В Минрегионе межнациональные и межконфессиональные отношения, до этого считавшиеся второстепенными в работе министерства, могут стать основными, сообщает газета «Коммерсант» в номере от 5 ноября. «Фактически это воссоздание Миннаца», - сообщил изданию анонимный источник в Кремле после реорганизации, проведенной в ведомстве.

О реорганизации Минрегиона стало известно 1 ноября, когда президент Владимир Путин утвердил новое министерство по строительству и ЖКХ. Часть функций Минрегиона перешла к новому ведомству. У министерства по региональному развитию, пояснил пресс-секретарь главы государства Дмитрий Песков, остались следующие полномочия: вопросы развития регионов, разграничение полномочий между уровнями власти, а также национальные проблемы.

Конструкция работы по межнациональному вопросу пока неясна. Она определится после того, как появятся поручения президента по итогам заседания совета по национальной политике. Встреча Путина с экспертами совета прошла в Уфе в октябре, на заседании, в частности, обсуждались события в московском районе Бирюлево.

Под Минрегионом могут создать структуру, которая будет следить за возникновением напряжения в регионах. У этого мониторингового центра появятся региональные представительства, которые кроме всего прочего начнут следить за реализацией целевой программы. Как конкретно этот своеобразный центр будет работать с министерством, станет известно после публикации распоряжения президента.

Владимир Мукомель, доктор социологических наук, заведующий сектором изучения ксенофобий и предупреждения экстремизма Института социологии РАН:

Решение межнациональных проблем не сводится к созданию ведомства. Регионы этими вопросами давно занимаются, в нескольких республиках есть и министерства по делам национальностей. Где-то эти вопросы переданы в департаменты по внутренней политике.

Но подавляющее большинство проблем возникает из-за того, что федеральный центр самоустранился от их решения. Парадоксальный факт: в 2001-2005 годах действовала Федеральная целевая программа толерантности. За год до окончания, в 2004 году, она была закрыта с формулировкой «В связи с исполнением». Результаты этого «исполнения» мы и видим сегодня. Кремлю это не нужно, и регионы перестали финансировать соответствующие программы. Такие программы действовали более чем в 20 регионах.

В том, что должно быть создано определенное ведомство, которое бы занималось вопросами межнациональных отношений, вопросов нет. Отсутствие этого ведомства уже второе десятилетие сказывается на ситуации, и мы все это прекрасно видим. Но у меня есть некоторые сомнения насчет того, сможет ли Минрегион поднять эту проблему. В Минрегионе есть департамент, который занимается вопросами межнациональных и межконфессиональных отношений. Очевидно, что компетенция департамента и компетенция министерства - это разные права.

Для того, чтобы сказать, возможно ли министерству в полной мере реализовывать задачи, которые перед ним стоят, нужно дождаться нового положения о министерстве и понять, какова будет его новая компетенция. Создание ведомства еще не решает проблем. Межнациональная политика, как и любая социальная политика, базируется на четырех китах: организационное сопровождение, законодательное, инструментальное (разработка программ реализации этой политики), ну и, конечно, финансирование. Решив организационные проблемы, мы будем вынуждены решать и все остальные.