Алексей Алексенко   /  Екатерина Шульман   /  Виктор Ерофеев   /  Владислав Иноземцев   /  Александр Баунов   /  Александр Невзоров   /  Андрей Курпатов   /  Михаил Зыгарь   /  Дмитрий Глуховский   /  Ксения Собчак   /  Станислав Белковский   /  Константин Зарубин   /  Валерий Панюшкин   /  Николай Усков   /  Ксения Туркова   /  Артем Рондарев   /  Алексей Алексеев   /  Андрей Архангельский   /  Александр Аузан   /  Евгений Бабушкин   /  Алексей Байер   /  Олег Батлук   /  Леонид Бершидский   /  Андрей Бильжо   /  Максим Блант   /  Михаил Блинкин   /  Георгий Бовт   /  Юрий Богомолов   /  Владимир Буковский   /  Дмитрий Бутрин   /  Дмитрий Быков   /  Илья Васюнин   /  Алена Владимирская   /  Дмитрий Воденников   /  Владимир Войнович   /  Дмитрий Волков   /  Карен Газарян   /  Василий Гатов   /  Марат Гельман   /  Леонид Гозман   /  Мария Голованивская   /  Александр Гольц   /  Линор Горалик   /  Борис Грозовский   /  Дмитрий Губин   /  Дмитрий Гудков   /  Юлия Гусарова   /  Ренат Давлетгильдеев   /  Иван Давыдов   /  Владислав Дегтярев   /  Орхан Джемаль   /  Владимир Долгий-Рапопорт   /  Юлия Дудкина   /  Елена Егерева   /  Михаил Елизаров   /  Владимир Есипов   /  Андрей Звягинцев   /  Елена Зелинская   /  Дима Зицер   /  Михаил Идов   /  Олег Кашин   /  Леон Кейн   /  Николай Клименюк   /  Алексей Ковалев   /  Михаил Козырев   /  Сергей Корзун   /  Максим Котин   /  Татьяна Краснова   /  Антон Красовский   /  Федор Крашенинников   /  Станислав Кувалдин   /  Станислав Кучер   /  Татьяна Лазарева   /  Евгений Левкович   /  Павел Лемберский   /  Дмитрий Леонтьев   /  Сергей Лесневский   /  Андрей Макаревич   /  Алексей Малашенко   /  Татьяна Малкина   /  Илья Мильштейн   /  Борис Минаев   /  Александр Минкин   /  Геворг Мирзаян   /  Светлана Миронюк   /  Андрей Мовчан   /  Александр Морозов   /  Егор Мостовщиков   /  Александр Мурашев   /  Катерина Мурашова   /  Андрей Наврозов   /  Сергей Николаевич   /  Елена Новоселова   /  Антон Носик   /  Дмитрий Орешкин   /  Елизавета Осетинская   /  Иван Охлобыстин   /  Глеб Павловский   /  Владимир Паперный   /  Владимир Пахомов   /  Андрей Перцев   /  Людмила Петрановская   /  Юрий Пивоваров   /  Наталья Плеханова   /  Владимир Познер   /  Вера Полозкова   /  Игорь Порошин   /  Захар Прилепин   /  Ирина Прохорова   /  Григорий Ревзин   /  Генри Резник   /  Александр Роднянский   /  Евгений Ройзман   /  Ольга Романова   /  Екатерина Романовская   /  Лев Рубинштейн   /  Вадим Рутковский   /  Саша Рязанцев   /  Эдуард Сагалаев   /  Игорь Свинаренко   /  Сергей Сельянов   /  Ксения Семенова   /  Ольга Серебряная   /  Денис Симачев   /  Маша Слоним   /  Ксения Соколова   /  Владимир Сорокин   /  Аркадий Сухолуцкий   /  Михаил Таратута   /  Алексей Тарханов   /  Олег Теплов   /  Павел Теплухин   /  Борис Титов   /  Людмила Улицкая   /  Анатолий Ульянов   /  Василий Уткин   /  Аля Харченко   /  Арина Холина   /  Алексей Цветков   /  Сергей Цехмистренко   /  Виктория Чарочкина   /  Настя Черникова   /  Саша Чернякова   /  Ксения Чудинова   /  Григорий Чхартишвили   /  Cергей Шаргунов   /  Михаил Шевчук   /  Виктор Шендерович   /  Константин Эггерт   /  Все

Наши колумнисты

Иван Охлобыстин

Аудиоверсия этого текста

Прослушать Angelo Badalamenti

Аудиоверсия
/ Москва

Иван Охлобыстин: Соборность (проповедь). Во имя Отца и Сына, и Святого Духа!

+T -
Поделиться:

Людям, не следующим базовым требованиям канонической дисциплины христианина по бесчисленному количеству причин, весомость которых оценивать прилично лишь Господу, стоит уделить самое деликатное внимание, страшась притом отторгнуть их нежные души от шанса познания Истины грубостью личных доводов.

Для правильного восприятия текста рекомендуется включить звук в компьютере и воспроизвести звуковой файл

Thomas Otten / Angelo Badalamenti

Однако с учетом неоднозначности общественного мнения относительно собственной фигуры дерзну предположить, что последнее чувство, которое я могу вызвать как пастырь — это страх. Что вынуждает меня по закону совести и пользуясь ситуацией внести определенную ясность в те или иные церковные определения, все чаще и чаще, к месту и нет, применяемые в партикулярной речи.

Вот, например: «соборность» никоим образом не подразумевает толпу хмурого, бородатого электората, обуянного неприятием чего-либо. Соборность суть согласие в отношении чего-либо всеми верующими людьми и, что самое главное, понимание необходимости подчинить, любви Христовой ради, частное мнение общественному. Относительно неоднозначности последнего в отношении меня я упоминал выше. Соборность — почти платоновский мир, где общее соединено с единичным, а космическое — с человеческим.

Благотворное влияние принципа соборности на человека очевидно и звучит в унисон с большинством пунктов Уголовного и Гражданских процессуальных кодексов, негативное следует отнести к проявлениям психической неуравновешенности и дурного воспитания. Как то: «соборно» принято соблюдать воздержание во время постов как малую, но единственно доступную нам жертву Богу в мирной жизни. «Соборно» решено не вкушать без надобности крови, из опасения утратить по здоровью дар возвышенного суждения.

«Соборно» утверждена полезность исповеди как метода продемонстрировать Небу свою способность к объективной самооценке, что тоже нас выгодно отличает от приматов.

А погоня с обличительными речами за нарушителями означенных правил не входит в компетенцию внимающего духу соборности. Причина тому упоительно проста — нарушающий установленные «соборным разумом» принципы сам, автоматически, выпадает из сферы духовного протектората Церкви и лишается благодатного дара соборного соучастия.

Проявление дара отчетливо выражено в произношении диаконом Великой ектинии (прошения). «Миром Господу помолимся», — возглашает он, и мы видим себя в окружении единомышленников, молящихся в студеных скитах Крайнего Севера, выжженных солнцем монастырях Африки, оцепленных городским шумом храмах европейских городов. Мы, не знающие друг друга в лицо, участвуем в жизни друг друга, вторя возносимой к Тверди Небесной просьбе о милости.

«О благорастворении воздухов, о изобилии плодов земных и временех мирных Господу помолимся», — продолжает озвучивать наше обращение диакон.

Да, мы зависим от погоды, мы сеем хлеб, к определенному возрасту для большинства из нас понятие «давление атмосферного столба» перестает быть просто метафорой. Мы ищем в природе стабильности, мы должны кормить детей; между ликвидацией последствий природного катаклизма и посещением зоопарка мы выбираем последнее.

«О мире всего мира, благостоянии Святых Божих церквей Господу помолимся».

Мы не столько боимся умирать, сколько боимся потерять любимого человека, причем потерять нелепо, в угоду мимолетным влечениям группы заинтересованных только в себе лиц, а существование множества Церквей — залог относительного спокойствия, если, конечно, не считать атомного арсенала, вряд ли рассчитанного на победу кого-то конкретного.

Еще мы молимся о процветании своей страны, здоровье близких людей и многом другом, что гарантированно входит в представление о жизненно необходимом для каждого нормального человека. 

Вот о чем мы молимся вместе. Весь круг православного богослужения рассчитан на синхронизацию наших духовных усилий. Это и прилично, и практично, и это наслаждение в самом возвышенном смысле этого слова. Если «я» больше чем «я», до уровня общего согласия, не значит ли это, что «я» и есть «общее», и я вправе им распоряжаться. Светлая сторона власти.

Закрываем глаза и чувствуем, как бьется одно огромное сердце. Ритм его биения пьянит и порождает восторженное ощущение мистической  сопричастности. Мы беспредельны, как Вселенная, источник нашей жизни вечен, и несть в душах наших страха смертного — главной причины испытываемой каждой душой тоски. Это так очевидно, что не требует никаких доказательств. Мы чувствуем «глас хлада тонка» — единственную формулу, которую подобрал пророк Илия для определения присутствия Божия. Перепев ледяного хрусталя. Мурашки.

Сверхзадача — хоть на долю секунды, минуя бездушный механизм принятой очевидности, допустить надежду на «соборную сопричастность», чтобы ничего от тебя не осталось, кроме необоримой извечной силы, порожденной чем-то еще более могущественным, упоминаемым в молитвах лишь в превосходных степенях. Hesychia — покой в безмолвии. Сила взрыва «сверхновой».

И как печально, что порой даже верующие люди умаляют значение соборности до уровня идеологического эталона, а провозглашение Великой ектинии происходит формально и воспринимается соответственно. Нет, соборность — явление гораздо более высокого порядка, требующее работы всего доступного душе и разуму потенциала. Соборность — один из ключей к тайне творения миров. Нам необходимо овладеть им, и страх отступит. Уверяю вас как пастырь не по достоинству, но вопреки. Только милостью Божией в редкие мгновения сопричастный по-настоящему «соборному духу». Аминь.

Комментировать Всего 10 комментариев
о патриархе

читаю вот, а думаю о Кирилле. многое ему лета. у него есть шанс обратить заблудшую паству к промыслу божьему. да отвратятся соблазны от него, душу разъедающие и парализующие волю.

если и поднимется Россея, так только с этой стороны, на основе соборности вокруг идей церкви, обратившись к ценностям, которые вдруг покажутся истиной. только "вдруг" нужно готовить. и теперь стало видно, что Кириллу это по силам.

футбол конечно тоже объединяет нацию...на пару дней. но более рождает кумиров, разочарование в которых бывает трагичным. нам падать уже некуда, дно уже под подошвами. как говорил Распутин о Николае: "ему внутри недостает", так вот теперь нам всем недостает. майбахов и бентли достает на среднестатистическую душу, а внутри не достает. (кстати привет Маше, недавно она давала телевизионное интервью, где рассуждала о бренности желания более дорого автомобильного пластика).

Автор Иван Охлобыстин - одно из самых ценных приобретений проекта "Сноб"

Неоспоримым является высокая ценность сотрудничества проекта "Сноб" с Иваном Охлобыстиным в качестве автора. Батюшка и актёр, священник и искуситель, ум, мощь, талант, слово, проникающее глубоко внутрь. Не могу назвать себя уже окончательно состоявшейся мизантропшей, но последние двадцать пять лет работы в качестве частнопрактикующего врача с бедными, богатыми и очень богатыми людьми заставили меня научиться отдирать толстый слой глянца, который теперь тоннами продаётся на каждом шагу, и постоянно используется людьми для замазывания всего кажущегося им неприглядным на теле и в Душе. Только доктору, работающему индивидуально с каждым пациентом, приходится, дабы грамотно разобраться в проблеме и не ошибиться с лечением, глянец этот отодрать, или по крайней мере приподнять его грязный запылившийся край.  А там такое... Ваша Соборная Проповедь вселяет надежду в восстановление правильных взаимоотношений между людьми и нужного им единения.        Вы хотите построить свою церковь? Она у Вас будет. Обязательно.                А с предыдущим мнением я не согласна. Патриарх Кирилл в часах Брегетт не сможет объединить людей, об этом я думаю каждый раз, когда молюсь в Елоховском Соборе в том числе и Светлой Памяти ушедшего патриарха Алексия.

Брегетт, как известно, носил еще Евг.Онегин и не считал зазорным. патриарху что ли в показную нищету играть? по мне так лучше пусть останется самим собой - доверия больше. хотя Вас я понимаю, после стольких разочарований, какими были наполнены последние годы нашей страны, трудно уже довериться новому мессии.

По счастию, выпавшему на долю Евгения Онегина, он не был церковным олигархом, сколотившем своё состояние на торговле алкоголем и сигаретами. Посмотрим, так ли легко овладеть душами людей, как выставить их на бутылку к празднику. Великое смятение на лице преподобного в день выборов без слов поведало особо внимательным о том, что он до последней минуты не подозревал, какую ношу, какой крест на себя взваливает. Может и пожалел уже после восхождения тысячу раз. Служил бы и дальше в отделе внешних сношений, устанавливал бы новые крепкие связи с Ватиканом. Такая у папы красивая летняя резиденция, и прохладно там в жару. А по поводу того, что прикидываться и прибедняться не надо, я думаю,  ВЫ ПРАВЫ. Это, как выясняется на обилии известных примеров, проясняет позицию, помогает выкарабкаться из тяжелой ситуации и "держать хвост пистолетом".

на счет смятения, это у него только можно выяснить было ли оно великим, или было вызвано более бытовыми причинами :) я например ничего такого не заметил. а про богатство, согласитесь, что нищих-то до власти не пускают - это не только российская концепция, но общечеловеческая (разве что только через революцию, но это к Лимону). лишь бы служил Богу, а не маммоне.

Пожалуйста не критикуйте Святейшего. ПОЖАЛУЙСТА!

По причине причастности, я не могу Вас посвятить в хитросплетения клирикальной политики, но поверьте: Патриарх приложил неистовые усилия для сохранения мира в Церкви. А относительно его мнимых огрехов в прошлом, это не более, чем миф, распространенный глупыми людьми, ангажированными соответствующим отделом госслужб.

Святейший приемник традиций великого Никодима Ротова, архиерея в 60-х годах, блестящим дипломатическим маневром сохранившим Русскую Православную Церковь от окончательного уничтожения. Десятилетиями соответствующие службы мстили этому гениальному человеку и его сторонникам.

Поднимите архивы, вчитайтесь в фамилии "обличителей" и вы поймете, кто противостоял и противостоит Патриарху. Там истинное зло, а ни в избранном Богом Предстоятеле.   

Сейчас не время разрушать. Уже нечего. Время созидать.

моментально в море

так ведь у нас, чтобы любовь народную залужить, надо сначала на тот свет наведаться. ушедший патриарх - молодчина (допустим, что так). а Кирилл виноват уж тем, что жив, бодр, свеж на язык, и идет к людям :)

и смех и грех

на главной странице сайта, рядом с логотипом написано:

"Иван Охлобыстин: Христос есть истина"

внизу предложение:

"Комментировать"

по-моему очень смешно :))))))))

Максим, давайте с уважением отнесёмся к просьбе Ивана не критиковать руководство Православной церкви. А то нас с вами как-то понесло. Вопрос на самом деле интимный, но наболевший. Правда, с учетом того, что мы с Вами ничего разрушать и не собирались, так как прекрасно понимаем, что в "чужой монастырь со своим уставом не ходят", наше мнение имеет право быть услышанным. Тем более, что принимающий нас проект и создавался для обмена впечатлениями и разными взглядами на происходящее людей живущих в разных частях света. Говорят, со стороны видней.

Соборность как синхронизация - верно!

Иван, мне симпатичны Вашм усилия переложить старые церковные понятия на понятный современному человеку лад. Аргументируя в пользу соборности, Вы подкрепляете традиционное понятие Христовой любви ссылкой на Уголовный кодекс и гражданское законодательство а также заботой о здоровье через пост; исповедь Вы трактуете как своего рода психологический тренинг с демонстрацией результатов топ менеджменту. А отлучение от церкви в Ваших устах превращается в алгоритм из теории автоматизации. Вопреки такому задорному началу, я усматриваю некоторые слабые места в Вашей проповеди, а именно в той части где вы проводите мысль о соборности как подчинении частной мысли мысли общественной. На мой взгляд события века 20-го наложили мрачную печать на общественное мнение, которую не отмоешь ни ссылками на законодательство, ни заботой о здоровье, ни страхом перед начальством или даже угрозой исключения из общественной организации. Конечно, наиболее простое возражение - в том что в 20 век - век расцвета атеизма и именно это стало причиной того, что во многих странах большинство населения  выступало за искоренение разнообразных меньшинств. Но на такой аргумент можно ответить, что общественное время "прокалывалось" не только во времена атеизма, но и во времена церковного расцвета в Средние века. Именно из-за несоответствия силы приведенных Вами доводов степени скомпрометированности общественного мнения вся суть комментариев к Вашей проповеди свелась к обсуждению марки часов, которые носит Патриарх, что по справедливости вызвало у вас протест.Такие мысли посещали меня, пока я не наткнулся на ту часть в которой Вы коснулись соборности как синхронизации. Это самое интересное место Вашей проповеди. Мне показалось небесполезным развить эту Вашу мысль. Но чтобы не перегружать Ваш блог я взял на себя труд и перелил свои мысли в блог свой. если Вам интересно, вы можете ознакомиться с ними здесь: "Три принца из Серендипа, синхронизация и соборность" http://www.snob.ru/profile/blog/5371/5351)