Умерла Галина Вишневская

Известная оперная певица скончалась на 87-м году жизни

Фото: РИА Новости
Фото: РИА Новости
Галина Вишневская в роли Катерины Измайловой в экранизации оперы Д. Шостаковича «Катерина Измайлова»
+T -
Поделиться:

Галина Вишневская (в девичестве Иванова) родилась в 1926 году в Ленинграде. В 1944 году поступила в Ленинградский областной театр оперетты в хор. В 1952 году, несмотря на отсутствие профильного образования, была принята в стажерскую группу Большого театра.  В 1954 году вышла замуж за виолончелиста Михаила Ростроповича.

За годы карьеры Вишневская выступала и записывалась с такими дирижерами, как Герберт фон Караян, Игорь Маркевич,  Герман Абендрот и другими.

В 1974 году покинула пределы СССР вместе с мужем из-за травли со стороны властей, начавшейся после их поддержки, оказанной Солженицыну.

Во время пребывания за рубежом Г. П. Вишневская и М. Л. Ростропович за помощь инвалидам-эмигрантам — ветеранам Первой мировой были лишены советского гражданства, почетных званий и правительственных наград. Но в 1990 году Галина Вишневская вернулась в Россию, ей были возвращены почетное звание народной артистки Советского Союза и орден Ленина, она стала почетным профессором Московской консерватории.

С 2002 года она стала руководителем Центра оперного пения Галины Вишневской в Москве.

В 1984 году она написала книгу «Галина», в которой певица рассказывает о своей жизни, крайне негативно оценивает правительство СССР. Книга была опубликована на английском, русском и многих других европейских языках. 24 октября 2011 года Галина Вишневская представила новое издание книги «Галина. История жизни», приуроченное к ее юбилею.

 

Комментировать Всего 10 комментариев

Как же жаль. Великая женщина. И какая была замечательная семья. Какая красивая любящая пара. Какие честные и смелые люди - Галина Вишневская и Мстислав Ростропович. Правда, целая эпоха уходит. Очень грустно. Дай Бог, теперь они будут вместе там, на небесах.

Это великая русская певица и актриса. Это целая эпоха русской оперной сцены. Я, к большому сожалению, не был с ней знаком. Для меня Галина Вишневская - это имя с красивых DVD-обложек альбомов, пластинок. Это что-то такое недосягаемое, светлое и великое.

Это один из тех людей, которые есть и останутся ярчайшей ассоциацией у любого европейского человека по отношению к русскому театру. Если мы говорим о русском оперном искусстве - на ум приходят Федор Шаляпин и Галина Вишневская. Светлая ей память.

Эту реплику поддерживают: Мария Юринова, Сергей Громак, Павел Макеев

Помяни, Господи Боже наш

в вере и надежди живота вечнаго преставльшуюся рабу Твою, сестру  нашу  Галину, яко Благ и Человеколюбец, отпущаяй грехи и потребляяй неправды, ослаби, остави и прости вся вольная ея согрешения и невольная, избави ея вечныя муки и огня геенскаго, и даруй ей причастие и наслаждение вечных Твоих благих, уготованных любящым Тя: аще бо и согреши, но не отступи от Тебе, и несумненно во Отца и Сына и Святаго Духа, Бога Тя в Троице славимаго, верова, и Единицу в Троицу и Троицу во Единстве православно даже до последняго своего издыхания исповеда.

Темже милостив тому буди, и веру яже в Тя вместо дел вмени, и со святыми Твоими яко Щедр упокой: несть бо человека, иже поживет и не согрешит. Но Ты Един еси кроме всякаго греха, и правда Твоя, правда во веки, и Ты еси Един Бог милостей и щедрот, и человеколюбия, и Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Давно ходит идея написать книгу о Ростроповиче (и, конечно, о Вишневской). Эти жизни достойны тома, но – простите меня, пожалуйста – это будет не "жития святых".  Слава (как все его называли) был гениальный музыкант, предпоследний из великих советских музыкантов. Как личность он достоин стать нашим графом Калиостро. Надо собрать устные рассказы о нем – их сотни, тысячи, все колоритные, все из ряда вон. А Галина – настоящая боевая подруга атамана. Но эту книгу писать опасно. Пока еще опасно.

Эту реплику поддерживают: Александр Звонкин, Liliana Loss

С Галиной Павловной я был немного знаком. Поначалу она казалась сердитой и неприступной. Была у нее эта маска Марфы Посадницы или Вассы Железновой, которой она любила пугать неподготовленных журналистов. Ее легко было разгневать, но легко и рассмешить. А когда я сказал, что меня все предупреждали о ее резкости, лишь небрежно отмахнулась: "Да ладно вам. Я добрая, это у меня просто голос громкий". С ней было интересно. Она была великолепная рассказчица. У нее была цепкая, "хищная" память. Она помнила детали, она раздавала жесткие,  точные и справедливые характеристики. Если была в ударе, могла легко проиграть перед вами целую сцену из спектакля или напеть вполголоса тему симфонического произведения. Идеальный слух на подлинное в искусстве, на ложь, на подлость. Ее цыганские черные глаза видели всех насквозь. И никому ничего не прощали. Это потом она скажет, что всем все простила, что зла не держит. А я-то помню, как она в свой первый приезд с Ростроповичем уже после 10 лет в эмиграции не могла даже переступить порог Большого театра. "Меня так колотило. Я просто развернулась и ушла". Когда она рассказала об этом эпизоде режиссеру Борису Александровичу Покровскому (тоже в свой час и черед изгнанному из Большого), он ей на это ответил: "Галя, ты великая. Ты хоть до подъезда дошла, а я мимо этого здания три года проезжать не мог". Она была из того поколения, для кого театр был больше, чем стены, подмостки, трудовая книжка. Это была Жизнь. Единственная ее подлинная жизнь, за чертой которой оставались и любящий муж,  и дочери, и ее прошлое, и война, в которую она потеряла сына, и Кронштадт,  где она родилась, и все ее успехи и награды, их отъезд и вынужденная эмиграция — все меркло и тускнело по сравнению с этой огненной реальностью, марево которой будет ее преследовать до конца. Она была прирожденная примадонна. Но примадонна советская, имперская, народная СССР. Примадонна Большого театра эпохи его расцвета и наивысшей славы. Остальные подмостки ее не очень-то интересовали. "Там я пела для денег", — скажет она без всякой мелодрамы в голосе. Для Бога она пела только в Большом. Что осталось от этого пения? Несколько песенных циклов Шостаковича, посвященных ей, стихи Ахматовой, навеянные ее пением, потрясающая Катерина Измайлова. Останется этот яростный, гордый профиль непримиримой, сильной женщины, привыкшей всегда стоять на своем и все сделать по-своему. Царствие ей небесное!        

                     

Эту реплику поддерживают: Liliana Loss, Тамара Добржицкая

Царство ей небесное…

Галина Павловна была свидетелем и участником яркой, интересной, насыщенной жизни. О таких судьбах пишутся книги, снимается кино и, чрезвычайное счастье, думаю я, «играть» главную роль во всём этом.

Сергей Игоревич, спасибо за то, что поделились! Ни первый раз читаю Ваши слова о том, что Вы имели счастье знать, общаться, дружить, быть знакомыми с такими прекрасными и выдающимися людьми. Ведь это радость прикасаться к таким людям, разговаривать с ними или просто пить вместе чай. Поделитесь, пожалуйста, как Вам удалось стать к ним ближе. Это всё благодаря профессии журналиста?

о как описали, я как будто вижу эту великую женщину.. спасибо

Вот, ушла. Не умерла, а ушла все-таки, как уходят люди весьма немолодые. Но вот же странно: первое, о чем я подумал - о последнем ее громком появлении, на открытии "Большого театра", где она была в черном, без тени улыбки, глядя на всех жестко, тяжело. И вторая мысль: она написала биографию-скандал, в которой со страстью сочлась со всеми врагами. И третья мысль: она ж, вроде, мужа своего, восторженного ангела, любила.  Про третье, пожалуй, я буду думать особенно.

Ух, какой был характер! 

Величайшая оперная запись всех времен и народов (ну, пусть одна из десяти лучших), по моему скромному мнению - "Евгений Онегин", оркестр и хор Большого театра, дирижер Борис Хайкин, Галина Вишневская (Татьяна), Сергей Лемешев, Евгений Белов, Иван Петров.  Мне всегда казалось почему-то, что Ахматова - именно об этой партии, в посвящении Вишневской: "И такая могучая сила Зачарованный голос влечет, Будто там впереди не могила..."