Режиссеры попросили Медведева отменить запрет мата в кино

Шесть российских режиссеров написали письмо премьер-министру России Дмитрию Медведеву, в котором попросили вернуть мат в фильмы. Они выступили за пересмотр закона об использовании нецензурной лексики в художественных произведениях, сообщает ТАСС, в распоряжении которого оказалась копия письма

+T -
Поделиться:

Письмо Дмитрию Медведеву подписали Олег Табаков, Никита Михалков, Карен Шахназаров, Федор Бондарчук, Сергей Мирошниченко и Владимир Хотиненко. Они предложили выдавать фильмам с нецензурной лексикой прокатные удостоверения с возрастным ограничением «18+».

Сохранение мата в кино, считают режиссеры, позволит авторам фильмов лучше воплотить художественный замысел. Существующий запрет, пишут кинематографисты, не дает публично демонстрировать произведения, которые обладают «высокими художественными достоинствами» и «реалистично демонстрируют негативные проявления общественной жизни» при помощи мата.

«Нецензурная брань сама по себе является частью нематериального культурного наследия и традиционно использовалась и используется в художественных произведениях», — сказано в письме. По мнению режиссеров, мат, в частности, необходим для правдивого изображения героев и усиления эмоциональной окраски событий.

Вместе с тем авторы письма выступили против «бытового грязного мата», который используют «по поводу и без повода». Однако в случаях, когда мат показывает психологическое состояние героя или демонстрирует оттенки его характера, запрет нецензурной брани в кино «является излишним и существенно обедняет возможности художественной реализации авторского замысла и восприятия художественных произведений совершеннолетними гражданами».

Владимир Хотиненко, режиссер:

Как только появился закон о полном запрете мата в кино, я начал говорить на каждом углу, что так нельзя. Меня самого коробит, когда мат используется ради развлечения, в качестве своеобразной специи. С другой стороны, это тоже русский язык. Есть сцены и в российском, и в американском кино, практически состоящие из мата, хотя в Америке мат не такой художественный.

Отсутствие мата в сцене иногда и правда обедняет диалог. Важно порой вставить хотя бы одно острое словцо. Вспомните «Астенический синдром» Киры Муратовой. У нее в последней сцене женщина едет в метро. Это очень мощная сцена. Ее на другом языке представить невозможно. Вспомните еще «Войну и мир», когда Кутузов говорит: «Мордой и в говно!» Мы слово «говно» чем сейчас будем считать? Матом на пределе мата? Он же мог и посильнее что-нибудь сказать.

Есть обстоятельства, когда мат является важным элементом языка, в том числе и художественного. В «Левиафане», кстати, тоже есть такая сцена, которая на другом языке будет восприниматься совсем по-другому. Звягинцев показал, что в конкретных обстоятельствах люди разговаривают именно так.

Олег Табаков, актер, художественный руководитель МХТ имени Чехова:

Уже не так важно, почему я подписал письмо. Скажу только, что пересмотреть этот закон имеет смысл. Я считаю мат художественной необходимостью, как, например, в «Левиафане» Звягинцева. С другой стороны, мы можем назвать массу примеров, когда необходимости в мате нет.

Запрет на использование мата в фильмах действует в России с 1 июля 2014 года. В законе «О государственной поддержке кинематографии РФ» сказано, что министерство культуры не должно выдавать прокатные удостоверения кинолентам, в которых звучит нецензурная брань.