Нобелевский лауреат Пол Кругман об экономической географии и новой теории торговли

+T -
Поделиться:

 

Фото: Fotobank
Фото: Fotobank

Известный экономист Пол Кругман (Paul Krugman), недавно получивший Нобелевскую премию по экономике, объясняет своим читателям, за что ему дали эту престижнейшую награду.

«На самом деле я не хочу говорить о себе, когда все кругом плавится, однако меня просили неформально объяснить, за что я получил сами знаете что. Так что я попытаюсь. По сути, речь идет о двух взаимосвязанных вещах: «новой теории торговли» и «новой экономической географии».

Итак, что же такое «старая» теория торговли? Этому вы наверняка учились, если у вас был предмет «введение в экономику». Все страны разные, у них разный уровень продуктивности в разных областях индустрии и разные ресурсы. От всех этих факторов зависит торговля. В тропических странах выращивают и экспортируют бананы, в странах с умеренным климатом - пшеницу. В странах, где много работников с высшим образованием, на экспорт идут товары уровня хайтек, а в странах, где образованных людей меньше, - шорты и пижамы.

Согласно новой теории торговли, все это многое объясняет, но и упускает очень многое. Франция и Германия продают много разного друг другу, хотя в этих странах похожий климат и сходные ресурсы. Так же, как у США и Канады. Так в чем же дело?

Ответ таков: существует множество товаров - не пшеница или бананы, - а например, широкофюзеляжные реактивные самолеты. Есть всего несколько мест, где производят такие самолеты. Здесь работает так называемый эффект масштаба - чем больше предприятие, тем оно экономичней, поэтому достаточно нескольких таких предприятий. Но они должны где-то быть, и эти страны экспортируют самолеты, тогда как все остальные их импортируют.

Кому же достаются предприятия по производству самолетов, либо особых типов станков, либо моделей машин, популярных по всему миру? Вот ответ новой теории торговли: это неважно.