Катерина Мурашова /

10 детских рисунков для психолога-любителя

Учимся «читать» детские рисунки с изображениями семьи

+T -
Поделиться:

Часто говорят, что детские рисунки, и вообще рисунки, очень информативны в психологическом плане. Это правда. Психологи давно это поняли и стали использовать рисуночные тесты для оценки состояния человека, его самооценки, его проблем и даже интеллекта.

При работе с детьми и подростками рисунки особенно важны, так как дети и подростки часто не обо всем могут (хотят) сказать. Еще в 1887 году Коррадо Ричи написал книгу «Дети-художники», в которой обращал внимание на связь изобразительной манеры с некоторыми чертами личности ребенка. И сегодня через рисунки я часто получаю важную информацию, до которой не могу добраться иным путем. Иногда прошу рисовать и родителей моих клиентов — таким образом часто выявляется несоответствие между тем, что они декларируют, и тем, что происходит на самом деле.  

Одна из самых распространенных в психологической практике рисуночных методик: «Нарисуй семью». Очень хорошая и полезная методика. Другое дело, что, чтобы научиться правильно «читать» эти рисунки, обычно нужны годы практики. Но ведь не попробовав — не научишься. К тому же есть довольно много очень «говорящих» рисунков.

Сегодня я в очередной раз предлагаю нашим читателям попробовать себя в роли практического психолога. Это увлекательно и к тому же полезно, ведь у многих читателей есть дети, внуки, племянники и младшие братья и сестры. А кто-то наверняка профессионально работает с детьми. Детский рисунок, как и любое другое произведение искусства, есть послание, адресованное миру. Давайте же попытаемся его прочесть...

Ниже я представляю вашему вниманию десять отсканированных рисунков из своей обширной коллекции. На каждом из них изображена семья (возраст юных художников от 5 до 19 лет). Есть один рисунок мамы (там, где люди-цветочки). Подписи на рисунках («мама», «папа», «я» и т. д.) где-то сделаны для памяти мною, а где-то самим художником.

Я предлагаю читателям проанализировать понравившийся или «заговоривший» для них рисунок (рисунки) приблизительно по такой схеме:

— Что вы можете сказать об этой семье в целом?

— В каких отношениях между собой ее члены?

— Как чувствует себя в своей семье автор рисунка?

Когда дискуссия завершится, я чуть-чуть расскажу о каждой из десяти семей, и все участники смогут сравнить свои впечатления с реальными фактами и проблемами, которые семья предъявляла на приеме.

Комментировать Всего 92 комментария

Катерина, интересный эксперимент. 

На меня очень хорошее впечатление произвели рисунки 3 (хотя было бы ещё лучше, если бы папа не стоял в сторона), 6, 8 (вообще прелесть просто, а не рисунок), 9. 

Самое гнетущее впечатление - 7 (все без лиц и как неживые) и 10 (очень друг от друга далеки)

Спасибо, Катерина! Очень интересно

8-й рисунок - просто изумителен. Хочется познакомиться с ними и дружить.

1-й - автора вообще нет, остальные заняты своим делом и такое впечатление, что не очень то друг другу и интересны, и очень папин затылок с такого близкого расстояния напрягает;

2-й - ничего не могу сказать;

3-й - согласна с Таней Ратклифф;

4-й- мама и отчим яркие и явно уходят куда-то, у них своя жизнь, автор себя чувствует серым и неинтересным. И почему-то брючины у отчима разного цвета...?;

5-й, 7-й и 10-й - страшно. Очень тревожно, безразличие и равнодушие какое-то;

6-й - мама объединяет брата и сестру. Позитивное впечатление;

9-й :-) я примерно так же человеков рисовала :-), радует, что у дамы груза нет и она посередине, так сказать под защитой.

Попробую Катерина.

1-й -   главные в семье  папа и телевизор, а детей в этой семье "нет"

2-й -счастливая семья

3-й  -хорошо, но папа всегда занят, а мама все время вместе с ребенком и собакой

4-й - мама с отчимом забыли, что есть ребенок. Он - всего лишь тень, один с телевизором.

5-й - мир сам по себе, а мы сами по себе и мы в борьбе с этим миром. Ничего не видим и ничего не слышим.

6-й - папы нет, нам не плохо, но нам не хватает живого общения, красок и радости.

7-й - страшно. Каждый сам в себе, нет общения, но что-то общее есть,

8-й - семья полная, там есть проблемы, но ребенку в семье хорошо.

9-й - главный в семье сын, потом мама, а папа так- на подхвате.

10-й - по сути нет семьи. Но мама все- же "задает" тон. Папу совсем свели на нет, ребенка загнали в дальний угол, кстати ребенок -мальчик. Сестра сама по себе.

Я тоже попробую, сложно устоять от предложения почувствовать себя практикующим психологом:

1 - на центральном месте, наверное, самый значимый член семьи - Телевизор. Автора нет совсем, он, как будто, не чувствует себя членом семьи. Опять же папу почти не видно, возможно, он принимает мало участия в жизни ребёнка.

2 - мне кажется, ребёнок считает себя менее значимым в семье в сравнении с родителями (они больше его на рисунке), и папино лицо почему-то закрашено тёмным цветом.

3 - всё вроде хорошо, но папа стоит обособленно, наверное, общение ребёнка с отцом не очень близкое.

4 - мама с отчимом яркие - куда-то идут ОТ ребёнка, по его ощущениям, не берут его в свою жизнь. Он один, чувствует себя серым, не интересным.

5 - лица чёрные, формы угловатые, не прорисованные. У меня лично, ассоциируются с какой-то грубостью, может быть, чёрствостью. Нет тепла душевного, нет общения в семье.

6 - на мой взгляд, самый гармоничный рисунок. Счастливая семья.

7 - члены семьи "уменьшаются", возможно, уменьшается из значение в жизни ребёнка. Не понятно представлен ли на рисунке сам автор. Нет лиц - нет эмоций, может быть, в семье скупы на эмоции, ласку, похвалы, улыбки итд.

8 - просто шарж какой-то, а не рисунок, но очень мило.

9 - все одного роста - воспринимаются равными в семье; автор - во главе шествия! все улыбаются, в движении.

10 - все очень далеки друг от друга, автор - не прорисованный совсем. Я бы сказала, что ребёнок скорее ставит на первый план чувства и эмоции других членов семьи, а свои подавляет - вот он только палочки, ничего не его не выдаёт, ни лицо, ни волосы, ни одежда. Ничего нет, чтобы могло о нём рассказать.

Катерина, с нетерпением жду разгадки!

Особенно сильное негативно мистическое впечатление произвел 7. Каким-то потусторонним православным ужасом от него веет...

Эту реплику поддерживают: Татьяна Пастухова, Гелия Делеринс, Алия Гайса

Как интересно!

Пробую:

1 - в семье нет отца (либо он редко появляется) и вообще отношения очень отдаленные. Даже, можно сказать противоположные в чем-то - т к четыре участника рисунка - телевизор, мама, бабушка, ребенок как будто рассажены по углам ромба. Телевизор - центральный элемент семьи. Трое не общаются и не "вместе". Ребенок потерян,  т к он вообще своего места тут не видит.

2 - здесь ребенка обожают, на нем сосредоточено внимание и живется ему в целом комфортно. У мамы с папой тоже гармоничные отношения.

3 - мама, скорее всего, не работает и всегда дома. У них с дочей и собакой все хорошо. Папа - важная фигура ( очень высокий), скорее всего приносит все деньги, но в непосредственных делах семьи участвует мало.

4 - о боже, как меня расстроил этот рисунок. Мама пытается построить свою жизнь с отчимом, а ребенок, про которого забыли, хочет исчезнуть и испариться, поэтому и нарисовал себя привидением.

5 - очень грустно и мрачно. Несчастливо в этой семье. Может, есть какая-то трагедия, которая долго тянется.

6 - хорошая семья, хоть и без папы.

7 -  самый страшный рисунок. Полное разъединение и никакого тепла. Человек справа с крестиком - возможно, чрезмерное увлечение религией и даже уход в секту.

8 - семья хорошая, правда, папа на последних ролях, т к мама и бабушка его забивают :) много времени посвящается образованию детей. И у ребенка есть талант к рисованию :)

9 - этот рисунок поставил меня в тупик. Я честно не знаю. Но есть краски - это хорошо, значит много впечатлений разных. И люди улыбаютс я- тоже хороший знак.

10 - бедненький ребенок. Семья существует только формально, по сути нет никакого общения и никто никому не важен. Сестра - красавица-принцесса, а автор вообще не уверен в своей индивидуальности и кто он..мне почему-то кажется, что это богатая в материальном плане семья.

Ага. Уже, с первого рисунка, выявились разночтения. Одни думают, что голова на первом рисунке - это папа, а автора рисунка нет совсем. Другие думают, что полголовы - это и есть ребенок. Но все сходятся в том, что главный в любом случае - телевизор. Кстати, из моей коллекции вполне можно было бы сделать мини-выставку детских рисунков на тему "телик и комп в семейной жизни - глазами детей" - весьма впечатляюще и где-то даже жутковато получилось бы... :))

Всем не нравится пятый рисунок. А, кстати, кто, по-вашему, на нем изображен? Каков состав этой семьи?

Про походных людей. Автор рисунка - девочка, она посередине. Что-то поменялось в восприятии?

Касательно "объема работ". Все эти семьи, безусловно, пришли с проблемами - особо счастливых детей среди авторов нет. Но проблемы у детей тут совсем не фатальные. Для примера проблем серьезных положу еще два рисунка, их анализировать не стоит, просто чтобы понятно было, что вообще бывает.

"Одни думают, что голова на первом рисунке - это папа, а автора рисунка нет совсем. Другие думают, что полголовы - это и есть ребенок" - но там же подписано сверху - "папа".

Какие страшные рисунки Вы приложили для примера, Катерина, мне раньше в голову никогда не приходило, что можно изображать маму, папу и себя прямоугольниками и треугольниками - уж прямо как-то очень схематично.

Эту реплику поддерживают: Катерина Мурашова, Алия Гайса

Юлия, поглядите комменты, если сложилась концепция, можно не увидеть не только надпись... :))

Да, последние рисунки действительно страшные. 

Эту реплику поддерживают: Лена Де Винне

Я ПРАВДА не увидела надписи на первом рисунке, увидела только когда мне на нее указали :) Если это папа спиной, то вообще все хуже - получается, что ребенок исключен из семьи, а папа к нему всегда спиной и к нему приблизиться вообще невозможно.

Эту реплику поддерживают: Лена Де Винне, Юлия Гандурова

На пятом рисунке Саша- наверное, автор. Хотя почему он о себе в третьем лице и больше никто не подписан.. я даже думать боюсь.

Походный рисунок все еще не понятен - если бы это был рисунок из Лондона, я бы предположила что у девочки два папы, но в России, насколько я знаю, однополые семьи не сильно расппостранены?

Не, Наталия, все проще - это папа, девочка и ее брат :) Мама в природе есть, но в походы она не ходит.

Ну вот, так всегда - мама дома суп варит и квартиру убирает, а ее даже в рисунок не включили! :)

Катерин, а мы с группой товарищей еще сильно интересуемся на тему этих рисунков - нельзя прокомментировать?

:(( Но ведь не так, чтобы совсем руки опускать. Серьезный процент детских эпилепсий на современных препаратах выводят в очень хорошую ремиссию. С шизифренией, конечно, все много хуже, но Вы знаете, Марина, мне за последние годы удалось даже с официально поставленной детской шизофренией пронаблюдать (длительно) несколько случаев, когда держатся - идет нормальное развитие, ребенок успешно социализируется... То есть, всегда есть обоснованная практикой жизни надежда.

Согласна,  руки опускать нельзя,  и чем более специалист уверен в результате, тем больше вариантов положительного развития терпии. С шизофрениками взрослыми я сталкиваюсь достаточно часто и заметила такую особенность,  если во время работы хорошо подстроиться и принять их видение мира, а потом вписать это видение на понятном им языке в нашу видимость, то они вполне адекватно начинают реагировать на те вещи, которые вызывали у них испуг или агрессию. А "голоса" у шизофреников вообще отдельная тема, у меня есть несколько случаев в практике, когда удавалось избавить их от голосов буквально за 1-2 сеанса без лекарств. (Захотите расскажу в личку или созвонимся) Шизофрения до определенной стадии вообще не приговор. 

Эту реплику поддерживают: Катерина Мурашова

Я думаю, что, учитывая заокеанских людей, которые, может быть, тоже захотят высказаться после рабочего дня, и мой собственный рабочий график, разумно будет подвести итоги и немного рассказать об этих семьях завтра вечером, во вторник. Милости просим, часикам к 10 вечера, я думаю, я уже все сделаю. Спасибо всем, кто уже согласился проанализировать рисунки и всем, кто еще заглянет на огонек. На самом деле это действительно очень полезное упражнение, даже просто вот попросить всех членов семьи нарисовать свою семью в любой технике, а потом разложить рисунки на столе и сесть вокруг...

Катерина, а можно попросить выложить рисунки счастливых семей - ну, чтобы знать как они выглядят :) А то у меня ассоциация - все за руки и улыбаются, хотя скорее всего все гораздо нейтральнее в рисунках будет..

можно попросить выложить рисунки счастливых семей - ну, чтобы знать как они выглядят :)

Разумное, здравое предложение :))) Но ко мне ли? У меня вообще-то такие рисунки наверняка в коллекции есть... но это поискать надо, а потом отсканировать. Может, попросим читателей? :)

Я часто общаюсь с детскими психологами, поэтому классическая расшифровка таких рисунков мне в общих чертах понятна.

Мне кажется, главное для психолога не слишком увлекаться, чтобы не уподобиться Шерлоку Холмсу. Например, возьмем картинку 7, где люди без лиц. Если ребенок на днях был в музее народной игрушки, где обязательно присутствуют такие традиционные у многих народов человечки без лиц и в такой позе, он может просто вдохновиться этим образом и рисовать в подражание, не вкладывая никакого особого смысла.

Там, где лица жирно замазаны черным, у ребенка могли просто не получиться лица. Он хотел нарисовать маму-папу красивыми, а вышла хрень. Согласитесь, совсем другой смысл.

Умилительная картинка 2 - такой избитый символ! Ребенок мог просто вспомнить стандартную композицию и воспроизвести ее, не вкладывая какой-то особый смысл. Лично я бы запросто нарисовала такую картинку, т.к. рисовать вообще не умею и сочинять композицию, которую не смогу воплотить, не стала бы.

Картинка 8 слишком открыточная. Какая-то неличная, мне кажется.

Картинка 9 как раз позитивная: вся семья смотрит и идет в одну сторону, а ребенок защищен родителями. Мне нравится.

Вот серого ребенка в кровати с картинки 4 по-другому точно не интерпретируешь. Печалька! И картинка 10 не наводит на позитивные мысли. Детальная проработка мамы, силуэт сестры, карикатурный папа и схематичный ребенок - это точно не идеальная семья.

Ждем с нетерпением комментариев Катерины.

"цветочки" - это и есть рисунок мамы, которая так, видимо, избитым шаблоном, попыталась изобразить, что все у них хорошо.

Отлично замечено! Я не могла понять, что в цветочном рисунке не так. Вроде все правильно нарисовано. Но какая-то грусть прочитывается. А что это мама сказку придуманную рассказала, мне даже в голову не пришло!

Проблема цветочного рисунка в том, что ребенок между мамой и папой... т.е. скорее всего семья там держится только для ребенка... Иначе они были бы по одну сторону + лидирует там папа, однако на деле (без лепестков) равноправное партнерство, но для видимости создана картина патриархата...

Мне кажется так...

А я так поняла Катерину, что все эти рисунки рисовали дети.

ну вот же:

"Ниже я представляю вашему вниманию десять отсканированных рисунков из своей обширной коллекции. На каждом из них изображена семья (возраст юных художников от 5 до 19 лет). Есть один рисунок мамы (там, где люди-цветочки)"

Эту реплику поддерживают: Natalia Kuznetsova, Павел Новиков

Теперь поняла, спасибо. Пропустила это пояснение и поторопилась разглядывать картинки.

А у меня 7 так ужас и вызывает. Остальные плохие понятно почему плохие. А тут не только лиц нет, но и у самой далеко стоящей героини ярковыраженный нательный крест. При отсутствии лица эта деталь, мне кажется, говорит очень о многом.

Эту реплику поддерживают: Таня Ратклифф

Катерина, а правда, что если много красного в рисунке, то это проблема? И что это преобладает над сюжетом рисунка? Где-то я такое читала...

Цветовые гаммы в рисунках - это вообще очень индивидуально, делать какие-то выводы по одному рисунку - чепуха. Но вот если ребенок всегда предпочитал рисовать в спокойных сине-зеленых тонах и вдруг весь лист (а то и не один) закрасил красным - да, тут есть на что обратить внимание.

Эту реплику поддерживают: Лена Де Винне

То есть как и вообще на резкие изменения стоит обращать внимание?

Эту реплику поддерживают: Катерина Мурашова

Если мама внимательная, то и на эволюционные тоже. Например, у ребенка постепенно обедняется палитра или набор техник...

Эту реплику поддерживают: Лена Де Винне

Например, у ребенка постепенно обедняется палитра или набор техник...

А это типичный критерий проблемы или естественный аспект взросления?

Если это произошло в возрасте от 6 до 16 - то, скорее, взросление. А если в шесть за 2-3 месяца, то, скорее, проблема.

Эту реплику поддерживают: Лена Де Винне

А бывают у детей рисунки с пересекающимися кругами - где каждый человек - круг, и из пересечения следует, насколько они близки-далеки - доминантны в зависимости от размера и степени поглощения?

Не, такие рисунки обычно бывают у посетителей тренингов по семейным проблемам или по семейной терапии :))

Эту реплику поддерживают: Лена Де Винне, Татьяна Пастухова

Это я спросила, поскольку задумалась, а что бы я нарисовала - следуя совету, что всем полезно. И поняла, что мыслю исключительно кругами разных размеров и степени пересеченности. Но также поняла, что я категорически испорчена бесконечными тренингами по бизнес-консалтингу. Типичный трениги называется: Say it with a drawing - "Скажи это рисунком". И дальше задачки типа проиллюстрируй ситуацию, что в этом году доход больше, но оборот меньше.

Ну и что мой круг амебообразный тоже поняла :-)

Хорошо, что дети так не думают :-)))

Эту реплику поддерживают: Катерина Мурашова

Да, человек прошедший тренинг "скажи ЭТО рисунком", мне тоже представляется безнадежным в диагностическом плане :))) Но вот - дети? Им же можно показать мой материал (они по-русски не читают, но рисунки же всем понятны) и сказать, что вот, подруга теперь собирает материал из-за рубежа, да и Вам интересно... Почему-то мне кажется, что по крайней мере Кун точно откликнется... :)

О да, бизнес-консалтант это серьезный диагноз ! А обучение там добровольно-принудительное. Без вариантов :-)

Катерина, дальше - хуже! Села рисовать свои круги. И поняла, что не получается пересечь всех в нужных местах и пропорциях. Осознала необходиомсть перехода в трехмерное пространство - все теперь шары. Но их я уже складываю только в уме - как нарисовать трехмерный шар совсем не понимаю :-)))

Не расстраивайтесь, Лена. Это отдаленные последствия психологических тренингов. Эффект сороконожки, которая перестала ходить. У меня один знакомый после прохождения тренинга чего-то родительского ВООБЩЕ перестал разговаривать со своими двумя детьми - понял, как все сложно, и боялся сказать чего-нибудь не так :))

Эту реплику поддерживают: Лена Де Винне

Все очень просто... представьте себе трехмерную ситему координат. 

Там из нуля есть только 6 направлений куда двигать шар...

Сдвигаете ровно на пол-диаметра во все стороны...  вот уже и Цветок Жизни  начинает себя проявлять. 

Делаете сечение   и ву-а-ля... двухмерная репрезентация.... прям как на камнях  древне-египетских. 

Иллюстрирует создание материи из Пустоты  и изначальной Сферы. 

В Библии это называется  что сначала был Логос  и он создал материю.

Спасибо, Владимир. Я именно физически рисунок исполнить не могу. Представить в уме я могу много чего. Не подгоняя это под предложенные Вами теории

Там из нуля есть только 6 направлений куда двигать шар...

Почему? А если под 45 градусов между Х и У двигать? А если под 37 к Z?

Угол в 90 градусов - сакральный... остальные углы не катят.  Ну,к примеру   из физики, векторА  магнитного ( женского) и электрического ( мужского) поля  под углом   90  повернуты  относительно друг друга. 

С детскими рисунками есть одна серьезная проблема ( это я как художник говорю)

До 6 лет они рисуют как чувствуют, сплошные экспрессионисты и этому можно доверять..... а вот потом наступает период когда они начинают рисовать как надо исходя из какого-то внешнего стандарта.. Потому что так проще...

И вот просишь нарисовать чайник с кружкой....; дети сидят вокруг стола ... и все рисуют один и тот же ракурс - чайник с кружкой.. так как он должен канонически выглядеть, а совсем не так как они это видят в реальности...

И требуется довольно большое усилие чтобы обьяснить ребенку что именно мне не нравится в его рисунке.... с его точки зрения у него отличный чайник получился , а я говорю что это совсем не то что он реально видит на столе.

И ему надо нарисовать именно то что он видит, а не то что он представляет себе когда произносит слово чайник.

Может быть и с семьей те же проблемы... ведь они рисуют не то что чувствуют , а то что как-то на них повлияло. В частности рисунок в виде плана квартиры мне лично говорит что папа - архитектор и ребенок постоянно видит как он сильно занят когда делает чертежи ... и это производит на ребенка огромное впечатление.

Эту реплику поддерживают: Сергей Кучеров

меня бы этот рисунок тоже мало смутил, если бы не треугольничек "Я", прыгающий в окно при появлении в комнате родителей.

Эту реплику поддерживают: Natalia Kuznetsova

Согласна. Но у нас с Вами разные цели, мне-то нужен чайник, как он его чувствует, представляет, а не как он его видит. Способности художественного реализма у детей мне скорее мешают :)) (например, ребенок видит очень худого и длинного папу и таким его - в меру своих способностей - т.е. в два раза выше остальных членов семьи, и рисует. А я папу никогда не видела...)

Что касается рисунков в виде планов и людей в виде геометрических фигур - не, никакие папы-архитекторы тут не причем :((

Что-то музыкой навеяло  ( темой то есть)  :-))

Я отчасти согласна с Владимиром Кайгородовым. Дети могут строить свои рисунки не свободно, а ориентируясь на какие-то шаблоны. В данной подборке тоже есть такие рисунки.

Я бы тоже согласилась, Мария, если бы не видела раз за разом, как даже шаблоны (помните рисунок счастливой семьи в виде мультяшечных персонажей и маму с семьей-цветочками?) умеют разговаривать... :))

Конечно, Вам виднее, Вы знаете связанные с этими рисунками истории.

Вроде бы все рисунки понятны своими проблемами.

Восьмой очень приятный рисунок.

А вот 5 и 7 просто страшные. Наверное тем, что наличие серьезных проблем очевидно, но в чем конкретно они состоят не понятно 

У меня, кстати, рисунок с цветочками вызывает подозрение, что там мама, которая склеивает семью, как может, создавая свой идеальный мир для глаз окружающих, и в котором папа на самом деле вообще все равно какой, лишь бы был. В нем не видят мужчину, его не считают авторитетом, и мама с дочкой как-то к нему спиной стоят и сторонятся, хоть и из одного корешка растут.

На последнем рисунке мама главная, всем заправляет. Сестра с ней заодно, и вся раскрасавица. Семья такая "девичья", в которой папу мало уважают, а может и редко видят. Автор себя видит тоже ничтожным, а может и боится себя проявлять. 

На рисунке с крестом еще удивило, что все хоть и разного роста, но выстроены по головам в одну линеечку. Может это какое-нибудь равенство значит. Если автор - с крестиком, то не обязательно тут религия. Может просто украшение любимое. 

на мультяшной картинке все обозначены по профессиям почему-то. Папа - врач, мама с бабушкой с нотами. Брат - спортсмен. Может, карьеристы какие, или мало друг другом интересуются на самом деле, знают только, что каждый на работе пропадает все время, и чем там занимается (ну бабушка еще яичницу жарит иногда).

Рисунок 7 мне вполне очевиден. 

Мать  с сакральным символом богини  Изис  - Акх -  увлекается эзотерикой   и у ребенка перед глазами постоянно маячат древнеегипетские изображения...  манеру рисования которых он и перенял .   я сразу вижу  детскую интерпретацию египетских изображений. 

  В данном случае речь идет о каноническом изображении  Изис  с Орионом   за которыми следуют   Юпитер, Сатурн  и Марс.  Но Орион  ( то есть отцовская фигура  которая должна быть выше чем Изис) почему-то отсутствует.

Отсутствие лиц  и одинаковость фигур - это просто особенность  этого стиля изображения. А знаки различающие фигуры  видимо пока еще не устоялись,  единственно мать-Изис  несет свой знак. Скорее всего вполне нормальная семья.

А вот еще от приятельницы Жени, у которой нет доступа:

1й – Члены семьи нарисованы по разным сторонам комнаты, они не «вместе»: в семье некая конфронтация. Телевизор занимает центральное место, при этом мама, кажется, разгадывает кроссворды, но не полностью в них ушла, а улыбается автору рисунка, который себя из этой картины исключил. Папа обращен к ребенку затылком, зато новостной диктор всегда готов к «общению». Именно последнего ребенку и не хватает.

2-й – Кажется, что это шаблонный рисунок-отписка. Такая счастливая семья в общем понимании. В этом рисунке не за что зацепится, он немногословен, детали (читай – проблемы) отсутствуют, что, скорее, уход от реальности, нежелание обсуждать трудности. Или же мама на тот момент была в прекрасном расположении духа и желала своим рисунком сказать, что они счастливы. Интересно, что все три цветочка расходятся в одном месте на стебле (семья целостная) и что у папы с дочкой есть листики (увлечения, хобби), а у мамы нет.

3-й – Здесь бросается в глаза, что папа стоит поодаль от остальных, скрестив руки на груди (а мы все знаем, что этот замочек означает!) Мама с папой, хоть и на некотором удалении друг от друга, но общее у них есть – his and hers yellow tops (мама одевает семью?)! В целом, если поменять местами папу с собакой, то была бы идиллия. И, кстати, папе не мешало бы побриться ))

4-й – Этот очень неприятный рисунок. В семье появился сердитый неприветливый отчим, которому мама рада, но ребенок при этом остался заброшенным. Опять же, телевизор тут заменяет семейное общение, так необходимое ребенку. Отчим, видимо, совсем не интересуется ребенком и не пытается наладить контакт. Если «цветная» жизнь мамы с отчимом показана лицом, то ребенок на их фоне превратился в серую тень, призрака, которого никто не замечает, как и телевизиционный фон.

5-й – Подпись Саша, наверное, сделана психологом? Если нет, то почему ребенок обращается к себе в 3-м лице? В этом рисунке совершенно отсутсвуют половые различия. Ребенок тянет руку к маме (если это мама), а у мамы рука коротковата, чтобы взять его за руку. Мать выглядит крупнее фигуры отца, который от ребенка совсем уж далеко. Как-то не по себе, что у изображенных вместо лиц какие-то черные дыры.

6-й – В этой семье хоть и отсутсвует отец, есть очевидная поддержка мамы. Выросшие дети (переросшие мать), безусловно эту поддержку ценят и отвечают ей взаимностью.

7-й – Сложно с уверенностью сказать, есть ли в этой семье отец (или это брат – второй слева?). Острее всего бросается в глаза крест – доминирующее увлечение религиозной матери, а может даже сектанство. Если это отец между двумя девочками, то за детей не так страшно. Кажется, девочки ближе отцу, они даже подражают ему внешне, предпочитая штаны юбке матери. Мать находится на некотором отдалении от остальных, очевидно, что вера для нее играет первостепенную роль

.8-й – Завидую художественным талантам автора рисунка. В этой большой жизнерадостной семье уделяют роль образованию. Папа – врач, мама с бабушкой занимаются музыкальным образованием детей, особенно дочери, т.к. сын, кажется, увлечен больше спортом. Все бы ничего, но грустная, уставшая и единственная неулыбчивая на рисунке мама (собака не в счет), подсказывает, что есть и в этой семье отягощающие обстоятельства. 

9-й – Походники. Мужчины оберегают сестру / дочь, защищая ее со всех сторон. Также она избавлена от необходимости нести походный рюкзать, т.е. тяжесть в этой семье мужчины берут на себя. Все шагают в ногу, улыбаются и рады семейной вылазке на природу. Мымы или давно нет и дети живут с отцом, или же ее не интересует данное увлечение остальных членов семьи, но это никого не расстраивает. 

10-й – Ребенку попался под руку карандаш с многоцветным грифелем, у меня такой был! Не нравится, что все «разбежались» по разным углам. Старшая (?) сестра и мать хорошо прорисованны. Отец выглядит мелко, словно с ним не считаются в этой семье. Себя автор изобразил совсем уж примитивным человеком-палочкой, тем самым уничижая собственную суть. Мать, кажется, ближе к кошке, чем остальным членам семьи"

Добрый вечер, коллеги! :)) Большое спасибо всем участникам дискуссии - в сущности, собравшись вместе, снобы раскопали (или хотя бы затронули) практически все проблемы изображенных на рисунках семей.

Приз за самый оригинальный анализ, несомненно, достается В.Кайгородову - не знаю, как другие, но я лично поняла там едва половину :)))

Теперь по рисункам.

1. Очень обычная, вполне благополучная семья. Телевизор, действительно, властитель дум. Мальчишка-подросток не хочет жить "так, как они". При этом не столько протестует или обличает, сколько просто удаляется (на рисунке его нет, он мысленно покинул семью и живет где-то в другом месте, "интересной жизнью"). Своей программы про жизнь у парня нет. Отец-работяга, на самом деле, все еще в авторитете, но парень с этим борется.

2. Мама душит и мужа и дочку своей программой "мы - счастливая семья". Она знает, как "счастливая семья" проводит выходные, отпуска, как ее члены общаются между собой, когда и как обедают (обязательно вместе) и т.д. Муж почти охренел, а дочка все время чешется. Люди не растут одним кустом, да и вообще - не ромашки.

3. Колючий (елка!) папа собрался уходить из семьи, у него другая женщина. Но и этих он тоже любит. Не мычит, не телится. Они сплотились, не знают что делать - то ли оттолкнуть окончательно, то ли попытаться удержать.

4. Мать-одиночка долго жила только для дочери, пыталась компенсировать ей отсутствие отца, но однажды все-таки встретила свою любовь. Все попытки двух взрослых объяснить девочке, что мир не крутится вокруг нее, потерпели сокрушительную неудачу. Девочка не замкнулась в своем несчастье, она несчастна весьма демонстративно, чтобы "тем" стало стыдно.

5. Члены семьи - Саша (5 лет), бабушка, мама. ОНИ ТАКИЕ И ЕСТЬ! Вот точно такие, как он их нарисовал. Квадратные, грубоватые, малочувствительные, похожие друг на друга. Бабка - главная. А черные - это не лица, это затылки, это они от меня уходят. В этой семье в общем все в порядке, но Саша им потом шороху еще даст, потому что он одной с ними крови.

6. Вы только прикиньте, какой длины у мамы рука, которой она дочурку придерживает, и сравните с длиной ног :)) А у брата, между прочим, уже бородка пробивается... В общем, мама детей вырастила, а отпустить никак не может.

7. С крестом - бабушка. Никаких сект нет. Странно, что ни у кого не возникло ощущения, что они все повешены (ноги) - у меня самой была первая реакция. Девушка-автор уже довольно взрослая, учится в институте, но поступила туда потому, что "так надо" и вообще, что делать в жизни, не понимает. Никто в семье (вполне тривиальной) не может ей помочь - они и сами не знают, плывут по течению. Бабушкина религиозность - чуть не единственный маркер на серой в клеточку поверхности жизни.

8. Тоже довольно взрослый автор - к игре в "полную счастливую интеллигентную семью" относится с дружелюбной иронией, но делает всех мультяшками, зная все подводные камни и скелеты (а они есть) и не без страха понимая, что оттуда надо уходить в самостоятельное плавание.

9. Мать и отец в разводе, перетягивают детей. Пока побеждает мать. Дочка очень переживала развод, сейчас испытывает чувство вины перед отцом. Рисунок - воспоминание о счастливом прошлом, когда папа водил их с братом в походы, а мама ждала их дома.

10. У мальчика очень низкая самооценка, он часто болеющий, плохо учится. Отец с семьей не живет (пьющий), но с детьми общается, любит их. Ведущая тема семейного обращения к мальчику: хочешь стать, как твой папаша? У мальчика уже была (насквозь демонстративная, но все же) попытка суицида. 

Спасибо большое, очень интересно!

Про цветочки я все-таки угадала :)

Эту реплику поддерживают: Катерина Мурашова

Катерина, спасибо! Я теперь у пацанов все каляки-маляки, все хроники военных действий и транспортную галерею рассматриваю и допрос произвожу: "Это кто? Что делает? Где мама? А где ты?" Все никак не успокоюсь, душеведом себя мня:-)

Эту реплику поддерживают: Катерина Мурашова, Юлия Гандурова

у меня пока нет детей, поэтому свою семью рисовал муж! :)

Эту реплику поддерживают: Алия Гайса

Ну я тоже подумал про бабушку  сначала то...

Но получаетсся что бабушка эзотеричка  и о вечной жизни все беспокоится....поближе к фараонам....вот наверное она и заправляет всем семейством....  Типа -  я вас всех еще переживу  и на Сириус  от вас всех уеду.  Отсюда и неопределенность у остальных... 

Они еще  не созрели  до ее уровня сознания.

Вообщем завидует она бабушке...

Ох , моя бабушка   нежно-ласковый зверь была,  почище любого фараона... впрочем я не жалуюсь.  Так ворчу....  у меня собственно ее характер  проявился...

Про 7 было - потрусторонныим ужасом веет. Синонимично повешенности, думаю, можно сказать

Эту реплику поддерживают: Катерина Мурашова, Таня Ратклифф

Это не ужас, они просто в Пустоте... то есть в Nothing.  Это бог Ра  этим департаментом заведует.  Хороший бог.  Он мне нравится.

А про два рисунка, которые были в комментарии?

Эту реплику поддерживают: Алия Гайса

Лена, это детская психиатрия. Первое - шизофрения. Второе - эпилепсия (для них очень характерно не только выстраивание игрушек в ряд, но и схематичное рисование). Если маленький ребенок все время рисует схемы, то у него не обязательно эпилепсия, но ЭЭГ я бы для очистки совести сделала - это частый маркер наличия судорожной готовности.

А до какого возраста это репрезентативно?

До раннего подросткового, я думаю. На более взрослых людей накладывает отпечаток полученное образование. Если инженер или ученый все рисует в схемах - это, скорее всего, не эпилепсия :)))

Эту реплику поддерживают: Лена Де Винне

Ну да. я поэтому и спросила.

Ведь всяческие хобби должны влиять на мировосприятие и последующую интерпретацию-экстернализацию. Что уж говорить о профессии! :-)

Тут вообще-то обратная связь имеется. Люди хобби-то подбирают под личное устройство мозгов! Среди коллекционеров эпилептоидов изрядно весьма, а истеричек почти нет :))...

Эту реплику поддерживают: Natalia Kuznetsova

Даже не уговаривайте! Коллекцию обуви и сумок не выброшу!!! :-)))

Кто говорит про "выбрасывать"?! Это же компенсация! :)))

Но я видела только шарфики... :)

Эту реплику поддерживают: Лена Де Винне, Алия Гайса

Ну это Вы в закрома не заглядывали :-)))))

Эту реплику поддерживают: Катерина Мурашова

А, мой прежний вопрос снимается, увидела ваше сообщение..

А давайте сделаем отдельную тему про формирование хобби и что это может значить?

Эту реплику поддерживают: Алия Гайса

У взрослых? Или у детей? (в последнем случае очень много значат амбиции родителей). А у взрослых - мода и обычаи "стаи". На долю личности не так уж много остается. Но поговорить можно и интересно. Давайте так: я напишу зачин про детей, а Вы развернете взрослую часть?

Эту реплику поддерживают: Лена Де Винне, Natalia Kuznetsova, Юлия Гандурова

Я разверну все, что скажете, Катерина :-)

Только у меня, как водится, вопросов больше, чем ответов :-)))

Это Вы, Катерниа, знаете, потому что Вы умная.

А в народе разные мнения есть :-))))))))))))

Эту реплику поддерживают: Алия Гайса

Не, это все знают, но вся разница в том, где это знание располагается - у кого-то в сознании (он спокойно задает вопросы и ищет ответы, которых пока нет), а у кого-то в подсознании (и тогда любимое занятие товарища для преодоления непонятного ему дискомфорта - опровергать уже найденные чужие ответы...). В принципе, и то и другое небесполезно с точки зрения популяционной адаптации :))

Умная и добрая!

Ах, где же Вы были, когда я была молода?! :-))))))

Эту реплику поддерживают: Алия Гайса

1) да это я просто притворяюсь хорошо :)

2) Да ладно Вам, с годами хороший человек только лучше становится...  :)))

Эту реплику поддерживают: Владимир Кайгородов

1) Ну все бы притворялись, как Вы. Мир был бы значительно лучше :-)

2) Лучше - да! И больше :-)))))

Эту реплику поддерживают: Алия Гайса

Лучше - да! И больше :-)))))

Это точно! :))

Всех сбила с толку картинка про семью в походе, потому что на ней не подписано, кто есть кто.

Да, я поэтому в процессе и пояснила. Но вот на 7 почему-то никого не смутило, что не подписано, и про цветочки догадались... :)

Эту реплику поддерживают: Владимир Кайгородов

Катерина, как жалко, что пропусила такую интересную игру :) Ну, все-таки мнение свое добавлю -  пятый и последний я бы заподозрила психиатрию, причем она пока не в острой стадии, но проявится позже либо как расстройство личности, либо симптомами похожими на шизофрению и т.п. Но без странностей точно не обойдется.Я бы проверила. А что касается 7 рисунка, который всем не понравился, то мне кажется, что не все так просто как девочка описывает, учитывая, что она достаточно взрослая. У меня метафорическое ощущение, что их всех нет, т.е. физически они есть, но наполнения никакого нет. Люди-приведения. А крестик у бабушки странноватый. А у девочки как с алекситимией? Интересно стало.

Марина, рада Вас видеть. Без Вашего участия сноб однозначно теряет для меня какие-то краски :))

Девушка вроде совершенно нормальная, успешно учится в институте (специальность близка к филологии), алекситимии как будто нет совсем. Но экзистенциальные проблемы (присутствия-неприсутствия в мире) там во весь рост - согласна.

Эту реплику поддерживают: Марина Бушуева

Катерина, спасибо. Чаще всего на Снобе я читаю Вас, самый полезный и интересный блог.