«АвтоВАЗ» вознамерился уволить до конца года 35 тысяч человек.

Это чрезвычайно серьезное и знаковое решение, причем не только в контексте нынешнего кризиса. Его экономическая целесообразность очевидна абсолютно всем, сошлюсь лишь на ректора Российской экономической школы Сергея Гуриева, убежденного в одном из двух: либо вся страна будет только тем и заниматься, что поддерживать ВАЗ, либо все-таки у нас будут выпускаться какие-то другие автомобили.

Другая сторона проблемы — политико-экономическая. В свое время один из американских экономических гуру (не помню кто, чуть ли не Гринспэн) сказал, что он свято убежден в экономическом превосходстве США над Старым Светом по той простой причине, что в Америке не боятся увольнять людей. Мне лично эта мысль показалась предельно убедительной, причем не умозрительно либеральной, а исторически подтвержденной: именно так, преодолевая страх и нерешительность, выходили из кризиса ФРГ в период социального рыночного хозяйства Аденауэра—Эрхарда и Чили времен Пиночета—Фридмана.

Путин, конечно, не Аденауэр, но, кажется, решился. И если действительно удастся не только привести в чувство ВАЗ (поувольнять — много ума не надо), но и разрулить совершенно непредсказуемые социальные последствия этого, то мы получим недвусмысленную заявку на глубокие экономические реформы.