Российская экономика сегодня фактически находится на развилке между путем очень медленного роста и рывком вперед, написал премьер-министр Дмитрий Медведев в статье, вышедшей в газете «Ведомости» под заголовком «Время простых решений прошло». «Фактически мы находимся на развилке. Россия может продолжить очень медленное движение с близкими к нулевым темпами экономического роста. Или сделать серьезный шаг вперед», — пишет глава правительства. 

По его словам, второй путь сопряжен с рисками, но следование первому сценарию — с мнимой возможностью сохранения уже достигнутого благополучия — еще опаснее. «Это прямая дорога к его потере. Дорога в пропасть».

Медведев констатирует, что экономический рост замедлился во всех развивающихся странах, в том числе и в России, а Европа и вовсе балансирует на грани рецессии. Правительство США, по его словам, не может справиться с безработицей, а рядовые американцы — с долгами. В России же экономическая ситуация сейчас в большей степени определяется внешними условиями. Увеличение производства в стране достигается в основном за счет государственных инвестиций. В то же время уровень внешних инвестиций невысок, поскольку у инвесторов сохраняются иррациональные страхи работы в непонятной и иногда непредсказуемой России, считает глава правительства. Одна из причин этого, поясняет Медведев, заключается в том, что многие чиновники считают, что государственная собственность обладает особыми правами на защиту. «Несравненно большими, чем частные лица. А последние преследуют исключительно личные интересы, а потому подозрительны и должны находиться под жестким контролем», — отмечает премьер-министр.

Кроме того, в своей статье премьер-министр перечисляет решения по модернизации экономики: постепенное повышение страховых платежей, предоставление расширенных льгот малым предприятиям со штатом не менее семи человек и возможность для региональных властей вводить налоговые каникулы новым малым предприятиям.

Также планируется расширить финансовую поддержку бизнеса и определить квоты на приобретение товаров и услуг у малого и среднего бизнеса в рамках госзакупок.

Никита Кричевский, доктор экономических наук:

Скорее всего, Медведев не сам написал эту статью, и дай Бог, если вообще прочитал. Большая часть его стратегии —это представление желаемого за действительное.

В стране полно ресурсов для качественного скачка вперед, в этом я с Медведевым абсолютно согласен. Проблема в том, что ни Медведев, ни министры, ни ответственные федеральные чиновники просто не видят этих ресурсов. Они не понимают, что надо работать с людьми, а не лапшу на уши вешать через газету «Ведомости». Ровно так поступают во всех развитых странах. На любых переговорах первых лиц государств первый вопрос политический, а второй — экономический, связан с крупнейшими налогоплательщиками. Когда Boeing приехал в Сколково подписывать договор о сотрудничестве, со стороны американцев присутствовал вице-президент Джо Байден. Он приехал, потому что Boeing — один из крупнейших налогоплательщиков, правительство США крайне заинтересовано в том, чтобы эта компания развивалась. А мы считаем, что нам надо малому и среднему бизнесу помогать. Да не надо ему помогать, надо просто создать условия для нормальной спокойной работы. И ресурсов в стране для этого более чем достаточно.

Проблема не в том, что у нас инвестиционная активность падает, а в том, что люди не верят государству. Поэтому и выводят любую свободную копейку за рубеж. Вкладывать средства в нашей стране люди боятся.

И специально для Дмитрия Медведева: в обществе нарастает усталость. Даже на фоне высоких цен на нефть, относительно устойчивого курса рубля, низкой инфляции и невысокой безработицы социальные последствия усталости всегда и везде были непредсказуемыми. Можно потерять все даже на фоне крайне благоприятной конъюнктуры. Люди устали от вранья, от лжи, от клоунады правительства и от статей Медведева в «Ведомостях». Недоверие к власти вот-вот достигнет самой высокой точки. От этого стагнирует экономика, падают инвестиции, вывозятся все свободные деньги за границу, люди не хотят работать в качестве индивидуальных предпринимателей. Мы сегодня живем на честном слове.