Второй важный для Чкаловска человек — конструктор Ростислав Алексеев. Если Чкалов ставил рекорды в небе, то Алексеев — на воде. О его изобретениях и вкладе в судоходство по Волге рассказывают в Музее скоростей.
В музее рассказывают, как развивался транспорт на воде со времен бурлачества. В XIX веке по Волге ходили до 4000 судов, и некоторые из них оставались в Василевой слободе на зимовку. Весной, когда судоходство возобновлялось, в селе собирались люди для найма на грузовые корабли. Тянуть судно за лямки в артели бурлаков по тяжести все равно, что поднять груз весом 40 кг. Нередко с такой ношей приходилось идти до 10 км в день. Представить себя в роли бурлака может каждый посетитель музея — для этого в зале лежит 40-килограммовый мешок.
В конце века бурлачество сменилось пароходством. В городе стали появляться мастерские по ремонту кораблей, построили судостроительный завод, а в 1960-х годах открыли опытно-экспериментальную базу, на которой работал конструктор Алексеев. В музее сохранились чертежи изобретений конструктора, фотографии и документы — некоторые из них можно представить разве что в фантастическом фильме. Сотрудницы музея рассказывают о конструкторе с гордостью и называют его романтиком — Алексеев считал, что нет ничего невозможного, и мечтал о летающих кораблях.
Начало XX века. Судовладельцы в панике: скорость растет везде, на суше и в воздухе достигнут рубеж 100 км/час, а движение по воде остается медленным. Суда развивают скорость не более 20−25 км/час. Ростислав Алексеев дважды за свою жизнь перевернул представление человечества о скорости на воде: сначала поставил суда на подводные крылья, а затем научил их летать.
главный научный сотрудник Музея скоростей
Еще в студенчестве Алексеев работал над новым для того времени транспортом — судном на подводных крыльях. Разработка стала темой его дипломной работы, и после выпуска из Горьковского института в 1941 году Алексеев продолжил над ней трудиться — конструировал катер для военных нужд. Война закончилась раньше, чем удалось построить новое судно. В итоге катера на подводных крыльях приспособили для перевозки пассажиров. Первое подобное судно назвали «Ракета», его спустили на воду летом 1957 года. Катер буквально скользил по воде, развивая при этом скорость до 60 км/час. Свой первый путь из Горького (так назывался Нижний Новгород с 1932 по 1990 год. — Прим. ред.) до Москвы «Ракета» прошла за 15 часов. Другие суда преодолевали это же расстояние за трое суток.
Летом 1957-го в Москве проходил Международный фестиваль молодежи и студентов. «Ракета» «ворвалась» в столицу, возглавив парад судов. Алексеев пригласил на борт Никиту Хрущева, который дал зеленый свет всем начинаниям и проектам конструктора.
главный научный сотрудник Музея скоростей
После этого Алексеев стал выпускать новые суда практически каждый год. По его чертежам были сконструированы теплоходы «Спутник», «Метеор», «Комета». Они до сих пор в ходу: транспорт используют для перевозки пассажиров по Волге и другим рекам, а также для небольших туристических экскурсий.
Если судами на подводных крыльях современного посетителя не удивить, то экранопланы — последнее изобретение Алексеева — действительно впечатляют. Это настоящий летучий корабль. Он имел внушительные размеры, на ходу полностью отрывался от поверхности воды и развивал скорость до 500 км/ч. Днище экраноплана было похоже на корабельное, сверху же он напоминал самолет — тот же вытянутый нос и крылья с турбинами. Небольшие модели экранопланов тестировали на Горьковском водохранилище, однако для полноразмерных там не хватало места, поэтому пилотный запуск происходил на Каспийском море.
Экранопланы строили на авиационных заводах, в то время как использовать их хотели на воде. Чиновники никак не могли определить, к какому ведомству отнести разработку, поэтому после смерти Алексеева развивать проект перестали.
Экраноплан был любимым изобретением конструктора. В музее находится репродукция картины его авторства с символичным названием «Мечта». На ней изображена девушка, которая смотрит вслед уходящему экраноплану. Сама картина находится в музее Нижегородского технического университета.