Взрыв в Харькове прогремел около 13:20 по местному времени, когда от Дворца спорта стартовала колонна «евромайдана». Участники шествия, приуроченного к годовщине украинской революции, стали скандировать «Слава Украине! Героям слава!», после чего сработало взрывное устройство. На ютубе опубликовано видео взрыва в Харькове (внимание: на записи есть мат, а также показаны раненые и погибшие).

Взрывное устройство с тротилом и кусками арматуры лежало в целлофановом пакете, прикопанном в снегу. Мощность бомбы составила 200 граммов в тротиловом эквиваленте.

Пострадали 11 человек, в том числе пятеро милиционеров, бойцы батальона «Харьков-1», активистка «Правого сектора», а также 15-летний подросток, который впал в кому. Раненных в тяжелом состоянии увезли в 17-ю городскую больницу. Первоначально сообщалось о трех погибших, однако, по уточненной информации, жертвами теракта стали два человека.

После теракта в Харькове задержали четырех человек, которые могут оказаться причастны к взрыву. В СБУ говорят, что террористы из организации «Патриоты Харькова» готовили и другие диверсии. В частности, они собирались обстрелять из реактивного огнемета «Шмель» торговый центр и клуб, в котором собирались украинские военные и волонтеры. Участники банды заявили, что получили огнемет в Белгороде (от кого, не уточняется). На видео ниже — как работает огнемет «Шмель».

Где дальше?

Это неблагодарное дело предсказывать, в каких городах Украины могут произойти следующие теракты. На самом деле (и это признают в СБУ) — в любом городе. Но, по неизвестным причинам, больше всего «партизанам» не нравятся Одесса, Николаев, Полтава и Херсон.

Но сначала о Харькове, который еще прошлой весной мог стать столицей Харьковской народной республики (в марте в городе, как и в Донецке с Луганском, проходили пророссийские митинги, с которых все в Донбассе и начиналось).

Осенью 2014 года в Харькове устроили несколько терактов: в сентябре, когда на Юго-Востоке готовились к перемирию, в городе обстреляли из гранатомета два районных военкомата и штаб волонтеров, в ноябре взорвали паб, в котором собирались украинские добровольцы, а в декабре взрыв прогремел у магазина, которым владел волонтер. 19 января возле районного суда, где рассматривали дело активиста «Правого сектора», взорвали бомбу, осколки которой задели 13 человек.

Одесса. В прошлом марте в Одессе заявили, что хотели бы присоединиться к Крыму, если тот отделится от Украины, а в апреле активисты «Антимайдана» объявили о создании Одесской республики. В мае произошла трагедия, унесшая жизни полусотни человек, после которой предложения о республике сошли на нет.

В сентябре 2014 года под Одессой обстреляли из противотанкового гранатомета блокпост украинских военных. В декабре взорвали магазин «Патриот», специализировавшийся на продаже украинской символики (интересная деталь: мощность бомбы, как и в Харькове 22 февраля, оценили в 200 граммов тротила). В том же месяце подорвали пункт сбора помощи добровольцам, которые воюют на юго-востоке Украины, а в феврале — квартиру сторонника «евромайдана», поэта Бориса Херсонского, который не раз критиковал российские власти. 17 февраля в Одессе взорвали офис компании, которой владеет лидер одесского «автомайдана».

В ночь на 22 февраля в Одессе подбросили бомбу к ресторану «Гольфстрим». Взрывное устройство разминировал робот, никто не пострадал. Мощность бомбы — те же 200 граммов в тротиловом эквиваленте.

Николаев. В марте 2014-го представители власти Николаева заявили, что хотели бы стать частью республики Крым, если та отделится от Украины. В середине августа в городе задержали 36-летнего мужчину, который собирался устроить взрыв в военном городке Николаева. На территории части нашли 200-граммовую тротиловую шашку. В сентябре Служба безопасности Украины сообщила о задержании диверсионной группы, которая якобы по заданию ГРУ России готовила теракты на военных объектах Николаева.

В Николаеве высок риск совершения терактов, говорил в январе 2015 года глава милиции Николаевской области Виталий Гончаров. «Сегодня вопрос стоит очень остро. События, которые происходят в соседних областях, говорят о том, что угроза осязаемая», — заявил он. Начальник МВД отметил, что из Донецка и Луганска все чаще поступает новое оружие.

Полтава. В середине августа в Киеве задержали пятерых выходцев из Полтавской области, которые направлялись в «лагерь наемников в России». СБУ утверждала, что диверсанты хотели пройти подготовку и вернуться в Полтаву, чтобы «дестабилизировать обстановку». В январе 2015-го по Полтаве пошли слухи о том, что на почте взорвалась посылка, а взрывной волной вынесло дверь. В милиции и СБУ сообщения о взрыве опровергли.

Херсон. В Херсоне, как и в Николаеве с Одессой, в марте 2014 года говорили о желании стать частью Крыма. В декабре в городе прогремел взрыв в пункте обмена валюты, во время которого погиб один человек. Однако местные власти отказались считать случившееся терактом.

Однако теракты в Херсоне все же готовили. 15 декабря стало известно о поимке командира одного из отрядов ДНР, который собирался устроить взрывы в Херсоне, а также в упомянутых выше Николаеве, Полтаве и Харькове.

Кому это нужно?

В Киеве считают, что за терактами стоят Донецкая и Луганская народная республики, а также Россия. За терактами в Харькове и других городах, как заявил 22 февраля секретарь Совета национальной безопасности и обороны Украины Александр Турчинов, стоят «те же заказчики и организаторы, что и за агрессией на востоке Украины». А премьер Украины Арсений Яценюк в сентябре прямо говорил, что Владимиру Путину нужна Одесса, чтобы создать «коридор в Приднестровье».