Константин Трофименко, директор Центра исследований транспортных проблем мегаполисов НИУ ВШЭ:

В новогодние праздники характер движения по дорогам меняется, он теряет предсказуемость и становится хаотичным. Люди развозят корпоративные подарки, делают предпраздничные покупки и поздравляют друзей. В машины садятся даже те, кто обычно в черте города пользуется общественным транспортом. В Москве это каждый пятый. В этих условиях, даже если погода была бы нормальной, скорость движения была бы невелика. 

Какое-то количество снегоуборочной техники департамент ЖКХ выделил, но явно недостаточное. Главные трассы пытались очищать более усердно, второстепенные — не очень. Но мне кажется, что даже увеличение единиц техники не изменило бы ситуацию качественно. 

Если бы Москва была раза в три меньше, можно было бы говорить о перераспределении потоков. Города такого размера в мире можно пересчитать по пальцам, и все они имеют сложные транспортные проблемы. С этой точки зрения, российская столица в одном ряду с Пекином, Шанхаем, Сан-Паулу и Рио-де-Жанейро.

Можно применить драконовские меры, как в Лондоне или Сингапуре. Допустим, в Сингапуре не только платный въезд в город. Плата за пользование дорогой тем выше, чем плотнее трафик на ней. То есть поехал в город — прощай, зарплата. Есть еще аукционы на право покупки автомобиля, и его стоимость эквивалентна средней стоимости трех автомобилей. Плюс налоги и цены на топливо. Но, по моему мнению, Москва к таким мерам еще не готова. 

Город — это саморегулирующаяся система. Дело не только и не столько в количестве автомобилей. Уменьшатся зарплатные и арендные ставки, понизятся цены на недвижимость — и пробки рассосутся. Люди уедут из Москвы, и она станет свободной, как раньше. 

Я считаю, что нужно дождаться реализации всех мероприятий, которые запланированы командой мэра Сергея Собянина до 2018-2020 года, в том числе открытия Второго кольца метро. Тогда ситуация изменится качественно. Перемещения будут равномерно размазаны по территории города, и не все будут ездить через центр.