Доклад Бориса Титова будет разбит по 26 направлениям (государственные закупки, энергетика и другие), в каждом из которых будут озвучены пять основных проблем. Все предложения уполномоченный огласит на конференции, которая пройдет 15 апреля, рассказал сам Титов.

Вопросами уголовного преследования бизнесменов занимается помощник уполномоченного Андрей Назаров. Опрос экспертов в уголовно-правовой сфере показал основные проблемы этого направления. Так, нередко гражданско-правовые дела переводят в уголовные, а сами дела возбуждают при отсутствии ущерба. Зачастую расследования начинают без заявления потерпевшего, а дела в сфере предпринимательства не квалифицируют по статье 159.4 Налогового кодекса.

В интервью изданию Андрей Назаров сообщил о трех главных предложениях в сфере уголовного преследования предпринимателей. В первую очередь, бизнес-омбудсмен предложит ввести суды присяжных для бизнесменов, проходящих по делам о мошенничестве. По мнению Титова, суды присяжных повысят состязательность процесса. Также будет устранена практика вынесения приговоров по делам, которые намеренно перевели из гражданско-правового русла в уголовное.

Также Титов предложил ввести кратные ущербу штрафы по экономическим статьям, включая мошенничество. В качестве максимума предлагается установить 10 размеров ущерба, но не более 50 миллионов рублей. Реальный срок в таком случае предлагается назначать только в случае неуплаты. Сейчас аналогичное наказание предусмотрено за взятки.

Третье предложение касается этапа дознания. Титов предложил ввести институт следственного судьи по экономическим статьям, ликвидировав при этом институт предварительного следствия по таким статьям. По задумке Титова, следственный судья будет назначать экспертизы по делу, избирать меру пресечения, а также признавать недопустимыми доказательства, полученные незаконным способом.

Яна Яковлева, председатель некоммерческого партнерства «Бизнес-солидарность»:

В российской судебной системе сейчас наблюдается обратный тренд — уменьшение количества дел, которые рассматривают присяжные. Власть предпочитает отказываться от этого социального института, потому что он ей неудобен. Кроме того, существует целый ряд махинации с присяжными, их очень мало, поэтому силовики уже научились с ними работать: их обрабатывают, пугают, меняют, если они делают что-то не так.

В целом, я поддерживаю инициативу Бориса Титова, но не уверена, что его идея имеет какие-то реальные перспективы. В России просто невозможно ввести присяжных на все экономические дела по 159-й статье УК РФ (мошенничество). Это будет коллапс для всей системы, потому что в суде не найдется достаточного количества заседателей из народа. В США, например, до суда доходят только пять процентов экономических преступлений. Остальные 95 процентов дел, как правило, заканчиваются примирением сторон, признанием вины, уплатой штрафов и так далее. В России нет института примирения сторон, потому что государство яро защищает права потерпевших. Логика такая, что нам нельзя примерятся, и если есть потерпевшие, то надо стоять за них до конца.