Илья Файбисович /

Неправильные праздники

Чтобы относиться к 23 февраля по-человечески, его надо перестать праздновать

Фото: Corbis/Foto S.A.
Фото: Corbis/Foto S.A.
Кенотаф в Реджине (Канада)
+T -
Поделиться:

В Лужниках Владимир Путин цитировал Лермонтова и поминал Есенина. В подмосковном селе Ильинское Дмитрий Медведев, который уйдет из истории как человек, отменивший зимнее время и начавший войну с Грузией, встречался со съемочной группой фильма «Август. Восьмого», посвященного той самой войне в Южной Осетии. Если верить репортажу РИА «Новости», Медведев высоко оценил творение Джаника Файзиева. Президенту вторил и подполковник Владимир Селиверстов: «Наши жены наконец узнают, чем мы занимаемся. По нашим оценкам, зачет полный». Занятия в российских школах в этот день не проводились — весь объем в основном бездарных патриотических рифмующихся строчек был кое-как выучен и прочитан накануне. Девочки традиционно поздравляли мальчиков, и, тоже традиционно, ни те, ни другие толком не знали, с чем. Города и села России традиционно ощерились миллионами аляповатых плакатов с суровым мужиком в каске. Короче говоря, вчера прошел очередной День защитника Отечества, традиционно немного теряющийся на фоне шумных торжеств вокруг 9 мая. Ну и что?

Разумеется, 23 февраля «расхождения с советской властью» могут ощущаться как чисто стилистические. Путинское косноязычие, плакаты на уровне творений О. Бендера в «Двенадцати стульях», простодушная глупость Медведева — все это один длинный и несмешной анекдот, способный отвратить от праздника почти всех людей с чувством прекрасного. Но давайте не будем говорить об этом, потому что это слишком легко, а поговорим о сути. Чтобы разговор стал более конкретным, вспомним, что вчера Медведев крайне лестно отзывался о голливудских фильмах про войну, которые поднимают боевой дух и патриотические настроения. Давайте, раз уж об этом зашла речь, разберемся, как обстоят дела с военными праздниками на Западе, и перенесемся в Великобританию, в истории которой войн тоже хватало и которая вспоминает их по-своему, в специально отведенный для этого осенний день и час. Полтора года назад этот час застал нас с братом в лондонском аэропорту Хитроу — и заставил задуматься.

Примерно без четверти одиннадцать впервые, а потом еще раз, еще раз и еще раз прозвучало объявление по громкой связи, и через пятнадцать минут, после слов the silence starts now на всей огромной территории аэропорта зазвучали две минуты тишины. Наверное, не все путешественники знали заранее, почему мы молчим, и имели на это полное право, и не все обратили внимание на бубнеж диктора, но через несколько секунд все угомонились. Минута молчания проходит быстро; ее, хоть и с большим трудом, выдерживают даже полные болельщиков футбольные стадионы. Две минуты тишины — это довольно трудно, но ощущения по крайней мере вчетверо сильнее. За тянущиеся непомерно долго сто двадцать секунд выясняется очень многое: инстинктивное неприятие советского, а теперь и российского официоза обретает осмысленные формулировки. Попробую их воспроизвести.

Уже больше девяноста лет в воскресенье после 11 ноября Великобритания застывает на две минуты в память обо всех тех, кто погиб в ее войнах. Дело в том, что одиннадцатого числа одиннадцатого месяца 1918 года кончилась Первая мировая война. Среди сегодняшних британцев есть масса живых свидетелей Второй мировой, в частности, страшных бомбардировок Лондона и всенародных гуляний на его же улицах четыре года спустя. Но Первая мировая война, пусть последние ее солдаты умерли несколько лет назад, стала и первым конфликтом, в ходе которого счет потерь шел на миллионы, а потому именно она остается главной в воображении целого народа. Главной, но не единственной, и это очень важно. Напротив, совсем не важно, насколько та или иная война была оправдана, потому что солдат никто не спрашивал — те просто шли воевать и часто не возвращались. Позорились и совершали преступления против человечности во время Англо-Бурской войны, гибли во время маленького победоносного конфликта с Аргентиной вокруг Фолклендских островов в 1982-м, усеивали своими телами поля европейских сражений, наконец, шли на заранее крайне сомнительную войну в Ираке теперь уже почти десять лет назад. Давайте перенесем этот ряд на нашу почву. Позорились в Южной Осетии и Грузии; гибли в бессмысленном конфликте в Афганистане; шли на Берлин, или умирали, так и не дойдя до конца; губили свои молодые жизни в чеченских войнах. Сотни тысяч, миллионы молодых в массе своей людей не выбирали свою судьбу, а мы не должны выбирать ее для них посмертно. Как бы ни была сильна привычка, надо ясно произнести вслух: человек, который был убит на подступах к Берлину в сорок пятом, и человек, схвативший шальную пулю в Цхинвали больше полувека спустя, — просто два солдата, которые не вернулись с поля боя, и помнить о них надо одинаково хорошо.

Кстати, в нашей стране тоже была Первая мировая война, а потом и Гражданская. И если сегодня мы старательно делаем вид, что их не было, — это наш выбор, но никогда не поздно понять, что выбор этот ошибочный.

Как никогда не поздно понять, что мы уже очень долго живем с неправильным представлением о смысле слова «ветеран». Мы ни в чем не виноваты, виноваты Даль и Ожегов. Даль считал, что ветеран — это «престарелый служака, сановник, чиновник, делатель на каком-либо поприще, особ. на военном, одряхлевший солдат; заслуженный старец, ветхослужилый, ветшанин». Ожегов, в общем, с ним согласился: «старый, опытный воин; участник прошедшей войны». А не старый и не опытный мальчик, которому оторвало ногу в Чечне,— он ветеран? Или когда все солдаты Великой Отечественной умрут — ветераны на этом кончатся, а слово сможет уйти из языка? Разумеется, нет. И тут тоже кстати британский опыт: когда пластиковые красные маки — британский аналог георгиевской ленточки — не раздают, а отдают за добровольное пожертвование, это пожертвование очень хочется сделать, и семьи британских военнослужащих, ветеранов Афганистана и Ирака, получают вполне осязаемую помощь.

Наконец, самое разительное отличие английского Remembrance Sunday, ноябрьского воскресенья памяти, от отечественных февраля и мая состоит в том, что это никакой не праздник. Это, как и написано в календаре, день памяти. Памяти о том, что война — это всегда плохо. Что за тысячи лет, и за сотни лет жизни в демократиях, мы так и не научились обходиться без войн. В этот день вспоминают, размышляют и молчат все. Молчат те, кто потерял своих близких, и молчим мы с братом, никого не терявшие жители другой страны. Молчат солдаты. Молчат сторонники военного разрешения конфликтов, и молчат миллионы людей, которые семь лет назад протестовали против начала войны в Ираке и до сих пор думают, что Тони Блэра и Джорджа Буша надо предать суду как военных преступников. А лидеры партий кладут венки к подчеркнуто простому памятнику на Уайтхолле, главной политической улице страны, но о чем они думают в этот момент, я не знаю. Зато знаю, что каждый год вооруженные силы Великобритании несут потери, и на возлагающего венок к основанию Кенотафа премьер-министра, к какой бы партии он ни принадлежал, обращены не столько объективы телекамер, сколько вопросительные взгляды миллионов сограждан.

И получается, что по определению грустный день памяти объединяет людей, а веселый праздник с проходом новинок бронетехники по Тверской улице людей очевидным образом разобщает. Выводы очень простые. Выбор между гордостью и стыдом за историю своей страны заведомо ложный, потому что заведомо более сложный. Не бывает будущего без ясного осознания прошлого. Нужно восхищаться отдельными людьми, которые с готовностью рискуют своей жизнью, или хотя бы входить в их положение. И очень строго спрашивать с политиков, которые эти риски создают — очень часто вопреки собственной воле, а иногда умышленно.

Чтобы 23 февраля и 9 мая стали настоящими праздниками, всем нам нужно сделать очень много, но прежде всего перестать относиться к ним как к праздникам.

Комментировать Всего 23 комментария

День памяти или праздник тех, кто родился мужчиной? Я так и не могу понять смысл этого праздника в России.

Торговля оживает от бурной реализации бесполезных подарков, женщины поздравляют всех мужчин подряд - от дедушки до младенца.  Тех, кто был защитником и тех, кто не был и никогда не будет.

Вы правы Илья, что-то с памятью нашей стало...

Мне кажется, что праздники и их смысловое наполнение тоже эволюционируют и мешать этому процессу или тем более призывать к чему-то по этому поводу... немного бесполезно, что ли... Рождество - бывший солярный праздник,  8 марта - бывший день равноправия женщин, 1 мая - праздник из земледельческого календаря... - и что с того? Традиции живут и видоизменяются, это же нормально, не так ли? И если нынче третьеклассница волнуется, какому мальчику из класса она подарит подарок на 23 февраля (и подарит ли он ей потом на 8 марта?!) - кто-то, посмотрев на это, назидательно, на полном серьезе, подымет палец, осудит ее переживания и начнет возглашать про то, кого считать воинами или женщинами?

Хотя... "В Британии празднуют правильно, а у нас - неправильно!" - ну это же тоже так традиционно... :)))

Катерина, я посвятил некоторое количество тысяч знаков объяснению, почему мне британский вариант кажется более уместным, чем российский, а не бросался лозунгами про правильно и неправильно. Мне жаль, что отвечаете вы мне на таком уровне. 

Что же касается праздников, не соглашусь про "эволюционирует" - вернее, у меня всю жизнь было полное ощущение, что смысловое наполнение того же 23 февраля если и эволюционирует, то не в ту сторону. Научить детей в саду и школе на автомате поздравлять друг друга можно. Только зачем? Зачем, условно говоря, делать это не 14, а 23 февраля? По моим последним данным, не очень большое количество школьников-мужчин 23 февраля думают о том, как бы им поскорее стать защитниками отечества.

"не бросался лозунгами про правильно и неправильно. Мне жаль, что отвечаете вы мне на таком уровне"....."...если и эволюционирует, то НЕ В ТУ СТОРОНУ" (выделено мной - КМ)

Гм-м... Ну значит, я что-то не так поняла. Илья, Вы видели поддержки под моим комментом? Что ж, стало быть, мы все "не на том уровне", как Вам бы хотелось... :)

А Вы безусловно на "том", и знаете, где "та сторона" эволюции. Всегда приятно поговорить со столь компетентным человеком :)))

Дорогой Илья, 

Хочу Вас поблагодарить за эту статью.

Вы в ней в очередной раз поднимаете тему "истинного" и "ложного". Вот уже 20 лет, как рухнул оплот "скотофермы", а левые праздники не только не были развенчаны за их откровенно пропагандистскую основу, но сейчас используются наследниками системы по прямому назначению. Тут Вам и "громыхание мускулами" на 7 ноября, тут и день "защитника Отечества", как лишний повод сплотиться вокруг "внешней угрозы", тут и пошлейший праздник, изобретенный коммунистками Кларой Цеткин и Розой Люксембург. Еще в России не переносила это праздник. Всегда предпочитала силу спонтанного чувства и спонтанно же преподнесенных цветов.

Спасибо Вам за очень удачное сравнение. Мне, сказать по правде, не известны другие способы познания мира, кроме как сбор информации и ее последующее сравнение.  Особенно интересно сравнение систем, одна из которых успешно функционирует многие века, другая же, также на протяжении веков упорно держится за свою "азиатскую рожу", топает при этом ножками и настаивает на свем праве использовать мужчин в качестве пушечного мяса, быть мировым лидером по количеству убийств, наркоманов,   вич-инфицированных….

Традиции знаете ли…

Не пора ли задуматься о том, какие традиции из ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ряда, а какие - из пропагандистского, имперско-государственного ряда, нивелирующего человеческое в человеке?

Спасибо учителям истории и СМИ за то, что дети не знают что это за праздник. По поводу Путина и Медведева - не нужно недооценивать наш народ. Не все вчера смотрели целый день телевизор и ходили на митинг. Михаил Прохоров вчера тоже где-то мелькал в новостях с поздравлениями, или Вы его отдельным списком держите? Война в Грузии говорите? Странно о ней вообще упоминать, вспоминая все последние вмешательства США и просвещенной Европы  во внутренние дела  Ливии, Египта, Афганистана, а теперь и Сирии.

Эту реплику поддерживают: Евгений Ильинский

Млада, 

Я не слежу за Прохоровым - только видел на днях отрывок, где он произносил довольно внятные слова: про современных солдат, их семьи, и т.д.

Я не считаю, что о войне в Грузии странно говорить - потому что в США и Европе есть миллионы - буквально, многие миллионы - которые следят за своими правительствами. Помешать объявить войну они не могут: это прерогатива премьера или президента. А вот выйти на улицы или написать в газетах, выражая свое несогласие - могут еще как. И делают это - те, кто хочет и считает правильным.

А почему спасибо учителям истории? 

А я за Прохоровым слежу. И говорит он действительно внятно, спокойно, уверенно и умно.

А учителям истории спасибо( надеюсь не всем) за то, что преподают историю так же однобоко, как и в большинстве советских школ.

Что касается  войны в Грузии, то речь шла об интересах России. То что люди в России не выходили на улицы с протестами против этой войны, говорит о здравомыслии тех, кто здесь живет.

Эту реплику поддерживают: Евгений Ильинский

Этот праздник был придуман для развития образа нового социального института - РККА. Его отмечание началось в двадцатых годах, когда добровольная армия заменялась всеобще-обязательной. РККА и далее Советская Армия, в отличие от царской, была одним из столпов идейного воспитания масс, обуздания и унификации их нравов. Наряду со школой и партией-комсомолом. До шестидесятых годов она играла и положительную роль, давая людям (в основном, в то время, крестьянам) первичную индустриальную социализацию и профессию.

Потом функция должна была измениться вслед за социальной базой, но проспали. Праздник стал половым, компенсирующим ответом на 8-е марта, который ещё раньше потерял свою социальную, психологическую и историческую сущность.

Никаких исторических фактов за датой нет. Декрет о создании РККА был подписан 4 февраля по новому стилю, никаких значительных боевых действий в тот день не велось. 23 февраля - уже сорок лет, как пустое место. Военные уже давно нашли свои праздники - общие, по специальностям и родам войск.

А День памяти у нас - 22 июня, хотя, конечно, лучше бы 9 мая.

Эту реплику поддерживают: Nina Peters

Мне всегда немного режет глаз вот это сравнение: у них там – в Британии – все очень хорошо, а у нас тут – в России – все очень плохо. В данном случае склонен согласится с автором, но я сильно сомневаюсь, что ситуацию нужно рисовать в подобном контрастном виде. Могу предположить: для Британии 1-я мировая война более памятнее, потому что в ней погибло почти миллион граждан (без учета Британской Империи), а во 2-й – 450 тыс. С потерями в СССР не сравнить. Вот в Британии каждую неделю по средам премьер-министр и лидер оппозиции зачитвает фамилии погибших на поле боя – в России этого, понятно, не делают. Хорошо это или плохо? Наверное, однозначно ответить нельзя. 

Кстати, Первая мировая война была не первым конфликтом, где счет жертв шел на миллионы.  Миллионы погибли во время войн Наполеона, 30-тилетней войны 17-го века, Гугенотских войн и крестовых походов. Наверняка я еще что-нибудь не вспомнил. 

Александр,

Я попытался не писать про как все здесь и как все там. Я взял отдельный пример и расписал его - потому что жил несколько лет в Лондоне и не мог не замечать, как там это устроено. И пришел к выводу, что устроено более правильно и более человечно. 

Что касается зачитывания фамилий - вы совершенно верно об этом вспомнили, это тоже предмет для обсуждения. Я скорее за, потому что так солдаты, павшие в разных войнах, уравниваются в правах, и это мне близко.

Эту реплику поддерживают: Сергей Любимов

Читаю и вспоминаю свои ощущения от латиноамериканской культуры и её перманентной фиесты.  И какой контраст представляем мы со своими вечными:  тварь ли дрожащая или право имеем?  Кто виноват?  Что делать? 

И так и хочется сказать - да празднуйте ради Бога.  Радуйтесь успехам собственным, чужим и просто так.  Раз есть Отечество, значит защитили.  С чем всех и поздравляю!

Эту реплику поддерживают: Евгений Ильинский

Великая страна, Англия! А знаете ли, Илья? В Абхазии за любым столом, собран он в честь свадьбы, похорон, поминок, или традционных праздников...

каждый третий тост -- минута молчания по родным и неродным, погибшим от грузинского оружия. Медведев, уважаемый Илья, не объявлял Грузии войну, он уважаемый Илья, не позволил Грузии напасть в очередной раз на Абхазию и наубивать там людей. Или -- грузинам это можно? В рамках демократии, которая в Вашей голове? Вы приезжайте как-нибудь сюда, и здесь эту минуту молчания прочувствуйте, на памятники детям, расстрелянным с грузинских самолетов посмотрите...

Может, также проберет... Или в Англии все равно лучше?

И вообще, -- ваш текст почему-то попахивает сочинением "Я ненавижу День Победы"... Но это было уже, было, Илья, было...было. Было, блин... Сколько можно-то?

Олег, 

Давайте будем разделять некоторые вещи. Отдельных людей - и государственные машины. Я гражданин России - и я слежу прежде всего за должностными лицами своей страны, и советую поступать так всем гражданам всех государств. С Саакашвили пусть грузины разбираются. И да, очень хорошо, что такие тосты есть, что в Абхазии помнят свою историю, и не только своих родных. Только, кажется мне, история выглядит несколько более сложно, чем в вашем сжатом описании.

В Англии неплохо. В Грузии и Абхазии я не был - говорят, там тоже неплохо. 

Было-было-было - очень скучно вы отвечаете. Потому что отвечаете не моему тексту, а мне. И это печально. Но это ваш выбор.

Вы знаете, Илья, я ждал Вашего ответа. И вот...

Совершенно согласен с Вами, что любая "государственная машина" пытается отделить себя от людей. От этого -- бунты и оранжевые революции. Хрен с ними. Я тоже слежу за государственными лицами своей страны. А они -- за мной. У них лучше получается. У них есть государственная машина, которой нет у меня.

В Абхазии, в Англии и Грузии (далее везде) помнят свою историю. Это, в самом деле хорошо. И я даже знаю почему...

Скучно отвечаю Вам потому, что чуть не до зубной боли вспомнилась статья в "Снобе" про ненависть к празднику Победы. И огромнейшая дискуссия, которая там разгорелась, и явилась одной из сопричин ухода из сноба 25 человек.

Мне скучно, что эта тематика повторяется в Вашем тексте, и этот повтор уже уныл сам по себе. И вот что еще, в редакционной политике Сноба просто-напросто существовала некя стратегия под названием "говномет" или "говномат", там поинтересуйтесь, если случай выпадет, когда на редколлегии решали, кто и когда выдаст какую провокацию, на которую народ клюнет и увеличит посещаемость.

Мне надеялось, что это дерьмо ушло в прошлое, а тут раз и Ваш текст. Я, конечно, понимаю, что это случайно произошло, что крик души у Вас такой вырвался вдруг. Не в прошлом году, например, 23 февраля, не в позапрошлом. Не важно. Поэтому прошу не печалиться из-за моего комментария. Жить надо веселее как-то. Ну и в поддержку Вашего настроения добавлю,что я сам не понимаю этот праздник, и не понимаю людей, которые меня с ним поздравляют. Да и не отмечаю даже... У меня, чтобы про однополачан вспомнить -- другие дни есть. Наши с ними. И иногда это совсем не праздники. "Это церемония", как говорят здесь, в Абхазии)))

Эту реплику поддерживают: Сергей Любимов

Вы меня конечно извините, но степень Вашего цинизма просто зашкаливает. Скучно читать о погибших, о минуте молчания ?

Долой "праздничный расизм, сегрегацию и прочие стереотипы" :-)))))

Это шутка.

Но, по мне, праздновать, а, ГЛАВНОЕ поздравлять имеет смысл конкретного человека с теми праздниками, которые этому конкретному ... дороги, понятны и приятны.

Если что-то коробит в 23 февраля г-на N - не надо его поздравлять. И, напротив, если г-н M обидится, что не поздравили - ОБЯЗАТЕЛЬНО поздравить.

Я, к примеру, не очень люблю, когда поздравляют с 8 марта. Как-то мерещится, что подарив обязательные (а не "просто так") цветы, человек тем самым демонстрирует, что остальные 364 дня место мое - на лесоповале (поскольку равноправие).  Возникает некоторое недоверие к этому конкретному персонажу. Бессознательное. :-))) А зачем? Поэтому просто прошу: "не надо (если можно)" :-))

Однако, ничего не имела против поздравить родную маму с 8 марта. Ей это было важно и приятно.  :-)))

Кто-то не любит дни рождения. Кто-то не знает своих именин. А для кого-то 7 ноября и сегодня - красный день календаря :-)))

ПУСТЬ!

Эту реплику поддерживают: Евгений Ильинский, Сергей Громак

Интересно, а вот Хемингуэя принято было регулярно поздравлять с "Праздником, который всегда с тобой..."?

Эту реплику поддерживают: Наташа Вольпина

Мы и поздравим :-)))

"Ваще-то по-англицки" "А Moveable Feast" А с "фистом"  поздравлять можно хоть каждый день: moveable feasts - религиозные праздники, которые "падают" в разные годы на разные дни (типа Пасхи) :-)))

Про Хэма буду верить Вам (независимо от ....): КРАСИВО, ОДНАКО :-))) Идея носилась в воздухе, но нашелся тот, кто сформулировал :-)))

Эту реплику поддерживают: Олег Утицин

Очередной пост очередного из истекающих слюной по западным цивилизациям. Летайте туда каждый год молчать по 2 минуты и расскажите там какие тут у нас русских идиотов дебильные праздники.

Эту реплику поддерживают: Млада Стоянович, Сергей Громак

Интересно вы изъясняетесь. Это все, что вы можете сказать по существу? А то мне даже нечего вам возразить.

Илья, я тут полайкал и Вас, и Ваших сторонников, и Ваших противников - но не просто потому, что как сказал Соломон "И ты прав, и ты прав". А просто, чтобы обратить Ваше внимание на то, что если вы беретесь за такие темы не с целью провокации - надо быть предельно осторожным - ибо очень тонкая грань отделяет истину от лжи и нарвственность от безнравственности. Особенно, когда она проходит через кровь людей.