Илья Колмановский /

/ Москва

Моя компьютерная игра: как вырастить урожай

Вдогонку к заметке Евгении Кандиано о планах засадить пустыни деревьями хочу рассказать о том, почему именно пустыня — идеальное место для разведения садов. Внутри — маленькая компьютерная игра, сценарий для которой написал я

Иллюстрация предоставлена автором<br>
Иллюстрация предоставлена автором
+T -
Поделиться:

Текст Евгении вызвал теплый отклик, и я, как школьный учитель, не могу упустить повод разъяснить один фундаментальный закон природы: принцип Либиха, он же «бочка Либиха», он же экологический закон минимума. Согласно этому принципу, описанному в XIX веке немецким агрохимиком Юстасом Либихом, урожай определяется тем фактором среды, которого сильнее всего не хватает. Этот глубоко философский принцип относится совершенно ко всему на свете, от политики до здравоохранения, поэтому читайте внимательно!

Юстас Либих (1803-1873)

Например, сажаете вы пшеницу. Почва хилая, осадков мало, денег ни на какие инновации нет. Но есть у вас, например, мешок фосфатов. Стоит ли его вбухать? Или не будет проку?

Ответ зависит от того, какой фактор на самом деле лимитирует рост ваших колосков — чего не хватает сильнее всего. Если, например, мало воды, то сколько фосфатов ни сыпь — это ни на что не повлияет. Без воды у растения не будет идти фотосинтез, расти оно не будет, а значит, не использует фосфаты. В общем, вот вам игра, я написал ее для одиннадцатиклассников (а выполнила фирма 1С, за что ей спасибо). Кликните картинку, чтобы начать выращивать урожай:

Надеюсь, у вас все получилось, и вы поняли, почему принцип Либиха называют «бочка Либиха». Вернемся к пустыне. Совершенно очевидно, какой фактор лимитирует — вода. Если налить воды — выясняется, что остальные факторы фантастически благоприятны.

Раз в году, на Хануку, я бываю с семьей в заповеднике Эйн-Геди, в Иудейской пустыне. Мертвое море, абсолютная пустыня — и посередине фантастический ботсад: 60 видов пальм, фикусы, фиги — гигантские экземпляры, деревья со всего мира. Когда я впервые увидел баобаб с ночной подсветкой, я чуть не заплакал от волнения. Это был первый баобаб в моей жизни — и какой! За 50 лет (государство-то молодое) он вымахал таким, каким вырастает в Африке за 200.

Это не тот баобаб, это мелкий экземпляр – из того же ботсада в кибуце Эйн Геди

Почему? Думаю, все поняли. Современные технологии позволяют находить воду и выводить ее на поверхность. А если достаточно воды, то срабатывает огромное количество тепла и солнца, доступное в пустыне. Et voila!

Комментировать Всего 8 комментариев

Весьма убедительно. Что касается игры, то я, к своему стыду, не сразу сообразил как менять факторы :(

Я, если честно, почти никогда не играл в компьютерные игры, уж точно, в последние 20 лет (очень мало и редко). 

Но сделана игра весьма убедительно. Покажу детям :)

спасибо! подозреваю, тут не самая интуитивная эргономика :) но суть передает?

Илья, как ты понял из переписки с ЛешейН, принцип Либиха не только не очевиден, а континтуитивен! И даже игра в этом не помогает :(

Удивительно, почему так? (игра же великолепно задумана, не так ли?)

Нет, как игра она не удачна, так как в нее сразу становится неинтерсно играть, как только понял the  принцип 

Ну да, это скорее наглядное пособие, а не игра;

но я спрашивал - почему сама идея Либиха - абсолютно логичная -- настолько контр-интуитивна? Что этот факт сообщает нам о логике и интуиции?

Что логика и интуиция - это далеко не одно и то же и не всегда друг с другом совпадают. Вот моя логика мне подсказывает, что Бога нет, а интуиция с этим несогласна :) И я, даже, понимаю.

но Ваша интуиция, хотя бы, монотеистична?

Точно. Интуиция - продукт древнего опыта наших предков. Для них все причино-следственные связи существовали в рамках социального контекста - начиная с уровня макак, у котороых невероятно сложная социальная жизнь.

Поэтому мы не можем думать о мире, не населяя его многими (анимизм), или, позже - единой (монотеизм) персоной, которая стоит за всеми событиями.

Так, в советском мультике, капитан Врунгель развесил игральные карты на парусах, чтобы его горе-матрос (игрок, никогда не бывший на судне) мог лучше управляться...