Амина Шейхова /

Вадим Захаров представит Россию в Венеции

Работы художника будут выставлены в Российском павильоне на 55-й Венецианской биеннале современного искусства в 2013 году

+T -
Поделиться:

Об этом сообщила комиссар Российского павильона биеннале Стелла Кесаева: «Мы решили сделать ставку на очень талантливого художника и думаем, что он оправдает наши надежды на сто процентов. Мы уверены, что талант и опыт международной работы Захарова помогут представить наш павильон наиболее актуально».

По словам Вадима Захарова, такое предложение является большой ответственностью для него: «Последние пять лет я бежал от центра – не делал выставок в Москве и на Западе, это была моя принципиальная позиция, но организаторы Российского павильона меня остановили, развернули и я надеюсь, павильон будет достойным».

Вадим Захаров является активным участником неофициального искусства и представляет московский концептуализм. В 2006 году он стал лауреатом премии «Инновация», а в 2009 выиграл премию Кандинского.

Комментировать Всего 4 комментария

Я считаю, что это очень удачный выбор. Вадим Захаров – один из лучших художников своего поколения. Он активный приверженец школы московского концептуализма, у него большой опыт участия в международных выставках. Вадим очень хорошо чувствует пространство, поэтому успешно сможет реализовать свою задумку в стенах Российского павильона на Венецианской биеннале. Сейчас очень важно найти куратора, который будет с ним работать и сможет оптимизировать дебютную идею Захарова.

Когда Стелла Кесаева стала куратором, мы позвали Монастырского, что было очень хорошей идеей. Тенденция приглашать художников, принадлежащих к школе московского концептуализма, продолжается и сейчас. Я считаю это правильным. В русском искусстве это наиболее сложившееся, самодостаточное, с международной репутацией направление. То, что делает Кесаева, мне кажется вполне осмысленным.

Уверен, что Вадим придумает какой-то ход, который позволит оптимально, наиболее эффектно и визуально убедительно использовать очень непростое пространство Российского павильона. Я был куратором павильона в 1999 году, и я знаю, насколько это сложно.

Я считаю Вадима Захарова хорошим художником. В принципе, его участие в биеннале было ожидаемым. В прошлом году был Андрей Монастырский, а в этом – Вадим Захаров. Такой выбор говорит о вкусовых предпочтениях фонда. Не знаю, что предложит Вадим, но у него всегда очень интересные проекты. Можно ждать чего-то яркого.

Снова проявилась любовь Стеллы Кесаевой к концептуальному искусству.

Вадим Захаров – великолепный выбор, особенно учитывая, что он живет и в Германии, и в России, и широко известен персональными выставками в Германии, Австрии, других европейских странах, в Японии. В моем родном городе Франкфурте он выиграл международный конкурс на памятник известного немецкого философа Теодора Адорно.

Привлекательные и интригующие инсталляции Захарова наполнены юмором. Остается надеяться, что в этот раз вернувшийся куратор/философ Борис Гройс будет более дидактичен, чем в прошлый раз в Венеции в 2011 году, когда случилось так, что большинство нерусскоговорящей публики заходило и мгновенно покидало российский павильон из-за недостатка понимания и высокомерного отсутствия объяснений контекста и/или контента. В конце концов, искусство предназначено для широкой публики, и важно, чтобы зрители получали удовольствие. Для чего минимум понимания контекста является необходимым условием.

Когда в прошлом году я спросила Стеллу Кесаеву, почему она выбрала Монастырского, она ответила, что это было очевидно. Более того, когда я была куратором в Российском павильоне в Венеции, я тоже о нем думала. Но тогда у меня была другая концепция, которая победила: я решила, что нам нужно выводить молодое поколение, поддержать их на взлете. Это не значит, что не надо показывать классиков. Классики русского современного искусства, которые две трети жизни прожили в так называемой неофициальной или андеграундной культуре, сейчас должны получить то, что заслуживают.  Поэтому решение Стеллы было правильным.

Кандидатура Вадика Захарова была предсказуемой идеей. Он крупный хороший художник, который долго жил и работал в Германии, но, конечно, не получил должного ни у нас, ни там. Вадик начал совсем молодым, в середине 80-х, когда был взлет современного русского искусства. После выставок, которые делала Stella ArtFoundation в Третьяковской галерее пять лет назад, стало особенно очевидно, что ему можно и нужно дать павильон.

Я вам открою тайну: в 2007 году я ему заказала проект. Он его блестяще сделал. Проблема в том, что этот проект технологически был очень сложный. Там был даже искусственный каток, что в тех условиях, которые царили тогда в павильоне, сделать было невозможно. В 2007 году это были руины, где жили бомжи и жгли костры. Они не сожгли этот павильон просто потому, что он так промок, что костер не мог даже нормально гореть. Сейчас, пять лет спустя, этот павильон привели в относительный порядок.

По-моему, решение отправить на Венецианскую биеннале Вадика абсолютно правильное. Особенно если учесть, что 2013 год – это столетие с основания нашего павильона. Фонд Stella  Art  Foundation  выпустит сайт и книгу о всех проектах, которые реализовывались у нас в павильоне в течение ста лет, учитывая и те годы, когда ничего не происходило. Это такая архивация и история русского павильона за целый век, которая покажет, какое искусство было знаковым в тот или иной период, какую роль оно играло, каким образом Россия через это искусство, как через проекционный экран, выражала сама себя. Венецианская биеннале – это зеркало, в котором через современное искусство отражается наш взгляд на страну. Это очень правильная идея — пригласить Вадика Захарова, который работает с памятью, создает архивы, именно к столетию павильона.  

У Вадика до этого были замечательные выставки. Он абсолютно непредсказуемый автор, который всегда блистательно строит историю. Думаю, что технически комиссар Стелла обеспечит реализацию этого проекта так, как это должно быть. Большие, хорошие проекты Вадика Захарова требуют емкой, затратной, но исполнимой технологии. Когда я была куратором, у меня было совсем мало времени. Сейчас, думаю, когда есть год на подготовку, Вадик выдаст какое-нибудь замечательное решение.

Кроме того, он умеет работать и с монументальными формами, и с минималистичным, концептуальным искусством. А занять весь павильон — это трудная задача. У нас много хороших художников, но не все они могут работать с большим сложным пространством. В этом случае кандидатура Вадима Захарова неоспорима.