Глеб Панфилов: «Оттепель» — оскорбительно бесконфликтная история

Новый проект Валерия Тодоровского и хвалят, и ругают, и даже хотят засудить за пропаганду курения. Первый канал завершил показ сериала «Оттепель». Режиссер Глеб Панфилов, киновед Кирилл Разлогов, телеведущий Игорь Кириллов и другие рассказали «Снобу», заслуженно ли «Оттепель» называют кинособытием года и правда ли шестидесятые были такими милыми

Фото: РИА Новости
Фото: РИА Новости
+T -
Поделиться:

Валерий Попов, писатель, сценарист:

К сожалению, успел посмотреть только первые эпизоды картины. Общее ощущение от просмотра — подавленное. В картине судьбы героев складываются очень трагично. По моему опыту шестидесятые были веселее. Это были годы творчества, подъема духа, праздника и человеческой вольницы.

Глеб Панфилов, режиссер, сценарист:

То, что я успел посмотреть, мне не понравилось. Выражаясь советским языком, «Оттепель» — это лакированная действительность: бело-розовые телефоны, все нереально милые и бесконфликтные. Я очень огорчен, потому что предыдущие картины Валерия мне нравились. Даже в «Стилягах» он сумел показать и фактуру, и конфликт, и людей того времени, но здесь… О чем это? Хотел бы я знать, что по этому поводу сказали бы Андрей Тарковский, Элем Климов, Лариса Шепитько или Ролан Быков. Это оскорбительно бесконфликтная история. Терпеть не могу милоты! А здесь милота пронизывает всю картину.

Игорь Кириллов, телеведущий:

Это блистательная работа и режиссера, и сценариста, и актеров. Я перенесся во времена моей молодости, в ту оттепель, которую я пережил. Очень хорошо, что фильм вышел сейчас — он поможет молодому поколению лучше понять, что такое железный занавес, что за общество было раньше, а оно было наполнено любовью и уважением, несмотря ни на что... Я в восторге от этого фильма, Валера продолжает линию своего отца, это очень мощное, сильное, эмоциональное кино. Хотелось бы отметить потрясающую музыку Меладзе, он очень хорошо передал мелодику и инструментовку того времени. Что касается критики, претензий насчет достоверности, то вы посмотрите фильм «Весна» — вот там действительно сглажено, кинокухня представлена в полусказочном виде, а здесь все очень правдиво. Очень хорошо показана наша тогдашняя относительная свобода.

Виталий Манский, режиссер документального кино:

Когда сериал вышел в эфир, у меня не было возможности добраться до телевизора. Вчера я подумал: «Дай-ка гляну одну серию», а в итоге разом посмотрел семь… Этот сериал затягивает и увлекает. Историческая недостоверность меня как документалиста должна в каком-то смысле раздражать. Но степень условности игрового кино в сочетании с другими достоинствами этой картины: гениальной режиссурой, актерской игрой, музыкальным решением — дают автору полное право на исторические неточности.

Роман Волобуев, кинокритик:

На самом деле единственная большая проблема в остальном очень здоровской «Оттепели» (ну, помимо адских постельных сцен) — что она про кино. Будь она про завод, горком, Союз писателей-поэтов — были бы нормальные советские Mad Men: без мэдменовской цветокоррекции, может быть, зато со знакомыми лицами. Потерянное время, курим, целуемся, задумчиво глядим, Яценко — бог, Цыганов — мужская шовинистическая свинья, сцена с холодильником опять-таки, все рыдают, все ностальгируют, все счастливы. Но с кино — загвоздка.

Потому что кино этого периода — в диапазоне от Хуциева до молодых Рязанова с Гайдаем — это такая сверхновая волна, что французам лапками бы закрыться от стыда и зависти. Все адски экспериментируют с формой, творят что хотят: монтируют фикшн к нонфикшну, Урусевский у Калатозова бегает с ручной камерой и летает на кранах без склеек (на год раньше Уэллса в «Печати зла», кстати), комедии тех лет — самые кислотные комедии на свете. Даже телекино тех лет — это такой взрыв головы: у Колосова в «Операции "Трест"» артисты из 60-х приезжают в 1921-й год на эскалаторе и там превращаются из артистов в чекистов (при этом остаются в хипстерских кофтах). Петр Ефимович Тодоровский, начинавший тогда же, на фоне всего этого безумия выглядит почти консерватором — но, господи, как танцует у него камера в «Никогда», какое там все живое, неправильное, только что придуманное.

А Валерий Петрович, показывая это время, просит одного из лучших операторов страны поставить камеру в угол и клеит из этого аккуратные такие телевизионные восьмерочки. И делает он это явно не от неумения (все он умеет), а нарочно: чтоб было ощущение простоватого наивного времени и такого же кино. И вот в этом есть огромная базовая неправда. Время, бог с ним, мы его не застали. Мы не знаем точно, как там все было. Да и Валерий Петрович, подозреваю, в пять лет не все идеально запомнил. Но кино — его посмотреть можно, оно не такое. Оно сложней, радикальнее в сто тысяч миллионов раз. Это как про Годара с Трюффо снимать камерой на штативе. Можно, но им же обидно будет на этот штатив.

Кирилл Разлогов, киновед, программный директор ММФК:

Я бы не сказал, что достоверность входила в задачи авторов «Оттепели». Они сделали своеобразную сказку о том, что могло бы быть, и, скорее, стремились показать специфическую кинематографическую среду, которая весьма условно построена. Хотя там есть прототипы реальных людей, которых мы можем угадать. Реконструкция получилась забавной, особенно образы людей, которые реально были связаны с миром кино в то время. Но искать там какой-то документальной основы, как, впрочем, и в «Стилягах», не имеет смысла. Слабостью этой картины я бы назвал то, что отношение чувств и эмоций актеров не всегда проглядывалось, хотя актеры талантливые. Ну и один общий недостаток – это затянутость. Если бы фильм был в два раза короче, он был бы в пять раз лучше.

Комментировать Всего 18 комментариев

В пост призываются мудрые Наталья Белюшина и Константин Кропоткин. Я отчего-то Панфилову верю - наверно, потому что люблю "В огне брода нет".

А про мои претензии никто из них не сказал. Там довольно небрежно поработали сценаристы. Мотивировки прихрамывают. В сюжете - да, полусказочном - дырья зевают. 

Эту реплику поддерживают: Наталья Белюшина

Забавно смотрятся рядом высказывания Попова и Панфилова. Один немножко посмотрел и решил, что там всё пипец как трагично - а ведь это "были годы творчества, подъема духа, праздника и человеческой вольницы"! Другой тоже немножко посмотрел, но попал на другие эпизоды (как раз на праздник и подъём духа) и решил, что там сплошь милота и бесконфликтность. В связи с этим вопрос: а слабо найти кого-нибудь, что видел фильм целиком и может дать комментарий не из серии "правый угол этой картины мне не понравился"?))

Кое-какая конфликтность там таки есть, а вот трагичности - ни фига.

Эту реплику поддерживают: Игорь Вечеребин

слабо найти кого-нибудь, что видел фильм целиком

Это я. Я видел фильм целиком и мой комментарий ниже.

Эту реплику поддерживают: Анастасия Пятахина Жирэ

То есть вас нашли?

Нет ниже вашего комментария. Да оно и к лучшему, мне уже тяжело читать.

(О, появился. Длиннннный, как "Отттттепель")

...из чего следует, что всем не угодишь!

По поводу "потрясающей музыки Меладзе" я уже сказала, да. Это отвратительно.

"Оскорбительная бесконфликтность" меня не слишком оскорбляет, меня оскорбляют несоответствия: нам говорят, что эта девушка - талантливая актриса, а девушка едва играет; нам говорят, что этот оператор - гениальный оператор, а он самый средний оператор. Снимать фильмы о кино в этом смысле опасно: зритель может кое-что соображать. История разваливающая, часть сцен - не пришей кобыле хвост, местами беспомощно, местами лживо. Иногда "Оттепель" напоминает "Старые песни о главном", причём явно им проигрывает, потому что "Старые песни" не претендовали на то, что имеют отношение к киноискусству (хотя могли бы по нынешним временам смело претендовать).

Но при этом - пусть будет, "Оттепель" лучше многого другого: некоторым актёрам было что играть, а это уже кое-то, и часть эпизодов сделана действительно талантливо. У нас есть хорошие артисты. Хорошо, когда они работают. Это единственный плюс "Оттепели", и этот плюс большой и красивый.

Эту реплику поддерживают: Константин Кропоткин, Сергей Мурашов

Честно, мне - очень понравилось. Совсем нет народных героев, которые пачками мочат ментов - коррупционеров и зловредных предпринимателей, продавших родину за б/у Майбах и виллу в Анталии, и бравых фсбшников, которые то раскрывают шпионов и предателей, а то - оказываются сами шпионами да предателями, - вот и хорошо...

Это я ещё самых зачётных эпизодов не видел - со всякими там раздетыми девушками, которые, похоже, видели буквально все... Ужас, как мне не повезло...

Требовать же абсолютной правды жизни, нмв, от художественного фильма нелепо. Есть какое-то сходство, - так и хорошо. (Я сам 1961 год помню плохо, да и то не полностью, по совершенно объективным причинам... Зато вот день убийства Кеннеди помню как вчера, у нас ещё тогда все думали, что теперь-то уж точно война будет... Так вот: у мужчин тогда на брюках стрелки БЫЛИ, отвечаю).

Меладзе, конечно, скотина... Но музыка его к фильму подходит.

Эту реплику поддерживают: Слава Цукерман

Я что-то не пойму, как можно ставить в заслугу сериалу о киношниках шестидесятых годов тот факт, что там нет злобных предпринимателей и бравых ФСБшников. Давайте ещё похвалим его за отсутствие человеков-пауков и динозавров.

При чём тут "требование абсолютной правды жизни", я тоже не поняла. Я где-то требовала? Я нигде не требовала. Меня устроила бы правда искусства.

Не отвечайте.

Прошу прощения, надо было это просто общим комментарием оформить, действительно, Вам там мало чего предназначалось.

А я сужу с точки зрения зрителя - уставшего от всего того, о чём я написал. Посмотреть для разнообразия лёгкий обывательский сериал, после этого всего, прямо-таки невероятное облегчение.

Это странная "точка зрения зрителя". Вас насильственно подключали к сериалам о ФСБшниках? Это в наш-то век интернета и массового отказа от ТВ? А что мешало приобщиться к какому-нибудь "лёгкому обывательскому сериалу" до появления "Оттепели" и испытать невероятное облегчение гораздо раньше?

"Лёгкое" и "обывательское" вообще-то не самые комплиментарные определения; они уместны в адрес "Не родись красивой" и прочих золушкиных историй. Вот вы взяли сейчас и обидели Тодоровского, который масштабно объяснялся в любви к поколению и прочее бла-бла-бла; а снял, оказывается, "Богатые тоже плачут".

Да, ничего нет страшнее точки зрения зрителя)))

(Я могу выражаться слишком резко и дойти до нецензурщины, т.к. у меня высокая температура. Но я честно просила - во избежание - мне не отвечать!)

Не насильно. :) Сам включал. Я, когда чего-то делаю в комнате с телевизором, часто его включаю, чтоб фон был. И вот иногда из этого фона что-то такое выскакивает, и я не всегда успеваю переключить... А иногда и ленюсь переключать. И в сознание прокрадываются народные герои и фсбшники... Но не глубоко.

Сериалы мне обычно не нравятся, и я их обычно не смотрю. А этот как-то вот пошел. 

Ну, значит, обидел. Хотя мне, честно, понравилось. Вот ничего вообще не "царапнуло"... Из того, что увидел.

Наталья, я не боюсь. Про Вашу температуру - я в курсе. Выздоравливайте.  :)

Как я уже говорила, там действительно есть хорошо сделанные эпизоды и хорошие актёрские работы. Прям как в настоящем кино)

Спасибо.

Эту реплику поддерживают: Константин Кропоткин, Сергей Мурашов

Когда я смотрю такие фильмы, мне особенно жаль, что безвозвратно ушла ассамблевость хорошего русского кино, когда всякий хорошо знает свое место. Нет чувства жизни, достоверно воссозданного многообразного потока.

Не знаю, безвозвратно ли оно ушло, но дело плохо.

Как раз об этом думала, когда смотрела французский фильм "Имя" - кажется, 2012 года, - там прекрасное актёрское партнёрство, общий ритм, - красота. Посмотрите, Константин, если не видели)

Воистину всем не угодишь и о вкусах не спорят. Трудно припомнить другой случай, когда бы мое мнение столь же радикально расходилось с мнением такого количества уважаемых мною людей.

Скажем, фильмы Глеба Панфилова я люблю не меньше Евгения Бабушкина, но вот согласиться с Панфиловым сейчас не могу. Очень не хотелось спорить с людьми, с которыми я чаще всего согласен. Тем не менее не высказать свою точку зрения показалось мне несправедливым по отношению к Валере Тодоровскому, которого тоже люблю.

Думаю, судить об эпохе, показанной в фильме, имею право. В 1961-ом мне было 21. В тот год я снял свою первую короткометражку, получившую Первый приз на Всесоюзном Фестивале и вышедшую на всесоюзный экран. Она была очень «оттепельная» и называлась «Верю Весне»! В том же году у меня был мой певый серьезный роман, я, как говорят сегодня, «лишился девственности». А в 1973-м я эмигрировал из СССР и воспоминания о жизни 60-х у меня как бы законсервировались, и поэтому, думаю, я помню больше, чем мои ровесники, не покидавшие Россию.

Те многосерийные ТВ фильмы, показа которых я с предвкушением ждал из вечера в вечер, я могу перечислить по пальцам одной руки. «Оттепель» заняла среди них почетное место. Могу сравнить чувство, которое я испытывал, глядя на экран,  с теми, что испытываешь, когда пьешь хорошее вино. Не заметил я в картине никаких «провисов» и «дырьев». Мне она показалась чересчур короткой. Расставаться с ней было грустно.

Все фильмы Валерия Тодоровского до «Стиляг» на мой взгляд ­- хорошие добротные фильмы, но они меня не потрясали. В «Стилягах» я увидел нового Валерия Тодоровского. Там был свой новый стиль, новое мироощущение. В «Оттепели» на мой взгляд режиссер делает следующий шаг на этом новом пути.

Конечно же это не реалистический портрет эпохи. В фильме сложно обыгрываются самые фантастические мотивы и вариации. Отрывки из реальных воспоминаний сталкиваются и переплетаются со сказочными и водевильными ситуациями и совпадениями. Ситуации в условном фильме, снимаемом  на экране, иронически зеркалятся в жизни героев – кинематографистов, снимающих этот фильм. В водевильных кви про кво взаимодействуют совсем не водевильные, а даже для реалистической драмы необычно сложные и противоречивые герои. При этом я готов влюбиться в любого из этих далеко не идеальных героев. Такие они все привлекательные и красивые. И как их играют актеры: в каждой сцене в ювелирно выписанных сценаристами конфликтных ситуациях они показывают новые и новые краски.

Следование за причудливыми плетениями этого изысканного кинематографического кружева, доставило мне – зрителю неизъяснимое наслаждение.

И уж никак не могу назвать эту историю бесконфликтной. Конфликтов в ней пруд пруди. И заканчивается она тупиковой ситуацией почти для всех героев, поверивших в весну, оказавшуюся оттепелью. На мой взгляд именно открытие стиля, органически сталкивающего оптимизм эпохи с ее трагизмом и есть главное и несомненное достижение Валерия Тодоровского.

Мне понятны чувства, критикующих фильм. И я, как и многие, сразу начал сочинять пародии на последние строчки песни, как только услышал ее. И я заметил заимствование музыкальной темы. Но так же я заметил и удивительное соответствие музыки стилистическим задачам фильма – где стили эпох сталкиваются и обыгрываются.  А как хорошо сочетание двух песен: лирической и патетической, кажущееся перекочевавшим из «Моей любви» Дунаевского?

Конечно «Старые песни о главном» «лучше» музыкальных номеров в «Оттепели», а колхозные музыкальные массовки у Пырьева еще лучше. Они лучше по определению – они подлинные, а не стилистический намек.  Зачем с ними состязаться? А Тодоровский и не состязается со стилями эпохи. Он их сталкивает и в этом его достижение.  Такое уж у него «другое» искусство.

 Одним словом, критиковать этот фильм не хочется. Слишком мало подобных побед.

Да, да, да, да, и еще сорок семь раз да! Все, что я чувствую, и остальное, что бы я, наверное, чувствовал, если бы хоть немного в этом во всем разбирался...

Жаль, что "Оттепель" кончилась, и наступили морозы...

Осилила ваш отзыв. Даже и не предполагала, что так красиво и долго можно говорить о мыльном пузыре. Тоже, впрочем, местами красивом.