им приходится выходить за ее пределы, то все, что они могут сделать, это процитировать сегодняшний номер New York Times.

Эту реплику поддерживают: Алексей Насретдинов, Ян Визинберг

Алексей, надеюсь Вы не о Боре Беренфельде думаете, что он невежда и недоучка?! С остальными господами не знакома.

Тенденцию, которую Вы описали, Вы описали правильно, но поверьте, Беренфельд способен довольно глубоко говорить on an impressive amount of various topics. Вообще Вы выражаете позицию тех, как я, которые сожалеют о том, что закончилась эпоха всесторонней эрудированности и началась эпоха узкой специализации. Лично я, как всегда, предпочитаю быть богатой и здоровой :) Мне хочется быть с людьми и эрудированными всесторонне, и серьезными специалистами в своей области. А если брать эти два качества отдельно, то это же handicapped, по большому счету. 

Кэт, разумеется, я не говорю ни о Беренфельде, который, думаю, получил хорошее традиционное образование, ни даже о других докладчиках. Я говорю о продуктах современной школы, с которыми мне, как работадателю, приходится иметь дело. Поправлюсь: не иметь дело, потому что до науки они просто не дотягивают.

Алексей, а Вы пытались думать об этом вот так? 

Американцы, как настоящие предприниматели, не боятся оптимизировать и делегировать. Покупая лучшие мозги, они идут по shortcut. Если мне захочется иметь красивую сумку, я же не пойду покупать кожу и учиться как ее выделывать, затем как дизайнировать, чтобы она была сделана со вкусом и так далее. Проще купить, если есть средства. Не вижу ничего плохого в том, чтобы инвестировать в интернациональный персонал, в любой области. Тем более, что все эти люди СТАНОВЯТСЯ АМЕРИКАНЦАМИ. Вы же понимаете, что американец -- это особая национальность... 

Да, пока деньги есть. Люди эти американцами не становятся, а дети их становятся и в следующем поколении приходится покупать другие мозги. Все это было бы не так плохо, если бы импортируя мозги, не экспортировали бы определенного к ним отношения, а именно, теории о том, что в мозгах нет необходимости.

Вот елочки когда вырубают, то новые на их место садят. А когда мозги импортируют, то взамен -что? Либеральное образование?

Люди эти американцами не становятся

Это как так? :) Если Вы сами не стали американцем, то это же не значит, что это применимо также и ко всем остальным, или даже к большинству. А вот Вадик Паперный, к примеру, стал американцем... Маша Генкина тоже стала. Я стала. Я сейчас не только про паспорт, но и про голову ;) 

На здоровье. К сожалению, другой головы не могу себе приставить.

Только змеи сбрасывают кожи,

Чтобы жизнь старела и росла.

Мы, увы со змеями не схожи,

Мы меняем души, не тела...

(Н. Гумилев)

Не знаю, что значит "менять души". У Гумилева спрашивать поздно. Я знаю, что в моей душе есть место для самых разных культур. И не так, теоретически, а вот прямо на практике...

Кто угодно, только не американцы

Вы забавно трактуете, кто американец, а кто нет. Родившийся в России человек с американским паспортом -- не только этнический русский, но и американец. Так же и с египтянами, китайцами и так далее. 

Эту реплику поддерживают: Алексей Насретдинов

И еще, о гуманитаризации образования

Алексей, Вам хорошо говорить... А я вот родилась гуманитарием. И что делать? Ну, изворачивалась в высшей школе физико-математической, сама теперь не понимаю каким образом, но ведь как только я ее закончила, все мои знания были сознательно отправлены на свалку! Тут недавно Саша Мигдал меня спросил о какой-то простейшей вещи в физике, и просто поверить не мог, что я просто не помню этого вообще, как будто никогда не изучала. 

Но ведь это не противоречит теме дискуссии!

У меня есть масса знакомых, искуствоведов, актеров, представителей других гуманитарных профессий. Они весьма успешны на своей полянке, и очень интересные люди, я с ними с удовольствием общаюсь. При этом они не могут сделать элементарных математических вычислений, ну и что с этого?

Речь шла о системе образования. При распылении внимания у людей, обладающих хорошими способностями в области точных наук, они не могут достичь значимых успехов в них. Их обгоняют другие, которые коцентрировались (в ущерб прочим дисциплинам) на математике, физике и т.д. То же происходит при обучении музыке. Нельзя заниматься вполсилы и мало по времени.

В успешных случаях такие люди "гармонизируются" после достижения некоторых первых-вторых результатов по своей специальности.

Эту реплику поддерживают: Катерина Инноченте, Alexei Tsvelik

Да, если говорить про систему образования, то конечно. Нельзя заниматься вполсилы и мало по времени -- ничем, не только музыкой. Знаете, языки ведь тоже требуют сумасшедшего вклада. Многие родители этого просто не понимают. Не понимают, что если языком не заниматься ВСЮ ЖИЗНЬ по 2 часа в день, КАЖДЫЙ день или как минумум 5 дней в неделю (в том числе и родным языком!), то можно забыть о ВЛАДЕНИИ им на уровне родного. 

Эту реплику поддерживают: Алексей Насретдинов

Родится гуманитарием не порок. Речь не о том идет, а о том, что человек, не способный сделать что то конкретное в СВОЕЙ профессии, не способен вообще ни на что. Эта мечта выращивать "мээнеджеров" (пардон, "элиту"), которая бы петрила во всем, но ни чем конкретно, это маниловщина. Конечно, журналисты думают об этом иначе. Но, увы...

Эту реплику поддерживают: Алексей Насретдинов

Алексей, ну теперь Вы просто обязаны прийти на дебат -- я, можно сказать, специально из Филадельфии приезжаю! :) 

Ксения, я обязательно приду на это мероприятие.

Лена, чудесно, пожалуйста, обязательно зарегистрируйся через ссылку, тк количество мест ограничено пространством )

Очень-преочень жаль, что нью-йоркские события сваливаются за пару дней до даты, как снег на голову. А нельзя было бы делать хотя бы недельный notice? Потому что у всех работа, встречи, ужины, и хоть Филадельфия очень близко, но за два дня реорганизовывать всю неделю, чтобы приехать на событие, это нереально.

Кэт, в этот раз постарались сделать за неделю, но в дальнейшем усиленно будет стараться дать всем знать еще заранее, я понимаю твои претензии. 

Эту реплику поддерживают: Катерина Инноченте

P.S.

Ну ладно, поворчала-поворчала, но уже сходила на Eventbrite и купила билет. Ждите! :) 

Да я сама рада, что со всеми повидаюсь, особенно с Борей Беренфельдом! 

Разочарован ходом обсуждения. Штампы.

В России ещё в 1949 году был поставлен эксперимент под условным названием "Физтех". Тогда это было критично, а потому реально - не до досужей болтовни. Авторами эксперимента были создатели Оружия, которые его только что и создали, и знали из нулевых - своих - рук, что значит независимость мышления и способность без виз переходить междисциплинарные границы.

Постепенно идея размывалась, и вот эволюционировала в радость Кати повидаться с Борей, при всём моём бесконечном уважении к обоим :)

Тоска, блин....

Александр, наше совместное обсуждение (ход его мы не можем предугадать точно, так как разговор еще не состоялся) -- это   collaborative inquiry с ненаписанным сценарием, тема задана в общих чертах.

Я не думаю что вопрос Кого сегодня считать  образованным, уж так устарел, что его обсуждение можно ограничить 1949-м годом.  Это все равно, что подумать, будто  после Дебюсси перестали писать музыку (ну, если посмотреть на содержание программ музыки популярных концертных залов России и Америки)...  Наши спикеры-участники вечера -- гарантия, что тоски не будет. Среди собирающихся зрителей, несколько ученых, а также патритов Физтеха, получивших образование и в Штатах, и в России, от которых я лично ожидаю ценный вклад в дискуссию.  Ожидали бы мы такой вклад и от Вас, если бы Вы почтили нас своим присутствием!

Ой, почту обязательно!! Или почтю? :)))))

Я не критикан, Елена, просто люблю заострить формулировки для ясности.

Ограничить критерии образования 1949 годом точно не получится, ибо то было принципиально другое образование, фундаментальное, его сейчас дают - насколько я могу судить - в некоторых американских университетах по экономике и компьютер сайенс плюс по некоторым загнивающим дисциплинам в Оксфорде :)

Кстати, по виденной мной статистике, самым исполняемым композитором сейчас является Малер - не так уж далеко от Дебюсси.

Одного патриота - Юрия Петрова - знаю, и буду рад услышать суждения, а не мнения от остальных :)

Надеюсь, что Ваше любопытство не ограничивается суждениями Ю. Петрова.  Из физтеха вышло немало хороших людей,  Нью Йорк все-таки большой город...  Пожалуйста, продолжайте острить, и формилировки и по-всякому. Lena

А при чём тут NYC? - Физтех - это станция Новодачная Савёловской железной дороги.

Предыдущая - Марк. Это - имение друзей, где Скрябин написал тот самый этюд, когда задерживался обед :) Обычно его играют патетично, а это - лишь выражение недовольства проголодавшегося Александра Николаича.

С-острил? :))

Эту реплику поддерживают: Elena Siyanko