Однажды Резо Габриадзе случайно наткнулся на заметки английского военного корреспондента, который посетил поле битвы после сражения под Сталинградом. «Повсюду останки лошадей, одна, все еще живая, плетется на трех ногах, волоча за собой четвертую, отстреленную или искалеченную… Во время наступления советских сил погибло 10 000 лошадей». Образ этой лошади на трех ногах впечатлил Габриадзе и оживил воспоминания забытого детства о страшных последствиях войны: калеки, инвалиды, вдовы, убитые горем матери, не дождавшиеся своих сыновей. Так в 1998 году был создан спектакль «Песнь о Волге». Сегодня переработанная режиссерская версия этой постановки называется «Сталинград».

В темноте камерного театра из песка-пепла поднимается фигурка солдата. Очень естественным жестом руки он отряхивает песок и поднимает потрепанное красное знамя, воздвигая вокруг себя могилу-памятник. Так у Резо Габриадзе начинается реквием по Сталинграду. Его марионетки под чутким руководством сосредоточенных кукловодов делают все то же, что и живые люди. Они разговаривают, курят, носят шляпы, влюбляются, ссорятся, мирятся. И умирают. Как говорит Ирина Козловская, «эти марионетки с трагичной судьбой производят намного более сильное и яркое впечатление, чем любые фильмы с декорациями и актерами. Куклы говорят на языке, понятном всем».

Несмотря на переплетение нескольких сюжетных линий, которые, как вспышки воспоминаний, сменяют друг друга, главной историей становится любовь двух лошадей — Алеши и Наташи. Их разлучит обида, а потом они долго будут искать друг друга на полях войны. Алеша даже чуть было не погибнет, но Ангел склонится над ним и не позволит умереть до встречи с любимой: «Горько тебе будет. Больно будет. Плакать будешь. Ну, поживи еще». Рыжий Яша-артиллерист возвращается домой и узнает, что его невеста вышла за другого. Они разобьют друг другу сердце и погибнут в вихре войны. Мама-муравьиха потеряет дочь под солдатским сапогом: «Всех они посчитали… Сколько пушек не стало, сколько людей не стало… А нас, муравьев, кто-нибудь посчитает?» А железный голос Советского информбюро будет цинично вещать: «Идут позиционные бои, наши потери незначительны».

Парадокс, но именно смерть делает кукол живыми. Роман Инкелес говорит об этом так: «Театр — это игра, Резо Габриадзе играет в прямом смысле этого слова — с куклами. Спектакль не столько о Сталинградской битве или о войне. Он о победителях, и неважно, что главные герои гибнут. Это постановка о тех тонких настройках, которых не хватало нашим противникам. Во время войны надо думать о жизни и о любви. Без этого не победить».

Спектакли Резо Габриадзе идут в кинотеатре «Ударник» до 28 декабря. По карте участника проекта на билеты предоставляется скидка 5%.