/ Москва

Леонид Макарон: Почему я занимаюсь каббалой

Рано или поздно все задаются одним и тем же вопросом: «Зачем все это?». Леонид Макарон рассказал, как он сам искал смысл жизни. Он занялся каббалой. Макарон говорит, что уже почти нашел ответ

+T -
Леонид Макарон: Почему я занимаюсь каббалой
От редакции
Поделиться:

В советское время Леонид Макарон изучал историю религий, чтобы более убедительно пропагандировать атеизм. После развала СССР он ощутил какую-то внутреннюю пустоту, душевный вакуум. Макарон начал ходить в синагогу, но не нашел там ответов на мучившие его вопросы.

Случай свел его с раввином Адином Штейнзальцем. Книга Штейнзальца «Роза о тринадцати лепестках» была первым прочитанным Макароном трудом, который вроде бы повествовал об иудаизме, но содержал уже что-то явно отличное от религиозного канона. А вскоре Макарон встретился с каббалистом Михаэлем Лайтманом. И тот поведал ему, что его учение говорит о мире. 

Каббала по Лайтману — это наука об эволюции эгоизма, который «виноват» в том, что человечество вообще развивается. Каббала появилась в древнем Вавилоне и тесно связана с шумеро-аккадской культурой. Патриарх Авраам был первым, кому стало доступно это знание. Авраам призвал людей задуматься о своей жизни, о целях и смысле мира, «возлюбить ближнего как самого себя».

«Ящиком, в котором в течение двух тысячелетий сохранялась каббала» Леонид Макарон называет иудаизм. Заново открываться для людей она стала только в XVI-XVII веках.

Макарон особо  подчеркивает, что каббала не имеет ничего общего с мистикой. Это наука о том, как устроен мир, для чего он так устроен, в чем состоит цель человека и как этой цели достичь.

Все мы помним моменты наивысшего подъема и просветления, которые случались в нашей жизни. Мы ищем возможность снова вернуться к ним. Каббала говорит, что если бы мы смогли испытать хотя бы малую часть духовной радости мира, то никакие материальные блага не могли бы сравниться с этим ощущением. Каббалисты утверждают, что испытывают это сами. Можно назвать это утверждение шарлатанством, а можно и поверить им.

Мы полагаем, что желание порождается разумом. Каббала же говорит, что это желание заставляет наш разум искать способы его удовлетворения. Желание первично.

Каждый из нас  живет в своем особом наборе чувств и состояний. Каждый должен пройти свой путь исправления — от духовного к материальному и обратно. Чем быстрее человек пройдет через весь свой личный набор состояний, тем быстрее он сможет повлиять и на свою материальную жизнь.

У нас пять органов чувств. Мы можем говорить, что ощущаем что-то, но должны понимать, что утверждать наверняка не можем ничего.

Мы не можем  сказать что-то конкретное о духовном мире, ведь у нас нет для контакта с ним специального органа чувств. Но каббала говорит, что это станет возможным, если мы обретем еще один орган чувств, своего рода экран.

Духовный мир — это слепящий яркий свет. С экраном мы можем наблюдать и его, и себя. Этот шестой орган чувств позволяет одновременно находиться в материальном и в духовном мире. Видеть взаимосвязь сущего. Это и есть цель каббалы.

Обсуждение лекции

 

Комментировать Всего 11 комментариев

Елена Казьмина Комментарий удален

Елена, я абсолютно уверена, что конкретно эту лекцию недопустимо обсуждать в подобном ключе.  Я, как редактор этого раздела, считаю, большой удачей для проекта, что Леонид согласился рассказать про свой опыт.  Это повод поговорить о том, что в российском обществе вообще не принято обсуждать.  Было бы намного интереснее, если бы вы сформулировали свой опыт, а не расставляли оценок.    

Аня, если честно, то, мне просто смешно что-либо здесь обсуждать - такого сумбурного изложения, я честно говоря, давно не слышала. Каббала - вещь непростая; к сожалению, докладчику, на мой взгляд, не удалось рассказать слушателям об этой науке, которую, наукой то назвать сложно. Любой теолог (не говоря уж о священнике или равине)  Вам объяснит несостоятельность этого, с позволения сказать, учения - более детально  - к Ивану Охлобыстину. 

Секундочку

Перечитала Ваш пост несколько раз и так и не поняла: "сумбурное изложение" - претензия к докладчику? Или ко всей каббале? Теолог, объясняющий несостоятельность какого-либо религиозного учения - не странно ли? И детали чего должен разъяснить Охлобыстин? 

Когда человек рассказывает о своих исканиях и делится своим опытом и делает это интересно - и в чем-то спорно - это прекрасный способ открыть дискуссию. 

Секундочку не получилось

Секундочку не получилось, так как меня все это время не было в Москве. Отвечаю на Ваши вопросы (по порядку) -

- сумбурное изложение - к докладчику; Каббала вырвана из контекста (см. ниже комментарии А. Калеер(а); попытка преподнести Каббалу как автономное учение, на мой взгляд, провалилась.

- для теолога - Кабалла - не наука, это часть религиозного знания

- для священника или равина (см. комментарии А. Калеер(а) - это также не наука.

- к Ивану Охлобыстину, потому что он - священник, который мог бы профессионально (с точки зрения религиозного учения объяснить почему Каббала - это не наука и почему ее не стоит превращать в ремесло).

Хорошо, что у "Сноб" есть равин, все очень хорошо объяснил. Дискуссии, на мой взгляд, не получилось, делится своим опытом нужно с умом.

Вы рассказываете о своих переживаниях так эмоционально, что не поверить Вам совершенно невозможно.  и это в чем-то роднит Вас с человеком большой духовной силы и огромным даром убеждения , ныне уже покойным, митрополитом антонием сурожским : ОН ОЧЕНЬ ЯРКО РАССКАЗЫВАЛ О СВОЕЙ ВСТРЕЧЕ С БОГОМ И В ЕГО ЦЕРКВИ В ЛОНДОНЕ ДУХ ЛЮБВИ ЖИЛ ПРИ ЕГО ЖИЗНИ. ПОТОМ ДУХ УШЕЛ   .  но как же так?  у него была, наверное, та же мечта, что и у Вас  и всю свою жизнь под знаменами своей церкви он к ней шел. и после его кончины его труды-путеводительные звезды в нашем деструктивно ориентированном мире.    а как Вы добиваетесь реализации своей мечты?      какие у вас с лайтманом планы на этот счет?

Анна, я благодарю Вас и Леонида за публикацию лекции о каббале. Мне давно хотелось услышать из уст опытного и уважаемого человека  о его опыте изучения и самом предмете. Леонид говорит о том, что постижение возможностей проникновенной духовной радости не идёт в сравнение с материальным приобретением. Точно о таком чувстве говорят люди, изучающие антропософию. Основные духовные практики являются реально действующим "спасением" для тех, кто, как говорит Леонид, теряет на определённом жизненном этапе "точку опоры". Очень интересно! Большое спасибо!

Александр Каллер Комментарий удален

 Как жалко и как страшно слышать слова: "Кабалла не является частью Иудаизма, а евреи не являются народом" (и если еврей - это любой изучающий Кабаллу человек, то хотелось бы поинтересоваться, как бы отнесся Г-н Лайтман к тому, что бы, например, его дочь или сын вышли замуж или женились бы на нееврее, но человеке только изучающем кабаллу...)

Но к сожалению, так уж сложен "Homo Soveticus", что Б-га легче назвать законом природы, а самую глубокую, высокую и сокровенную часть Торы наукой. Я испытал и проверил, что куриный бульон - это вкусно, так теперь это тоже наука? 

Расходится с иудаизмом?! Закон природы, у которого был замысел?!

Кабалла является неотъемлемой частью Торы. Самой глубокой ее частью. И так же как  и остальные части Торы эти знания были даны в какой-то форме еще первому человеку - Адаму. Но всему еврейскому народу и человечеству эта информация была раскрыта  на горе Синай при даровании Торы (хотя именно кабалла до определенного времени была известна лишь единицам).  "Возлюби ближнего, как самого себя" является основным принципом Торы. Кабалла её часть.

Я приветствую Леонида и любого другого человека, стремящегося к Б-гу, Торе и изучению настоящей кабаллы, но вырвав кабаллу из Иудаизма, Вы, к сожалению, обкрадываете сами себя, делая из Безграничного Б-га и его мудрости и воли (т.е.Торы) куриный супчик. Хотя с клёцками вкусно.

Шана това! Хорошего и сладкого года!

Александр, так скажите пожалуйста, почему изучение кабаллы возможно и нееврею, и женщинам? Ведь даже к изучению Торы женщины не допускались, хотя говорят, что некоторые жены раввинов знают Тору лучше своих мужей.

Я не думаю, что Леонид пытается обидеть еврейский народ, вырвав каббалу и используя для куриного супчика :) Если человеку вера дается через что-то  - это хорошо. В христианстве поклонение идет одному Богу тоже (кстати, изначально тоже откровение сие явилось иудею, а не русскому), но во множестве мест  люди просят защиты у Богоматери, а не у Бога напрямую, однако церковь не говорит что это ахинея или богохульство и никто не утверждает что в Евангилии богоматерь упоминается вскользь, поэтому к божественному она почти не причастна, а за все отвечает Бог-отец. 

Не будем уподобляться ортодоксам, которые смотрят за ритуалами, а не за сердцем человека в поиске смысла жизни. Если глава медиаимперии нашел Бога через Каббалу - это прекрасно и оставим Тору раввинам.