Фото: Дмитрий Смирнов
Фото: Дмитрий Смирнов

В разговоре приняли участие президент кинокомпании «Амедиа» Александр Акопов, главный редактор газеты «Ведомости» Татьяна Лысова, владелец телеканала «Дождь» Александр Винокуров и предприниматель Арсен Ревазов. Модерировала дискуссию журналист Ксения Собчак.

Первыми слово взяли телевизионщики. Александр Акопов заметил, что в ближайшее время большая часть телевизионного контента станет платным. По мнению Акопова, люди легко отказываются от бесплатного контента ради качества — так же, как они отказываются от покупки китайских подделок. «Хорошо, что в этот момент вы не смотрите на меня», - сказала Ксения Собчак, заметив, что она пользовалась пиратскими торрентами — до того момента, как Акопов подарил ей доступ к «Амедиатеке».

«У вас другая проблема, не связанная с пиратством, но не будем сейчас об этом», —  пошутила ведущая, передавая слово Александру Винокурову (после скандала из-за опроса про блокаду несколько крупных операторов разорвали контракты с «Дождем» — прим. ред.). Винокуров рассказал, что, несмотря на введение платной подписки для доступа к материалам на сайте «Дождя», телеканал рассчитывал прежде всего на деньги, которые он получал от операторов. «Подписка на сайт нам нужна для того, для чего городу нужна платная парковка — чтобы стало меньше машин», — заметил Винокуров. Зарабатывать на подписке при этом «Дождь» не может, так как добиться от зрителей платы за телевизионные новости куда тяжелее, чем платы за сериалы или музыку.

Фото: Дмитрий Смирнов
Фото: Дмитрий Смирнов

«Я лично планирую подать жалобу в прокуратуру на Александра Акопова, потому что благодаря его сериалу Homeland из моей жизни было вычеркнуто два дня», — добавил с улыбкой Винокуров. «Мой совет телеканалу “Дождь” всегда был одним и тем же — любили бы вы Родину», — парировал Акопов, намекая сразу и на название сериала, и на марафон о любви к Родине, прошедший в минувшие выходные на «Дожде».

Фото: Дмитрий Смирнов
Фото: Дмитрий Смирнов

В отличие от «Дождя» газете «Ведомости», расходы которой гораздо меньше, платная подписка на сайте приносит реальные деньги. По подсчетам Татьяны Лысовой, при нынешних 14 тысячах подписчиков газета зарабатывает в год от полутора до двух миллионов долларов (Винокуров число своих подписчиков, кстати, раскрыть отказался — «значит, меньше», не преминула заметить Собчак). Татьяна Лысова рассказала, что перейти на платный доступ их убедили зарубежные акционеры, и несмотря на то, что «Ведомости» долго сопротивлялись, этот опыт в итоге оказался очень успешным. Причина в том, что при введении платного контента «Ведомости» сделали ставку на небольшую профессиональную аудиторию, а не на обычного читателя. «У нас была задача так ввести подписку, чтобы не пострадал трафик», — добавила Лысова.

Фото: Дмитрий Смирнов
Фото: Дмитрий Смирнов

После вступительных слов участники дискуссии вернулись к разговору о пиратстве. По мнению бизнесмена и рекламщика Арсена Ревазова, в борьбе с пиратами задача заключается не в том, чтобы их убить — что невозможно, — а в том, чтобы максимально усложнить их жизнь: «Если у вас на поиск фильма будет уходить 20-30 минут, вам будет проще потратить деньги и купить его».

Фото: Дмитрий Смирнов
Фото: Дмитрий Смирнов

Александр Акопов согласен с ним. На его взгляд, несмотря на то, что телевидению предрекают скорую смерть, оно никуда не уйдет, потому что люди его смотрят, чтобы отдыхать. «Главный прибор для просмотра телевизора — это диван, айпады никогда не будут так популярны», — считает Акопов. Поэтому людям будет лень искать «Игру престолов» в интернете, если они могут включить ее нажатием одной кнопки на пульте. И пиратство станет уделом маргиналов.

Александр Акопов известен как один из самых активных борцов с нелегальным контентом в России и как один из главных сторонников недавно принятого антипиратского закона. Именно этот закон и раскритиковал Саркис Драбинян, представитель Пиратской партии России, который выступил с репликой из зала. Драбинян заметил, что законодательство ужесточается в интересах крупных компаний, а о простых пользователях никто не думает. «Обвинять пользователей в том, что они пользуются пиратским контентом, все равно, что обвинять радиослушателей в том, что они бесплатно слушают радио», — возмущался  Саркисян. «Смотрите YouTube», — предложил в ответ Александр Винокуров. «Запретительные меры не работают, — продолжил настаивать на своем Саркисян. —  Они только вызывают раздражение». Пользователи, считает представитель Пиратской партии, платят тогда, когда они хотят платить, поэтому производителям надо предлагать им хорошие сервисы, за которые те будут готовы отдать деньги. «Пользователи всегда выбирают халяву», — не согласилась с ним Собчак.

Фото: Дмитрий Смирнов
Фото: Дмитрий Смирнов

Идею о том, люди готовы платить именно за сервис, а не за контент, поддержал еще один из зрителей, назвавшийся Владимиром. «Чем больше вы будете развивать сервис, тем больше людей будут за него платить», — заявил он, добавив, что именно так уже давно зарабатывают автомобильные компании. Ксения Собчак согласилась с ним, заметив, что «Амедиатека» ей нравится больше, чем пиратский «Турбофильм», и перевела разговор к праву на бесплатный доступ к информации.

Фото: Дмитрий Смирнов
Фото: Дмитрий Смирнов

«У нас и так очень мало возможностей узнавать правдивую информацию, а вы ограничиваете аудитории доступ к новостям», — обратилась она к Татьяне Лысовой и Александру Винокурову. «А у нас право на бесплатную информацию где-то законодательно установлено?» — спросила в ответ Лысова. Журналист обязан информировать, это заложено в журналистскую этику, продолжала спорить Собчак. «Тогда все газеты должны быть бесплатными», — поддержал главного редактора «Ведомостей» Арсен Ревазов.

По мнению Лысовой, люди начнут активнее платить за контент, когда станут больше зарабатывать. «Есть люди, у которых время дороже денег, а есть люди, у которых время дешевле денег», — сказала Лысова, заметив, что подписчики «Ведомостей» относятся именно к первой категории. Ранее об этом говорили и Акопов с Винокуровым, объясняя, что их платный контент рассчитан именно на нишевую, а не на массовую аудиторию.

Под конец к разговору подключилась Ирина Хакамада, которая заявила, что информационный контент можно превратить в относительно массовый, если сделать его для аудитории таким же привлекательным, как контент федеральных каналов. «Сервис и подача должны быть настолько просты и доставлять такое же наслаждение, как сериал по Первому каналу», — объяснила Хакамада, предложив также следовать примеру Стива Джобса, который захватил рынок простотой и красотой своих продуктов. «То есть чтение “Ведомостей” должно приносить такое же массовое наслаждение аудитории, как песни Стаса Михайлова», — иронически подытожила Собчак.

Фото: Дмитрий Смирнов
Фото: Дмитрий Смирнов

Еще один из зрителей в зале, медиаменеджер Александр Туркот, предложил производителям контента бороться за создание удобных сервисов с операторами. На его взгляд, в идеале кабельный оператор «должен научиться брать деньги за отдельный канал». С ним согласился Александр Винокуров, заметивший, правда, что крупным операторам сейчас просто невыгодно заниматься такими проектами с мелкими компаниями. По прогнозам Александра Акопова, ситуация изменится уже через два-три года, когда вместо многочисленных разных игроков на рынке останется всего несколько больших сервисов.

Фото: Дмитрий Смирнов
Фото: Дмитрий Смирнов

К финалу беседы участники сошлись на том, что постепенный переход на платный контент в России возможен, пусть и не в таких масштабах, как прогнозируют в США. Самое главное, чтобы сервисы, который такой контент предоставляют, были простыми и удобными в использовании. «Это должно быть просто, удобно, быстро и основано на взаимном уважении, это для меня самый важный и позитивный итог дискуссии», —  заключил Николай Усков. Он завершил круглый стол словами поддержки Александру Винокурову и телеканалу «Дождь» под аплодисменты зала: «Спасибо вам, что вы боретесь». Во время мероприятия стало известно, что «Дождь» был отключен последним из крупных партнеров — оператором «Триколор ТВ».