СКОРОСТЬ, РЕКОРДЫ И ОТКРЫТИЯ:

ЧЕМ ИЗВЕСТЕН ЧКАЛОВСК И ЧТО ПОСМОТРЕТЬ В ГОРОДЕ

Здесь ты можешь увидеть карту нашего путешествия и выбрать следующий город
Путешествуя на машине, то и дело по пути заезжаешь в небольшие городки и села, в которые вряд ли поехал бы целенаправленно. В этом — большой плюс и романтика автопутешествия. Так наша дорога в Чкаловск в Нижегородской области лежала через Кинешму. Останавливаться в городе не планировали, но голод заставил заглянуть в ресторан «Русская изба». Здесь отличное фирменное блюдо от шефа — надутый чебурек, к которому подают мясной бульон. Можно сделать надрез в тесте и влить бульон внутрь чебурека или съесть его вприкуску — правил нет, лишь бы было вкусно. То, что нужно в долгой дороге.
ЧКАЛОВСК
Родина легендарного летчика-испытателя Валерия Чкалова
Расстояние от Костромы — 244 км
Трасса — Р81
Время в пути — 4 часа
Чкаловск оказался аккуратным городом: с ухоженными улицами, невысокими домами и набережной, откуда открывается самый красивый вид на Волгу, который мы видели за всю нашу поездку.
Валерий Чкалов — летчик-испытатель, первым в мире совершивший полет без пересадок сначала из Москвы до Дальнего Востока, а после — из Москвы до американского Ванкувера, перелетев Северный полюс. Он родился в Василевой слободе — так раньше назывался Чкаловск — и учился здесь в юные годы. В конце 1930-х за совершенные подвиги Валерия Павловича удостоили звания героя Советского Союза, подарили ему самолет «У-2» и переименовали Васильеву слободу в его честь.
В городе можно найти улицу и площадь, названные по фамилии летчика, дом культуры его имени и музейный комплекс, в который входят дом советского героя и ангар для самолетов. В музее собраны подлинные предметы быта, мебель, личные вещи и одежда летчика, фотографии и документы, повествующие о его жизни. Но особый интерес у посетителей вызывают те самые самолеты, которыми когда-то управлял Чкалов.

МУЗЕЙ ЧКАЛОВА

Конечно, главный экспонат — знаменитый краснокрылый «АНТ-25». Именно на этом самолете Валерий Чкалов, второй пилот Георгий Байдуков и штурман Александр Беляков совершили два дальних беспосадочных перелета — на Дальний Восток и в США. Первый перелет состоялся в 1936 году на остров, который сейчас назван в честь Чкалова. А соседние острова, кстати, названы по фамилиям Байдукова и Белякова. Находятся они в заливе Счастья в Охотском море. Второй полет в Америку состоялся в 1937 году.
Инна Мясникова
главный хранитель фондов Музея Чкалова
Помимо «АНТ-25» в ангаре стоят еще несколько самолетов: экспериментальные, которые испытывал Чкалов, реактивный истребитель и личный самолет «У-2». На этом самолете Чкалов облетел всю Горьковскую область (так называлась Нижегородская область с 1932 по 1990 год. — Прим. ред.) и Чувашскую республику. За Чкаловском располагался небольшой аэродром, откуда летчик взлетал и куда приземлялся. «Стоило его самолету показаться в небе, — рассказывает Инна Мясникова, — вся работа останавливалась. Дети, взрослые — все бежали на окраину встречать Чкалова, это был настоящий праздник».
Рассматривать эти самолеты и сегодня довольно любопытно. А в 1930-е годы летающие машины в небе воспринимались как настоящее чудо. И Чкаловск — один из немного городов, где подобное зрелище можно было увидеть своими глазами.
Второй важный для Чкаловска человек — конструктор Ростислав Алексеев. Если Чкалов ставил рекорды в небе, то Алексеев — на воде. О его изобретениях и вкладе в судоходство по Волге рассказывают в Музее скоростей.
МУЗЕЙ СКОРОСТЕЙ
В музее рассказывают, как развивался транспорт на воде со времен бурлачества. В XIX веке по Волге ходили до 4000 судов, и некоторые из них оставались в Василевой слободе на зимовку. Весной, когда судоходство возобновлялось, в селе собирались люди для найма на грузовые корабли. Тянуть судно за лямки в артели бурлаков по тяжести все равно, что поднять груз весом 40 кг. Нередко с такой ношей приходилось идти до 10 км в день. Представить себя в роли бурлака может каждый посетитель музея — для этого в зале лежит 40-килограммовый мешок.
В конце века бурлачество сменилось пароходством. В городе стали появляться мастерские по ремонту кораблей, построили судостроительный завод, а в 1960-х годах открыли опытно-экспериментальную базу, на которой работал конструктор Алексеев. В музее сохранились чертежи изобретений конструктора, фотографии и документы — некоторые из них можно представить разве что в фантастическом фильме. Сотрудницы музея рассказывают о конструкторе с гордостью и называют его романтиком — Алексеев считал, что нет ничего невозможного, и мечтал о летающих кораблях.
Начало XX века. Судовладельцы в панике: скорость растет везде, на суше и в воздухе достигнут рубеж 100 км/час, а движение по воде остается медленным. Суда развивают скорость не более 20−25 км/час. Ростислав Алексеев дважды за свою жизнь перевернул представление человечества о скорости на воде: сначала поставил суда на подводные крылья, а затем научил их летать.
Алла Лебедева
главный научный сотрудник Музея скоростей
Еще в студенчестве Алексеев работал над новым для того времени транспортом — судном на подводных крыльях. Разработка стала темой его дипломной работы, и после выпуска из Горьковского института в 1941 году Алексеев продолжил над ней трудиться — конструировал катер для военных нужд. Война закончилась раньше, чем удалось построить новое судно. В итоге катера на подводных крыльях приспособили для перевозки пассажиров. Первое подобное судно назвали «Ракета», его спустили на воду летом 1957 года. Катер буквально скользил по воде, развивая при этом скорость до 60 км/час. Свой первый путь из Горького (так назывался Нижний Новгород с 1932 по 1990 год. — Прим. ред.) до Москвы «Ракета» прошла за 15 часов. Другие суда преодолевали это же расстояние за трое суток.
Летом 1957-го в Москве проходил Международный фестиваль молодежи и студентов. «Ракета» «ворвалась» в столицу, возглавив парад судов. Алексеев пригласил на борт Никиту Хрущева, который дал зеленый свет всем начинаниям и проектам конструктора.
Алла Лебедева
главный научный сотрудник Музея скоростей
После этого Алексеев стал выпускать новые суда практически каждый год. По его чертежам были сконструированы теплоходы «Спутник», «Метеор», «Комета». Они до сих пор в ходу: транспорт используют для перевозки пассажиров по Волге и другим рекам, а также для небольших туристических экскурсий.
Если судами на подводных крыльях современного посетителя не удивить, то экранопланы — последнее изобретение Алексеева — действительно впечатляют. Это настоящий летучий корабль. Он имел внушительные размеры, на ходу полностью отрывался от поверхности воды и развивал скорость до 500 км/ч. Днище экраноплана было похоже на корабельное, сверху же он напоминал самолет — тот же вытянутый нос и крылья с турбинами. Небольшие модели экранопланов тестировали на Горьковском водохранилище, однако для полноразмерных там не хватало места, поэтому пилотный запуск происходил на Каспийском море.
Экранопланы строили на авиационных заводах, в то время как использовать их хотели на воде. Чиновники никак не могли определить, к какому ведомству отнести разработку, поэтому после смерти Алексеева развивать проект перестали.
Экраноплан был любимым изобретением конструктора. В музее находится репродукция картины его авторства с символичным названием «Мечта». На ней изображена девушка, которая смотрит вслед уходящему экраноплану. Сама картина находится в музее Нижегородского технического университета.

НАБЕРЕЖНАЯ

На набережной Чкаловска людно. Первое, что мы здесь увидели, — экскурсионный автобус и туристическую группу с гидом. На берегу Волги любят проводить время и местные. Набережную открыли после обновления этим летом: поставили модные каскадные скамейки, похожие на амфитеатр, открыли смотровую и спортивную площадки, а также игровой городок для детей.
Отсюда открывается чудесный вид. Ширина Волги здесь 7−8 километров, противоположного берега не видно. Такой река стала после постройки Горьковского водохранилища.
До революции Василева слобода была торгово-ремесленным селом. Здесь занимались гончарным делом, изготовлением деревянных игрушек в виде коней и вышивкой «по выдерге», иначе ее называют гипюр. Некоторые из ремесел исчезли: гончарное дело пришло в упадок, а деревянные игрушки заменили современные механические. Искусство гипюрной вышивки удалось сохранить: в 1924 году василевские мастерицы объединились в производственную артель, подобные коллективы стали появляться и в других близлежащих селах, а в 1960 году их объединили в ЗАО «Гипюр».

ЧКАЛОВСКАЯ СТРОЧЕВЫШИВАЛЬНАЯ ФАБРИКА

Когда ремесло только появилось, в качестве узоров использовали в основном ромбические орнаменты. Для полотна брали серый или выбеленный лен, к нему уже подбирали похожие по тону нити для вышивки. Постепенно нижегородский промысел развивался. Появились цветные ткани и новые элементы вышивки: мастерицы стали изображать животных, здания, полноценные сюжеты.
Полина Сапсай
художница ЗАО «Гипюр»
На предприятии налажено машинное производство, но технология производства такова, что часть работы выполняется вручную. Мастерицы делают на полотне ткани сетку — для этого некоторые нити полностью выдергивают или подрезают. Далее на сетке вышивается узор. Подобная вышивка встречается и в других городах, но нижегородский гипюр, как рассказала наша проводница в мир творчества Полина Сапсай, более разнообразный: узор составляют из пяти с лишним десятков элементов.
Фабрика считается старейшим производством нижегородской строчки, и сегодня при предприятии для туристов открыт выставочный зал, посвященный искусству нижегородской вышивки. Здесь можно узнать больше о технике «по выдерге» и увидеть экспонаты времен промысловых артелей XX века. Также открыта комната «Русский лен»: ее интерьер полностью оформлен с помощью текстиля, вышитого гипюром вручную.
Если «Гипюр» — это большое предприятие, которое не обошли стороной современные технологии и методы производства, то в Центре ремесел обучают старинному ручному методу.

ЦЕНТР РЕМЕСЕЛ

На месте нас встретила директор центра Анна Калякина. Раньше она работала в Нижнем Новгороде, но потом решила переехать в город поменьше и ничуть не жалеет об этом: ей нравится творческая работа, а главное — приятно видеть результаты учеников. Кстати, произведения местных умельцев выставляют здесь же в центре: в коридорах на столах стоят детские поделки, сшитые из лоскутков ткани игрушки в виде девушек в кокошниках, а под потолком висят самолетики, свитые из ивовых прутьев.
На занятия в Центр ремесел приходят и дети, и взрослые. Программа обширная: например, детям и подросткам больше по душе современные виды искусства: роспись футболок в технике тай-дай или отливка предметов из эпоксидной смолы. Девушки предпочитают рукоделие и пробуют себя в вышивке нижегородским гипюром. Двери центра открыты всем, в том числе туристам: нередко здесь проводят мастер-классы, после которых созданный своими руками сувенир можно забрать домой.
Чкаловск совсем маленький город, здесь живет чуть более 11 тысяч человек, но у него есть свой скромный шарм. На улицах можно увидеть плакаты с лозунгами вроде «Я — скорость!», «Покоряй небеса!», хотя люди здесь неторопливые. Местные жители поделились, что им нравится проводить время на природе, рыбачить на водохранилище или ходить за грибами. Для них прелесть и красота жизни сокрыта в малом.

ПОСЛЕСЛОВИЕ

Осень лучше всего подходит для городских прогулок: жара не выматывает, а в случае непогоды можно зайти в музей и изучить экспонаты. Возможно, Чкаловск не станет главной целью поездки. Но сюда стоит заехать на день, путешествуя между другими городами Поволжья, как сделали мы. Следующая наша остановка — самый древний город Нижегородской области Городец. Недавно он вошел в национальный туристический маршрут «С умыслом #PROПРОМЫСЛЫ», который развивается по нацпроекту «Туризм и индустрия гостеприимства». Отправившись в тур, можно узнать больше о культурных традициях Нижегородской области и народных художественных промыслах региона.
Наш город прославили имена тех, кто стремился к скорости. Ростислав Алексеев хотел увеличить скорость на воде, Валерий Чкалов — в небе. Но наш город небольшой, провинциальный, при этом уютный, даже курортный. У нас замечательная природа: вокруг леса, город практически с трех сторон омывает Горьковское водохранилище, недалеко от города протекают три крупные реки — Санахта, Юг, Троца. Жизнь здесь тихая и размеренная.
Инна Мясникова
главный хранитель фондов Музея Чкалова
ЧЕМ ЕЩЕ ЗАНЯТЬСЯ
В ЧКАЛОВСКЕ ОСЕНЬЮ:

ДРУГИЕ
ОСТАНОВКИ «СНОБА»

ЭКИПАЖ
КОМАНДА ЗА КАДРОМ
Илья Костарнов
креативный продюсер, оператор видео 360°, главный по таймингу
Евгений Романов
оператор, монтажер, дипломированный ворчун
РЕДАКТОРСКАЯ ГРУППА
Анна Данилина, Ольга Зайцева, Наталья Лебедева, Татьяна Почуева, Наталья Сафонова, Алина Старкова
ПРОДЮСЕРСКАЯ ГРУППА
Мария Аносова, Дарья Комова
ведущий, ведомый, ответственный за дорожный плейлист
Данила Цеховской
Мария Берлинер
фотограф, глаза проекта, трабл-шутер
Элеонора Бауэр, Анастасия Перелыгина, Дарья Решке, Рустам Хусаинов, Мария Яковлева
ДИЗАЙН