Фото: Марк Подрабинек
Традиция татуировки сак янт уходит корнями в кхмерский шаманизм. «Сак» означает «набивать», «янт» — от слова «янтра», на санскрите это значит «священный геометрический узор, созданный в соответствии с сакральной геометрической символикой». Янт содержит в своем узоре буддийские молитвы и магические элементы на языке пали, дающие обладателю здоровье или силу, защиту или благорасположение окружающих. Чем больше сак янт на теле человека, тем, так сказать, шире спектр магического влияния.
Фото: Марк Подрабинек
Татуировка — это как бы пуповина между ее обладателем и аджаном, который ее набил. Аджан — от санскритского «ачарья», «наставник», то есть тот, кто обладает силой, способной заставить сак янт работать. Аджаны бывают монахами, а бывают светскими, одиночками, которых еще называют шаманами. Через сак янт аджан делится c человеком своей силой. Тот, в свою очередь, принимает некие правила, заповеди, которые соблюдает сам аджан или монастырь, к которому он принадлежит. И тогда сак янт работает: дает силу, здоровье, удачу, неуязвимость и т. д. Если нарушать правила, то это может привести к очень плохим последствиям. Все тайцы в это верят.
Фото: Марк Подрабинек
Не убивать. Не воровать. Не лгать. Не прелюбодействовать с замужними женщинами — если вдуматься, очень мудрое уточнение. И не злоупотреблять спиртным. Это пять повседневных заповедей буддизма, которые должны соблюдать все носители сак янт, определенный уровень моральной чистоты, являющийся залогом сохранения магической силы. Кроме этого, существуют отдельные правила, устанавливаемые либо аджаном, либо монастырем, в котором делали татуировку. Например, не проходить под бельевыми веревками или не есть арбузы с дынями.
Фото: Марк Подрабинек
Инструменты, которыми наносится сак янт, называются май сак. Раньше они были бамбуковыми, с некоторых пор их стали делать из металла. Это такая палочка, очень острая. Чернила для сак янт используются непростые. Их обычно готовят сами аджаны. В состав чернил аджана Нынга из монастыря Банг Пхра входят 108 различных трав, и знание это — секретно. Его, как и прочие умения, мастер передает своим ученикам. Кстати, сак янт нельзя делать у разных аджанов. Если начал у одного и хочешь продолжить, ты уже не можешь пойти к другому мастеру. Если твой аджан умирает, можно обратиться к его ученику.
Фото: Марк Подрабинек
Каждый год в начале марта в Таиланде проходит так называемый День почитания мастера — Вай Кру. Это что-то среднее между фестивалем, симпозиумом и огромным тату-салоном. Происходит все в монастыре Банг Пхра, недалеко от Бангкока. Когда-то его настоятелем был легендарный монах Луанг Пхор Пын, один из самых мистических персонажей Таиланда в XX веке. Если коротко, то все тайцы безоговорочно верили в то, что аджан Пын был магом. Он лечил любые болезни, амулеты, которые он делал, до сих пор считаются самыми сильными, но главное, конечно, сак янт. По эффективности магии татуировок сравниться с ним не мог в Таиланде никто. Аджан Пын умер 10 лет назад. Но он по-прежнему здесь. Как это часто бывает со святыми людьми, после смерти он не стал разлагаться, а просто засох. Теперь лежит здесь, в красивом стеклянном гробу. И каждый, кто приходит сюда, просто обязан засвидетельствовать свое почтение.
Фото: Марк Подрабинек
Изображения животных — большая и отдельная страница в истории сак янт. Так же как геометрические символы, они священны. Не все, конечно, но некоторые — например, дракон или феникс, змеи или ящерицы. Самые популярные — царь обезьян Хануман и тигр. Они тоже приносят удачу или защищают от злых духов, но это не все. Сак янт с изображением животного обладает еще одной способностью, ради которой я и приехал на Вай Кру.
Фото: Марк Подрабинек
Итак, церемония Вай Кру, праздник сак янт. Около 50 000 человек собралось на монастырской площади. На сцене — монахи, которые читают мантры, от которых люди с сак янт в виде животных впадают в транс. Это называется Кхонг Кхуеи. Они достигают такого измененного состояния сознания, когда дух татуировки овладевает своим хозяином, передавая ему свою силу, личные качества и защиту.
Фото: Марк Подрабинек
В состоянии глубокого транса люди начинают издавать громкие звуки и двигаться, подражая существу, изображенному на теле. Каждые 30 секунд кто-то из этой пятитысячной толпы вскакивает, грубо говоря, оборачивается зверем и бежит, не разбирая дороги, в сторону трибуны с монахами.
Фото: Марк Подрабинек
Здесь их встречает команда «телохранителей», довольно крупных мужчин, которые прошли специальный курс подготовки по выводу людей из состояния транса. На практике это означает, что, во-первых, надо по возможности аккуратно поймать человека…
Фото: Марк Подрабинек
…а во-вторых, хорошенько растереть ему уши. Зверь обратно превращается в человека, благодарит за помощь и возвращается на свое место…
Фото: Марк Подрабинек
…чтобы через несколько минут опять стать Хануманом, тигром, оленем или любым другим животным из богатого ассортимента сак янт.
Фото: Марк Подрабинек
В целом, если не думать про то, что можно во время транса превратиться в тигра или черепаху, нельзя не признать: неуклонное соблюдение достойных правил сделает вас лучше и порядочнее, а ваша жизнь неминуемо изменится.