Принцесса-бабочка

Об ошибках взрослых и сестрах, поменявшихся ролями

Фрагмент репродукции картины Пьера Ренуара «Лекция»
Фрагмент репродукции картины Пьера Ренуара «Лекция»
+T -
Поделиться:

Девочка была низенькая, полная, с прямыми темными волосами, открытым, но низким лбом и маленькими глазками, которые недоброжелатель непременно сравнил бы со свинячьими. Улыбка у нее была добрая, но зубы явно плохие.

— У меня есть сестра, старше меня на два половиной года, — сказала моя посетительница, представившаяся Машей. — Ее зовут Таня. Вот ее фотография.

Уже почти обо всем догадавшись, я хотела было отказаться от фотографии Тани, пробормотав что-то вроде: ко мне пришла ты, давай о тебе и поговорим, что мне до Тани... — но Маша буквально всунула ее мне в руки.

Я, естественно, посмотрела. И вопросов у меня практически не осталось: Таня оказалась высокой стройной красавицей с огромными фиалковыми глазами и пепельными локонами. Бедная Маша. Но, может быть, эта Таня все-таки глупа? (Должна же быть в мире хоть какая-то справедливость.)

— Таня всегда хорошо училась, — развеяла мои надежды Маша. — Не отличница, нет. Она на этом не циклится, у нее всегда было много других увлечений. Ей просто все легко дается. Взглянет один раз на параграф на перемене перед уроком — и готово. Зубрилка в нашей семье — это я. Меня еще первая учительница научила, сказала: у тебя, Маша, все получится, но придется задницей брать. С тех пор и зубрю. У меня троек почти нет, но вот задачи по физике, химии и алгебре… если бы Таня мне по сто раз не объясняла, не знаю, как бы я вывернулась.

Рассказчиком Маша оказалась прекрасным, язык ее для четырнадцатилетней девочки был очень образен и богат (я даже предположила, что вся история сестер много раз проговорена ею про себя). У меня на душе скребли кошки, я мысленно отпускала весьма нелестные эпитеты в адрес родителей.

Таня родилась прелестным эльфом. Когда она оказалась еще и носителем ранней детской одаренности (в два года декламировала детские стишки, в пять — охотно и с выражением читала вслух сказки младшей сестре), родители и все родственники просто обомлели и не вышли из этого обомления до сих пор. Рождение некрасивой, не очень здоровой тугодумки Маши в семье все воспринимали чуть ли не как закономерность (ну не может же быть в одной семье ДВА таких ребенка, как Таня!). Отец ласково звал Машу «чернавкой». Скорее всего, само наличие Маши спасло Таню от явно угрожавшей ей звездной болезни. Старшей постоянно напоминали: ты — звезда, мы тобой гордимся и восхищаемся, но младшая не может, не умеет, ее надо ждать, лечить, учитывать то, что она не может так же ловко двигаться и соображать так же быстро, как ты…

Таня всегда учитывала. Ждала и помогала залезть. Отдавала игрушки и сладости, которые ей дарили в избытке. С игрушками она почти не играла, предпочитая книжки, телевизор, а потом и интернет, а сладости просто не любила. Маша лопала за двоих и всегда была пышкой, но родители и не думали ее ограничивать: должны же быть у этого, «неудачного» по сравнению с великолепной Таней, ребенка хоть какие-то радости.

Обладающая безупречным вкусом, с детства занимавшаяся бальными танцами, старшая охотно делилась бы с младшей сестрой и своими красивыми нарядами, но это было невозможно: уже лет с восьми Маша просто не влезала в платья и брючки длинненькой и худенькой Тани.

Каждое лето девочек на месяц отправляли в лагерь. Тане там очень нравилось, Маше — нет. Маша малообщительна, но в лагере с ней все (и девочки, а потом, особенно, мальчики) заигрывали и как будто хотели дружить — конечно, только для того, чтобы подобраться поближе к Тане.

— И как же ты ко всему этому относилась? Был ли хоть кто-нибудь, с кем ты могла поговорить?

— Нормально, — пожимает толстыми плечами Маша. — Поговорить? Да, я один раз говорила. У нас есть друг семьи. Он с юности в нашу маму влюблен, это все знают. И часто к нам приходит…

— А папа?

— Папа говорит: он здОровский, хорошо, что он есть, если со мной что-то случится, я наверняка знаю, что мои девочки не пропадут. И вот мы с ним говорили, и он сказал: у каждого человека есть свой талант, ты должна найти то, что у тебя получается лучше Тани.

— И ты…?

— Я искала. Пробовала из бисера плести. У Тани на образцы терпения не хватает, но все равно она узоры придумывает лучше меня. Больше как-то ничего не нашлось…

— И все?

— Еще прабабушка меня всегда жалеет. Она говорит: все проходит…

— Прямо не прабабушка, а Соломон!

— Да, она мне много историй из жизни рассказывает. Когда-то она много лет любила одного человека, но он не мог на ней жениться. Она страдала, ночами не спала, писала ему письма. А теперь, она говорит, так странно: он, наверное, умер уже, а она даже об этом не знает и почти не помнит его лица. Все проходит. Я спрашивала: что мне делать сейчас? Она сказала: может, молиться? Я пошла в церковь, крестилась (все очень удивились, у нас все атеисты), а потом прочитала, что у Бога все так же, как у нас. Помните историю Иакова и Исава: «Иакова я возлюбил, а Исава возненавидел…»?

— Господи…

— Да что мы все обо мне да обо мне? — неожиданно встряхнулась Маша. — Я же насчет Тани к вам пришла!

— ?!

— Ей очень плохо. Она давно уже по ночам совсем не спит, сидит у компьютера или просто так, и зубами скрипит. И говорит, что ни на чем сосредоточиться не может…

Я встревожилась. Ребенок с ранней детской одаренностью (которая начисто исчезает при взрослении в 9 случаях из 10), едва ли не с рождения возведен на пьедестал, фокус каких-то неопределенных надежд семьи, все ждут от него каких-то свершений и какой-то необыкновенно счастливой судьбы… Это не просто группа риска, это почти неизбежный слом.

— А когда с ней это началось? И почему вы не пришли вместе?

— Она не пойдет никуда, в том-то и дело! У нее же всегда все хорошо, она никому ничего не говорит, но я-то вижу. Она и мне запретила говорить, и идти… Мне кажется, она просто не знает, что ей дальше делать, у нее же 11-й класс, от нее все чего-то необыкновенного ждут, а она ничего такого не знает и не чувствует. Никто ей ничего не советует даже, это про меня все говорят, что Маше, зануде, надо бухгалтером быть или нотариусом, если никто замуж не возьмет, всегда себе на кусок хлеба с маслом заработает.

— Родителей ко мне! — завопила я. 

Маша от неожиданности даже подпрыгнула на стуле.

— Нет, я не могу. Я Тане обещала… Она не хочет. И я не хочу! Вы должны пообещать, иначе нет.

— Хорошо, я им не скажу.

— А что же вы тогда им скажете?

— Я буду им врать! — честно ответила я.

***

— Вы все перепутали, — сказала я двум похожим друг на друга (как и большинство пар, состоящих в долгом удачном браке) инженерам. — Возложили на бабочку-Таню (детская одаренность — это почти всегда бабочка-поденка, покружилась и к сумеркам умерла) непомерную ответственность, а настоящего таланта в своей семье вообще не заметили.

— Это какого же таланта? — мужчина и женщина одинаково нахмурили лбы.

— Ваша «чернавка» Маша — одаренный писатель, пишущий уже много лет. Она принесла мне свою последнюю повесть, я почитала, для 14 лет это замечательно, поверьте, я сама пишу книги и знаю, о чем говорю.

— Но почему же мы ничего никогда…

— Нет, ну я видел, что она маленькая все писала чего-то, думал, это просто так, упражнения в тетрадке. А сейчас же у них все в компьютере… Так отчего же она нам не…?

— А вы спрашивали, интересовались?

— Нет, если честно, нет. А о чем повесть?

— Повесть историческая. И о любви вашей прабабушки.

— О Господи! Это же действительно потрясающая история! Он был известным архитектором, лауреатом Сталинской премии…

— Маша запретила мне вам говорить, понятно?

— Понятно.

— И постарайтесь быть помягче с Таней, чтобы для нее все это не было — с небес на землю. Советуйте ей побольше всего, жалейте, как раньше Машу жалели. Для таких ребят самый трудный период: из необыкновенного ребенка стать обыкновенным взрослым. Она же не виновата в ваших педагогических ошибках! Ясно?

— Ясно! — хором сказали они.

***

— Почему все взрослые никогда слова не держат? — спросила меня Маша. — Они же вам обещали, а теперь меня достали уже: когда дам почитать? А я еще только половину написала.

— Как это — все не держат?! — возмутилась я. — А я как же? Я держу. Вот тебе прошлый кусок — я уж его как следует отредактировала, ты не сердись.

— Да я не сержусь, что вы, у вас классно получается, вроде и я писала, и не я.

— Что Таня?

— Ой, спасибо, ей намного лучше стало! Они с мамой поговорили, и она теперь хочет на гостиничный бизнес учиться, а потом чтобы у нее своя гостиница была где-нибудь на море, чтобы разные люди приезжали, мы с ней уже все придумали, даже какие скатерти в ресторане будут. И только представьте: Таня тоже поверила, что я — писатель!

— Да даже я уже поверила! — рассмеялась я. — А со следующего года пойдешь в ЛИТО (я тебе дам рекомендацию) и сама поверишь, способности-то у тебя явно есть.

Комментировать Всего 46 комментариев

Лена, здесь, конечно, все очень ярко, но на самом деле это довольно часто встречающая проблема: когда родители как бы "делают ставку" на одного ребенка. Причем страдают от этого всегда оба...

И странным образом это пересекается с моим разговором с Марией Овчинник в другом блоге (сейчас допишу коммент и попробую послать ей уведомление), она говорит: "много родителей наступают на горло собственной песне ради счастья детей..." Так вот, мне кажется, если родители это делают, то как-то само собой, боль-мень завуалированно подразумевается, что ребенок окажется "достоин" этой жертвы (например, люди во всем себе и другому брату-сестре отказывали, чтобы развить его способности, послать куда-то учиться, на международный конкурс, что-то ему приобрести, идущее к делу и т.д.). А если он "не оправдал надежд"?

Да, очень сложный вопрос - где кончается конструктивный родительский стимул и начинается реализация собственных жертвенных амбиций...

И хорошо еще, если у ребенка хватит душевных сил сформулировать: "Я вас об этих жертвах не просил, вы это делали потому что считали должным так поступать"...

Ради счастья детей надо быть счастливым... и интересным самому себе. Ну это моя точка зрения, не претендую на истину. :-)

Я вас об этих жертвах не просил, вы это делали потому что считали должным так поступать

Ага. И тогда добавляется: мало того, что не оправдал надежд, так еще и неблагодарный... :(

"Ради счастья детей надо быть счастливым... и интересным самому себе." - абсолютно согласна, Алия, на сто процентов. И как немного родителей это понимают... Я им иногда говорю: Да, трудно. А вот надо себя заставить!  А кому щаз легко?! - они так смотрят...  :)))

:-) заставить себя быть счастливым... Это надо обдумать! 

Эту реплику поддерживают: Катерина Мурашова

Вполне естественно, что для каждого родителя собственный ребенок - самый лучший. И каждый стремится дать развиться действительным и мнимым талантам. Не у каждого взрослого хватает объективности для оценки реального уровня одаренности своего ребенка. Тем более, когда для этого принесены реальные жертвы (деньги, силы, ночи бессонные, несостоявшаяся карьера).

Однако в настоящее время просто дать ребенку достаточно приличное образование и кругозор, чтобы он сам мог осознанно выбирать свой дальнейший путь - уже требует немалых жертв. Важно, чтобы родители не ставили целью именно оправдание этих жертв. К сожалению, удержаться на нужной грани получается не у всех. Тогда ребенок действительно становится заложником родительских амбиций. К счастью, и примеров более благоразумно сложившихся отношений тоже достаточно.

"Однако в настоящее время просто дать ребенку достаточно приличное образование и кругозор, чтобы он сам мог осознанно выбирать свой дальнейший путь - уже требует немалых жертв."

Мария, а почему Вы так думаете? Мне-то кажется, что сейчас у молодежи несравнимо больше возможностей в плане разнообразия путей, расширения кругозора, чем было, допустим, у моих сверстников. Разве могли мы даже думать о том, чтобы поработать-посмотреть в Европе, побродить по Африке, поучиться в Австралии и т.д. А сейчас все это доступно практически любому молодому человеку, который того по-настоящему захочет (вне зависимости от достатка его родителей).

Эту реплику поддерживают: Natalia Kuznetsova

1. Чтобы захотеть поработать или поучиться где-нибудь, надо для начала хоть раз там побывать. И вообще сформировать кругозор. К сожалению, определенная корреляция между уровнем жизни и целями выпускников школ существует. Если родители кое-как зарабатывают на поесть-одеться, то их дети планируют более земные цели, чем поболтаться в неизвестных им странах с непонятными перспективами.

2. Чтобы получить разрешение на работу или поступить учиться, нужно получить языковой сертификат. Только одна сдача экзамена стоит 4-15 т.р. А готовиться к нему как? На школьных уроках?

3. Сейчас наблюдается все большее расслоение по доходам - и по школам, и по месту проживания. Откуда у сына матери-одиночки, еле сводящей концы с концами и живущей в люмпенском районе или депрессивном поселке, учащегося в задрипанной школе с такими же учителями в классе с преобладанием детей гастарбайтеров, появится вообще мысль, что описанные Вами возможности - для него? Он будет после школы помогать матери, работающей реализатором на китайском вещевом рынке и мечтать заиметь собственный павильон там же. А еще у него комплексов куча, потому что материн сожитель его гнобит. Думаете, он обратится к Вам за консультацией? На какие шиши и как он до этого додумается?

Безусловно, бывают исключения. Примеров масса. Но все же настаиваю: чтобы вырастить здорового, образованного и психологически свободного ребенка в России, нужно много денег/сил/времени. Родители должны выстроить целую систему воспитания и обучения вместо школы и других "мертвых" социальных институтов.

У меня вырос сын, ему скоро 17, заканчивает школу. Вынесла вышеуказанное убеждение из своего опыта, а также наблюдения за его сверстниками разного происхождения и достатка. Эта тема мне интересна, и для наблюдения у меня сейчас достаточно  материала и времени.

Эту реплику поддерживают: Irina Abarinova, Алена Рева

чтобы вырастить здорового, образованного и психологически свободного ребенка в России, нужно много денег/сил/времени.

Не только в России. Везде.

Эту реплику поддерживают: Александр Звонкин, Игорь Вечеребин, Алена Рева

Ну хотя бы здравоохранение в развитых странах получше. У нас-то - вообще геноцид, по-другому не назовешь. А образование везде в кризисе, это факт.

Мария! Я живу в Англии. Здравохранение здесь ужасное. Помрешь и никто даже не заметит.

Лично я консультируюсь всегда в Москве.

Мне повезло, у меня замечательные врачи! 

Раз врачи замечательные "у Вас", значит Вы не приходите с улицы в обычную районную поликлинику, где Вас никто не знает. Так? А сходите, если время будет. И лучше не в Москве. Ой, сколько радости испытаете!

Я-то говорю не о конкретных врачах, среди которых действительно попадаются толковые специалисты, а о системе. При которой по любой ерунде больной должен сидеть часа 2-3 в очереди, а талоны на месяц вперед заканчиваются за 5 минут.  Когда скорая просто отказывается приезжать. Когда в больницах с потолка падает штукатурка, а судно никто не выносит вообще. Когда привезенный в больницу ребенок в тяжелом состоянии погибает в больнице, потому что там нет кислородного баллона. Когда больной гепатитом С не имеет права на бесплатное лечение, даже если он сам врач (группа риска). Когда в небольшом городке открывают приличную больницу с оборудованием и все такое, но она не работает, потому что туда никто не идет работать. А участковые обслуживают по 3-4 участка за одну зарплату. Причем это я Вам не ужасов каких-то единичных насобирала. Это каждый день в любом городе России.

Нет, Мария, я с такой медициной не сталкивалась.

То,что Вы описали, просто ужас.

Честно признаться, всегда наблюдалась по блату.

Ну так чего тогда писать, что в Москве все в шоколаде? По блату , конечно, можно получить приличные консультации - не вопрос.

Я тоже не хожу в нашу бесплатную медицину уже лет почти 20. Слава Богу, сейчас развилась приличного уровня платная медицина. Но это реально дорого, доступно немногим. Причем я-то живу в 1.5 млн. городе. А что творится в глубинке - словами не передать.

Приведенные мною примеры действительно не специальная подборка каких-то отдельных случаев. Весь ужас в том, что российские граждане этому уже совсем не удивляются.

Одно печально: ходишь ты в бесплатные больницы или нет, налоги платить обязан. От полиса обязательного медстрахования отказаться невозможно :(

100%

У меня была возможность сравнить 15-тилетних детей из благополучного детдома с детьми из благополучных семей. Совсем разный бенчмарк.

Алена, детдом - это отдельная песня. Какой бы он ни был благополучный. Это не с чем сравнивать вообще.

А вот друзья моего сына - приехавшие из провинции и поступившие в институт ребятки и девушки, живущие в общаге или снимающие вместе квартиры, очевидно, более хваткие, энергичные, вообще живые, чем среднестатистические питерцы из "благополучных семей". 

Эту реплику поддерживают: Natalia Kuznetsova

Ребята из провинции всегда были более хваткими. Но не всегда это поможет в серьезной специальности. Если студент из благополучной семьи уже со школы знает три языка, а отец устроит его на зарубежную стажировку в каникулы, то "нас не догонят". Стартовые условия разные. Догнать смогут только самые способные с меньшей стартовой позиции.

"нас не догонят"

Мария, жизнь не всегда "догонялки", Вы согласитесь? И, мне кажется, неплохо, если родители объясняют это детям и показывают собственным примером. Кстати, дети гастарбайтеров часто знают три языка (по всем понятным причинам).

Знают хорошо родной язык, кое-как русский, английский (или другой) учат через неродной русский. При сегодняшней школьной программе и загрузке учителей как они будут знать иняз?

Я имею в виду догонялки не только друг друга, но и своего призвания, возможности самореализации. Здесь пример родителей действительно очень важен, тут я как раз согласна.  Только какой пример вдохновит ребенка - успешного бизнесмена/артиста/ученого или замыканной уборщицы/реализаторши/кассирши? Или вахтерши, которая смотрит сериал за сериалом или вяжет на рабочем месте вместо изучения иностранного языка и перехода на другую работу?

Только какой пример вдохновит ребенка

Здесь согласна с Вами. Мать, реально увлеченная своей профессией, любящая ее, работающая творчески, достигшая профессиональных вершин - безусловно, лучший пример для грядущей самореализации ее детей, чем любые рассказы и внушения.

А насчет языков я имела в виду, что у меня многие вот кавказские детки говорят на русском в школе и во дворе, на азербайджанском (армянском, грузинском) дома с папой и еще на каком-нибудь своем горном языке (их там тысяча - я очень люблю просить своих посетителей произнести что-нибудь на них, например: весной в горах расцветают все цветы - для моего уха это так необычно и красиво на их языках звучит, мне очень нравится :)) - с бабушкой и дедушкой, к которым он на лето ездит.

Двумя руками за этот пост, написала выше что-то подобное.

в классе с преобладанием детей гастарбайтеров, появится вообще мысль, что описанные Вами возможности - для него?

Мария, да хотя бы оттуда, что его родители (если это ребенок гастарбайтеров) или родители его одноклассников недавно переехали из страны в страну. И их соседи, там, куда он ездит на каникулы к бабушкам-дедушкам. Причем разные соседи уехали на работу в разные страны. Вполне разумно полагать, что он сам - тоже может и понимает это. Нет?

Так русский же ребенок общается с нерусскими, они дружат, в семьях друг у друга бывают, для него очевидно, что вот, можно вполне переехать в другую страну "за лучшей жизнью", или временно приехать в нее поработать...

Редко российские дети дружат с детьми гастарбайтеров на самом деле. Национальная сегрегация очень сильна. Кроме того, их нынешние условия жизни и работы вряд ли кого-то вдохновят.

Редко российские дети дружат с детьми гастарбайтеров

Да ну что Вы, Мария! Я каждый день хожу с работы мимо двух "дворовых" школ, и каждый день встречаю смешанные компании  - ребята совершенно не делятся в дружбе по национальному признаку. А маленькие ребятки (детсадовцы) на мой традиционный вопрос: а с кем ты в группе дружишь? - ВСЕГДА называют одно-два имени, которых я и вопроизвести-то не могу :)

Я вижу в основном обратное. Возможно, у Вас больше опыт общения с разными детьми.

Родители должны выстроить целую систему воспитания и обучения вместо школы и других "мертвых" социальных институтов.

А те, которые этого не сделали (в любой стране), у тех дети (как правило. Вы упомянули, что бывают исключения) - нездоровые, необразованные и психологически несвободные?

А те, которые выстроили - ура, практически гарантированная (понятно, что исключения тоже бывают) удача?

Насчет любой страны мне сказать сложно. Хотя я очень много путешествую, во внутреннюю жизнь обычных людей погрузиться приходится редко. Отвечу про Россию.

На первый вопрос - очень часто - да. К сожалению, я часто вижу ребят, способных и умных, которыми просто никто не занимается. Бывает, конечно, что и такие пробиваются, но нечасто. Приведу пример для иллюстрации. Еще до войны мой отец родился в нищей многодетной семье  в глухой деревне, где чудом не умер от голода, закончил там школу с золотой медалью и приехал в большой город, поступил в университет (у него не было даже пальто, осенью собирали ему всем курсом), закончил его с отличием и впоследствии стал доктором фмн и известным в своей среде ученым.  Почему так могло произойти? Ведь его мать была неграмотной многодетной сельской женщиной, а отца (тоже простого крестьянина) он потерял в 8 лет. Потому что в сельских школах тогда были прекрасные учителя (прислали по распределению и не рыпнешься). Потому что при должном стремлении, прилежании и способностях хорошо сдать вступительные экзамены без репетиторов было нормальным. Потому что  на стипендию было жить очень трудно, но с голоду  не помрешь. То есть система образования сама во многом выстраивала ту самую траекторию развития, на которую мог опереться способный ребенок. Из этой же семьи вышел мой выросший без отца двоюродный брат - ровесник отца - поступивший сразу после школы в МГУ, а теперь академик искусствоведения. Пройдите этот абзац снова, приложив его на наше время. Что получится? Фантастика.

Именно в небогатых семьях детям больше присущи те самые комплексы неоправдавших надежд родителей. Потому что ней дай Бог с большим трудом поступить не в тот вуз, а потом разочароваться в своем выборе. А мать-то на этот результат на трех работах горбатилась или корову продала. И больше шансов снова попробовать себя уже не будет.

На второй вопрос - конечно, гарантии нет. Но по крайней мере ребенку дадут более обширную опору, чтобы сделать более осознанный выбор. Больше вероятность, что он найдет "свою" дорожку, поскольку дали погулять по многим. Потому что покажут множество возможностей, которыми он при необходимости воспользуется. Потому что он-то как раз и поедет спокойно учиться или работать в другие страны, т.к. бывал там не раз и языки вовремя выучил. И в музыке себя пробовал, и в живописи, и в спорте. Да в конце концов, головными болями не мучается, потому что его к хорошему специалисту водили все детство для коррекции последствий родовой травмы (по 1500 за сеанс, ага?). И к психологу при необходимости. И мама не работала, везде водила-возила-следила-направляла. Я не утверждаю, что у всех состоятельных людей благополучные и развитые дети - все бывает. Здесь мы больше говорим о возможностях. Главное родителям поддерживать мотивацию, "не перекармливать" и не давить на олимпийские результаты, больше внимания уделять психологическому состоянию детей, чем формальным достижениям, развивать самостоятельность. Тем более, что в случае неудачи или ошибки в выборе возможностей начать все заново как раз немало.

По моим наблюдениям, очень часто дети более сознательных и состоятельных людей - огромные труженики. Они с детства учатся постоянно работать над собой, развиваться, интересоваться, расширять свои горизонты.

Примерила. Однокурсники сына и дочери - на большой процент те самые ребята из провинции (естественно-научная и гуманитарная специальности) - выбрали сознательно, со второго курса почти все подрабатывают (у родителей денег просить уже западло), никто с ними никуда не ходил и за ручку не водил, но, конечно, как правило, дети не крестьян, а провинциальной интеллигенции. Бывшим крестьянам (те самые гастарбайтеры), я думаю, для прыжка туда же понадобится еще одно поколение. А кого они оттуда вытеснят? :))

Но, Мария, я отлично понимаю, что человеку свойственно, естественно и психологически здраво полагать, что именно то, что стратегически сделал сделал со своей жизнью он сам (уехал из родной Киргизии или России, остался в деревне, прикипев сердцем к родной земле, бросил работу ради воспитания детей, растил детей как траву за кулисами театра, весь отдавшись театральной карьере и т.д. и т.п.) - и есть правильно. Поэтому я, в сущности, даже не вижу предмета нашего с Вами спора. Каждый поступает так, как он считает нужным. Но ведь в принципе мы обе признаем наличие в мире разных правд и полную психическую и прочую полноценность детей гастарбайтеров и их русских одноклассников? Не так ли? :))

со второго курса почти все подрабатывают ...... Бывшим крестьянам, я думаю, для прыжка туда же понадобится еще одно поколение.

В это время дети родителей из других социальных слоев учатся в Массачусетском университете или рисуют виды Патагонии для своего удовольствия. Главное - все счастливы.

Не совсем поняла, наверное. Это насмешка над кем-то? Или констатация очевидного факта, что от географии перемещения количество счастья не зависит, а виды Патагонии ничем не превосходят виды Карелии, Казахстана и Ферганской долины?

Что-то таджики у нас маршрутки водят, а не Фанские горы рисуют.

А они (горы) у них - в душе :)

Тут ведь главное, что? - чтобы "догонялки за счастьем" и самореализацией (своим или детей) не заслоняли самого счастья и самореализации. И дети здесь действительно много берут с родителей - это в общем неизбежно. БОльшая часть - строят либо по образцу, либо уж от противного.

Я с вот этим сильно не согласна: "Если родители кое-как зарабатывают на поесть-одеться, то их дети планируют более земные цели, чем поболтаться в неизвестных им странах с непонятными перспективами."

Амбиции и мечты вообще не имеют ничего общего с положением дел у родителей. Примеров - пол-Москвы. Куча провинциалов из мест, которые нельзя найти на карте ( включая меня), которые приехали за мечтой.

Эту реплику поддерживают: Катерина Мурашова

Амбиции и мечты вообще не имеют ничего общего с положением дел у родителей.

Мне кажется, все-таки какая-то статистическая связь есть. Ребенок, у которого с детства "все есть" или он просто вырос в атмосфере абсолютных социальных гарантий и благополучия, скорее всего будет иметь меньше амбиций, чем его сверстник, которого семья или сама жизнь ориентировала иначе.

То есть, есть обратная зависимость? Просто по мнению Марии Овчинник, как я поняла, она прямая :)

По мнению Марии, да, прямая :) - и я с ней, также, как и Вы, не согласна.

Есть ли обратная? Теоретически (исходя из биологии и прочего естествознания) должна быть. Практически - в постперестроечной России ее трудно пронаблюдать. Но вот мне недавно финские коллеги, детские психологи рассказывали, что молодые финны (с их ОЧЕНЬ сильными социальными гарантиями и очень мягким, ненасильственным образованием), имея все возможности для реализации мечт и амбиций в любой точке земного шара, часто после закономерного подросткового бунта возвращаются в "теплое финское гнездо" и потом там тихо сидят и не особо чирикают.

Да, действительно, благостные условия снижают стремление к борьбе. Есть в этом какое-то пока не осмысленное мной противоречие: с одной стороны, мы всю жизнь стараемся, чтобы нашим детям жилось лучше нас, а с другой  - создание комфортных условий вредит нашим детям. Не понятно!

Наталия, мне кажется, в нас есть "ген беспокойства" и мы на самом деле стремимся, чтобы детям жилось "по-другому", видя в этом их шанс на увеличение такой тонкой материи, как счастье. А уж что там у нас получается... вроде все ан масс улучшается, растет только количество депрессий, психических заболеваний и альцгеймер почему-то молодеет, хотя вроде не должен бы, жизнь-то все лучше... :((

Спасибо за тему, Катерина.  Стратегические вопросы воспитания 2х и более детей так редко поднимаются в силу редко встречающейся многодетности.

А ведь любая семья с двумя и более детьми - как многопрофильная корпорация, где разные виды бизнеса конкурируют за ограниченные ресурсы и несут в себе разную доходность и разные риски в краткосрочной и долгосрочной перспективе.

Вложив свои "инвестиции" в доходный и ликвидный актив в виде старшей дочки, родители забыли застраховать низкую надежность данного актива.

У родителей была, кстати, тоже рабочая стратегия - аккумулировать "доходы" от старшей, а затем интенсивно инвестировать в младшую, чтобы в старости кормиться от ее букеровских и нобелевских премий. :). Но Ваша - более надежная, на мой взгляд.

Эту реплику поддерживают: Катерина Мурашова

любая семья с двумя и более детьми - как многопрофильная корпорация, где разные виды бизнеса конкурируют за ограниченные ресурсы и несут в себе разную доходность и разные риски

Вы знаете, Карина, когда оно вот так все осознанно и продумано, так оно у меня и симпатию пожалуй вызывает, по факту очевидной успешности, как хорошо устроенный брак по расчету. Но ведь чаще, к сожалению, бывает прямо наоборот. Увидели раннюю детскую одаренность у кого-то из детей, или кто-то что-то про ребенка сказал, или собственные какие-то травмы, или просто книжку про детство Моцарта прочитали и - ах! - вот он путь, вот он, свет, а все остальное шло бы лесом, да они просто завидуют и вообще... А о самом ребенке (других детях) просто и подумать некогда...

Я, кстати, сама этого не избежала. У меня младший сын в три с половиной года воспроизводил ЦЕЛИКОМ рок-оперу "Юнона и Авось" с пластинки (представьте только, как это выглядело!). Ах! - сказала я (у меня самой музыкальный слух отсутствует патологически) и побежала в музыкальную школу. Хорошо, что мне там внятно все объяснили :))

Да, Катерина, я написала много хороших годовых отчетов и инвестиционных меморандумов. Иногда даже жалко, что детей нельзя использовать в качестве проекта для привлечения инвестиций - я б тут развернулась! :)

Факт очевидной успешности на бумаге быть не может - пусть девушки принесут нобелевку, мужа-олигарха или другие свидетельства успешности. Хотя, согласна, осознание помогает, снижает тревожность и дает иллюзию контроля над ситуацией, что экономит скромные нервные ресурсы всех участников драмы. :)

А в целом, ну а как не очароваться первым ребенком и материнством? Это же космос! А после второго я, помню, активно комментировала на мамских форумах с позиции эксперта. Потом родилась дочка и спутала все карты. А дальше - вопрос совершенствования конвейерной технологии :)

Эту реплику поддерживают: Катерина Мурашова

И, кстати, Карина, спасибо Вам за мысль. У меня были и есть среди клиентов многодетные семьи, и в них, помимо общих, существуют свои, специфические проблемы. Но, поскольку их действительно немного в процентном отношении, я как-то, по-моему, ни разу эту тему отдельно не поднимала (припоминаю только материал о малолетней художнице из многодетной семьи, но там-то как раз речь шла больше о детской одаренности). Надо это обязательно сделать, и я очень надеюсь на Ваше участие в дискуссии :))

Эту реплику поддерживают: Karina Khalilova

С большим удовольствием, Катерина!

Эту реплику поддерживают: Катерина Мурашова