Из самого древнего города Нижегородской области, который славится старинными деревянными избами и традиционными ремеслами, мы отправились в город, который во многом стал популярным у туристов благодаря современным достопримечательностям. Царевококшайский кремль, Национальная художественная галерея, пестрая набережная Брюгге и другие архитектурные достояния появились в городе за последние 20 лет. В облике зданий можно узнать черты фламандской и венецианской архитектуры, на центральной городской площади красуется Благовещенская башня — точь-в-точь как Спасская в Москве, а за ней Кафедральный собор, похожий на питерский храм Спаса на Крови.
Здания, построенные на манер европейских, кажутся совершенно диковинными для Йошкар-Олы. Изменения произошли по инициативе главы Республики Марий Эл Леонида Маркелова, который открыто признавался в любви к итальянской архитектуре и намеревался сделать из Йошкар-Олы Верону.
Кроме того, в Йошкар-Оле сохранилась национальная культура марийцев: даже традиционная религия, основанная на мифологии, все еще признана официальной. Чтобы познакомиться с марийским искусством, стоит отправиться в Национальную художественную галерею, а в Музее марийской сказки рассказывают о самобытном фольклоре республики. Из местной кухни внимания заслуживают вареники подкоголи, блины коман-мелна и кровяная колбаса сокта — в городе есть несколько заведений, где подают блюда национальной кухни.
Новшества последних лет местные и туристы приняли неоднозначно: кто-то оценил и встречает с восторгом, а кто-то смотрит скептически. Но результат очевиден: Йошкар-Ола становится все популярнее, а здания, вдохновленные европейской культурой, способны удивить даже бывалых путешественников.
Визитная карточка Йошки, или Йо, как город называют местные, — набережная Брюгге, названная в честь бельгийского города. Стройным рядом вдоль реки Малая Кокшага выстроились цветные, будто игрушечные, домики, очень похожие на европейские. Стрельчатые арки, ступенчатые крыши, пилястры, шпили и затейливые фронтоны — элементы зданий заимствованы из стиля фламандского барокко, популярного в Европе в Средние века. Набережную начали строить в 2010 году — до появления красивого променада здесь был пустынный берег, поросший бурьяном.
В бельгийских домиках сегодня работают государственные учреждения и ведомства, иногда встречаются небольшие уютные кофейни. Впрочем, и местные, и туристы больше предпочитают прогуливаться по набережной, делать фото на фоне ярких фасадов и разглядывать памятники. Интересно посмотреть на город с другого ракурса и отправиться на речную прогулку. На набережной открыт пункт проката катамаранов, так что полюбоваться архитектурным ансамблем можно с воды без толп туристов, загораживающих обзор.
Облик здания Национальной художественной галереи вдохновлен итальянским памятником архитектуры — венецианским Дворцом дожей. Фасад идеально симметричен и украшен арочными сводами, колоннами и лепниной. Но больше всего внимание привлекает центральная башня с часами: большой циферблат окружают окошки, которые по форме напоминают иконы. Начиная с 9 утра, каждые три часа окошки открываются и начинается небольшое театральное представление.
Внутри здания находится большое выставочное пространство, где можно узнать о марийской живописи. Как объяснили нам сотрудники музея, живопись как вид искусства зародилась в Республике Марий Эл недавно: ее история начинается всего лишь с начала XX века. Картины выглядят любопытно: в основном они изображают сюжеты из национального фольклора или мифологии. Любопытно наблюдать, как с течением времени и смены эпох заметно менялся стиль картин: с 1930-х явно прослеживается соцреалистический мотив, а к началу 1980-х в работах марийских художников больше авангардной живописи. Современные произведения середины нулевых и до 2020 года напоминают работы Эрика Булатова: когда пейзаж перекрывают плоскими изображениями, в случае марийской живописи — национальными узорами.
Помимо картин, в галерее представлена марийская скульптура, образцы декоративно-прикладного искусства и предметы национального быта. Нередко сюда привозят экспозиции из музеев и выставок других городов.
Нас заинтересовали сюжеты мифологии и марийского фольклора, поэтому мы отправились узнать о них больше в Музей марийской сказки. Здесь хранятся все сказочные истории, легенды и подвиги, которые марийцы давным-давно передавали из уст в уста.
Главная марийская сказка рассказывает о Сереброзубой Пампалче. Это прекрасная девушка, которую хотели выдать замуж против ее воли за сына Водяного. Чтобы избежать незавидной участи, она переоделась в драный кафтан и сбежала. По пути ей встретилась старуха-ведьма Вувер-кува, которая хотела вернуть Пампалче Водяному владыке, но девушке помогли сбежать духи природы. Кстати, полное название музея включает имя сказочной героини — Музей марийской сказки «Сереброзубая Пампалче».
Все персонажи сказок выставлены в музее в виде скульптур в полный рост — они выглядят немного детскими, но тем не менее здорово передают колорит и сюжетные детали. Можно увидеть и того самого Водяного, и красавицу Пампалче, а еще марийских богатырей и Змея-Горыныча, которого в марийских сказках зовут Аждага.
Трехголовый змей Аждага является, наверное, самым известным многоголовым змеем в мире, гораздо более известным, чем русский Змей Горыныч или чем греческая Гидра. Он представлен в мифологии приблизительно 80 народов мира, вплоть до Ирана и Афганистана.
Илья Максимов
старший научный сотрудник отдела массовой работы и народного творчества Царевококшайского кремля
Многие персонажи марийских сказок кажутся уже знакомыми и давно понятными, так как появляются в том числе в русском фольклоре. Чего не скажешь о быте и духовных верованиях народа. Этой части жизни марийцев посвящен отдельный зал музея. В основном народ занимался земледелием и хозяйством: жители возделывали землю, рыбачили и охотились. Религия в том числе строилась вокруг явлений природы. Как и в язычестве, в марийском пантеоне есть несколько богов. Люди верят в духов стихий и опасаются злых духов. Вместо храмов марийцы поклоняются своим богам в священных рощах кюсото. В современной Йошкар-Оле число подобных святых мест доходит до 600.
Если идти от Центрального парка культуры по бульвару Чавайна в сторону набережной, то Благовещенская башня покажется своеобразным входом в другой мир. Сначала ты видишь зеленый сквер, скромные дома из 1970-х, магазинные вывески — атмосфера старого уютного города. Но стоит пройти через арку башни, как вырастают те самые помпезные здания, в которых узнаются памятники архитектуры разных стран.
Общаясь с местными, мы узнали (и приятно удивились), что в башне открыли арт-пространство. Здесь выставляют работы современных марийских художников, а курируют выставку люди, которые горят своим делом и хотят развивать современную культуру в Йошкар-Оле. Нам повезло: мы оказались в городе во время большой выставки «Времени нет».
Внутри башни уместилось множество камерных залов, каждый из которых по наполнению отличается от предыдущего. Так, в одном из помещений мы рассматривали фотографии в технике цианотипии — это особенный способ печати изображений яркого синего оттенка. В другом зале разглядывали карточки из старого фотоальбома, обработанные с помощью нейросети. В третьем вовсе поучаствовали в экспозиции: на одной из инсталляций гости выставки могут оставить записку с описанием чувств, которые они испытывают в текущий момент времени.
Наша площадка создана для того, чтобы продвигать произведения местных художников, чтобы современное искусство Йошкар-Олы жило. Мы очень хотим открыть новые таланты Республики Марий Эл. Для этого мы постоянно говорим о том, что в "Башню" кто угодно может прийти со своей идеей и реализовать ее. Например, инсталляцию "Код времени" в рамках выставки "Времени нет" фактически разработали подростки от 14 до 18 лет. Они рассуждали на тему: "А можно ли вычислить свой код времени?", и все их ответы мы собрали в инсталляцию на выставке.
Александра Белоусова
заведующая культурно-выставочным центром «Башня»
Помимо выставки, в «Башне» проводят различные творческие интенсивы и мастер-классы. Еще один необычный формат мероприятий — арт-терапии. Во время сеанса гости рассматривают произведения или создают свое собственное и делятся эмоциями. В «Башню» можно заглянуть и без конкретной цели — отдохнуть, выпить чаю с печеньем или почитать книгу.
Йошкар-Ола удивит даже опытных путешественников. Застройка центра города выглядит совершенно непривычно — стиль зданий отсылает к европейской архитектуре. В этом есть определенный шарм: Йошкар-Ола напоминает бунтующего подростка, который очень хочет заявить о себе и делает это максимально эффектно и громко.
ПОСЛЕСЛОВИЕ
За пределами парадного центра расположились улочки старого города. На Советской, Комсомольской или улице Пушкина сохранилась советская застройка 1950-х и 1960-х годов. Кое-где на домах можно увидеть маленькие картинки — это сграффито художника-мозаичиста Кирилла Романова. Он считает себя сподвижником классического искусства и в свободное время украшает обветшалые здания своими произведениями.
Я стараюсь оставлять работы не на современной архитектуре, а на старых зданиях. И не для того, чтобы привлечь внимание к их состоянию, я хочу, чтобы работы были ненавязчивы, считывались людьми как органичная часть здания. Чтобы сграффито были заметны только тем, кто хочет их заметить.
Кирилл Романов
художник
Жители Йошкар-Олы, наши проводники Дарья Михеева и Сергей Александров, рассказали про любимые улицы в городе.
Старые дома на Советской вызывают теплые чувства, будто это место, которое ты знал с рождения. Хочется, чтобы кроме постройки новых зданий в том числе восстанавливали старые дома и сохраняли их оригинальный облик. Это исторический центр: прогулявшись здесь, можно узнать Йошкар-Олу по-настоящему.
Дарья Михеева и Сергей Александров
жители Йошкар-Олы
Город сильно изменился не только внешне: как отзываются сами жители, в Йошкар-Оле за последние годы появились несколько молодежных кафе и баров, летом проводят модные тусовки, открылись шоу-румы локальных дизайнеров. Молодые люди не стремятся уезжать, а рады создавать нечто новое в родном городе.
Туризм в регионе активно развивается в том числе по нацпроекту «Туризм и индустрия гостеприимства». В этом году туристический маршрут «Великий Волжский путь», участником которого является Республика Марий Эл, получил статус национального. Кроме того, регион получил меры поддержки нацпроекта по строительству модульных отелей. Уже сейчас на базе отдыха «Яльчик» реализуют проект по строительству 8 модульных домов.
Наша команда отправляется к следующей точке — на очереди Чебоксары. Как и Йошкар-Ола, город входит в национальный туристический маршрут «Великий Волжский путь». Программа маршрута включает в себя города из трех разных регионов — это удачная возможность за одну поездку познакомиться с культурой и традициями Татарстана, Чувашии и Марий Эл.
ЧЕМ ЕЩЕ ЗАНЯТЬСЯ В ЙОШКАР-ОЛЕ ОСЕНЬЮ:
Поискать мозаики известного художника на старых зданиях Йошкар-Олы
Попробовать блюда марийской кухни: подкоголи и коман-мелна
Отправляемся в столицу Русского Севера, где восстанавливают старинные деревянные дома и продолжают заниматься традиционным ремеслом — кружевоплетением.
Познакомиться с торговой жемчужиной Золотого кольца, где ценят связь с историей, очень любят театр, делают сыр и ходят в гости к Снегурочке. Кострома входит в национальный туристический маршрут «Город мастеров».
Пестрый колорит деревянного зодчества, ремесел и торговли в самом древнем городе Нижегородской области. Городец входит в национальный туристический маршрут «С умыслом #PRОпромыслы» нацпроекта «Туризм и индустрия гостеприимства»
Столица Чувашской Республики вдоль и поперек: от этнического парка до тракторного завода. Чебоксары входят в национальный туристический маршрут «Великий Волжский путь» нацпроекта «Туризм и индустрия гостеприимства»