Олег Кулик: За что ненавидят современное искусство

Художник и акционист рассказал «Снобу» о том, что входит в понятие «современное искусство» и как сделать так, чтобы оно стало частью повседневной жизни

Фото: Глеб Щелкунов/Коммерсантъ
Фото: Глеб Щелкунов/Коммерсантъ
+T -
Поделиться:

Современное искусство нельзя ненавидеть, от него разве что можно держаться в стороне. Оно открыто переменам и абсолютно чуждо снобизму! Я просто не верю в то, что люди ненавидят его.

На вопрос об отношении к современному искусству ответ прост: есть «люди» и есть «другие люди». Множество людей живет стереотипами, а большинство и вовсе отказывается думать; многие настроены патерналистски, и, наконец, очень много людей ведут себя просто глупо. Именно такие люди не воспринимают все живое, все изменчивое. К большому счастью, я знаю мало таких людей.

Я общаюсь с людьми совершенно другими. Они настроены на перемены; это не снобы, а люди, открытые к обновлению и перезагрузке. Такие люди стараются жить насыщенно, им мало того, что уже есть, они жаждут изменений.

Я не призываю любить или ненавидеть искусство, одобрять его или осуждать. С ним просто нужно научиться жить. Можно остаться в стороне, но начать относиться к contemporary art как к части бытия и не воспринимать его как что-то страшное и непривычное. Необходимо воспитать в себе тонкость восприятия, которая позволит каждому человеку воспринимать современное искусство как жизнь. Пришла пора открыться миру, повернуться к нему лицом!

Современное искусство — понятие необъятное. Туда может включаться передовая архитектура, передовое слово, передовая музыка. Все, что не принимается традиционными школами, волей-неволей оказывается современным искусством. Оно объемлет все, что развивается, все, что понимает законы жизни. Оно никогда не будет символизировать что-то остановившееся, не будет олицетворять канонизацию, оно всегда будет готовить нас к будущему, к новым формам существования в среде.

Современное искусство нравится большинству только тогда, как говорил Пикассо, когда оно входит в нашу жизнь из чашек, тарелок и других предметов бытового дизайна. Все любят современные дома и современную архитектуру, но 100 лет назад все плевались в Малевича и картины импрессионистов.

Есть враги современного искусства, как есть маньяки и извращенцы. Современная пресса ежедневно расходится миллионными тиражами с публикациями о вреде современного искусства. Те, кто это пишет, — необразованные люди. Воспринимать современное искусство как катализатор перемен довольно сложно, но ведь обучение — это тоже непросто. Тут возникает парадокс, потому что на самом деле ничего особенно сложного в этом нет. Важно лишь, чтобы человек был не туп, не ленив и не консервативен.

Теги: Quoris
Комментировать Всего 5 комментариев
Современное искусство

Современное искусство яркое и многогранное и поднимает множество социальных и политических тем. В нем много мусора и псевдо-философов современного времени. Но если им интересоваться, то можно понять и даже полюбить. 

Этот пост подтолкнул меня на "выставку одной работы".

А тем, кому интересно, посмотреть примеры на мой взгляд высококачесивенного (т.е., либо которое красиво и вдохновляет и/или заставляет задуматься) современного искусства, прошу в мой тематический блог по ссылкам тут и тут.

Необходимо воспитать в себе тонкость восприятия

"Я не призываю любить или ненавидеть искусство, одобрять его или осуждать. С ним просто нужно научиться жить. Можно остаться в стороне, но начать относиться к contemporary art как к части бытия и не воспринимать его как что-то страшное и непривычное. Необходимо воспитать в себе тонкость восприятия, которая позволит каждому человеку воспринимать современное искусство как жизнь. Пришла пора открыться миру, повернуться к нему лицом!"

Лучше и не скажешь!

Эту реплику поддерживают: Марина Порошина

Про генезис "современного искусства" - понятно. Хотя сама эта конструкция выдает ложные смыслы. Это или искусство, или нет. Как раньше писали: "Да здравствует социалистическая демократия!" Язык не обманешь!

Так вот, про генезис все понятно. Из недавних авторов про это писали и Уэльбек (в "Карте и территории"), и Кантор.

Интересно сегодняшнее бытование этого феномена. Когда, при отсутствии минимальной личной предквалификации художника, именно галеристы и критики объявляют, кто достоин носить имя настоящего художника, а кто нет.

К примеру, если вы лаете собакой и пытаетесь укусить посетителя за голень - вы большой художник. А вот если блеете козой и даете себя погладить по шерстке - тогда, извините, нет.

И, конечно, самое актуальное искусство - это наложить "кучу" в общественном месте, или сделать приблизительно то же самое, но мягче, как в исполнении Марины Абрамович.

Но здесь и высокоумных эксплуататоров человеческой глупости настигла большая беда. Asli Samadova пишет выше о том, что в современное искусство затесалось "много мусора и псевдо-философов". Читай, только она сможет помочь запутавшемуся обывателю понять, что такое настоящее современное искусство.

Ну-ну... 

Эту реплику поддерживают: Юлия Смагина

Ха-ха

И не претендую... 

Cheers!