Ремюаж и дегоржаж на Руси: краткая история русского шампанского
Откуда в Крыму шампанское?
Начало этой истории связано с именем князя Льва Голицына, которого по праву можно назвать отцом русского виноделия. Без него не было бы не только виноградников в Крыму, Краснодарском крае и на Кавказе, но и, вероятно, производства русского шампанского.
Но обо всем по порядку. Крым стал местом, куда Голицын уехал из родной Владимирской губернии после тяжелых для него событий. В 1876 году, едва став предводителем муромского уездного дворянства, Лев Сергеевич повздорил со своим предшественником на этой должности Дмитрием Петровичем Засецким, словесный спор перерос в открытый конфликт — и Голицын ударил своего соперника хлыстом. Суд вынес решение не в пользу будущего отца русского виноделия. В результате тот был вынужден забыть о довольно успешно начавшейся карьере юриста и, отбыв наказание под домашним арестом, покинул родные места. Причиной ссоры стала ревность: у Голицына был роман с женой Дмитрия Петровича Надеждой Засецкой. У них даже родилось две дочери — Софья и Надежда.
Спустя пару лет, проведенных в Крыму, Голицын купил усадьбу Новый Свет, которую на тот момент, по иронии судьбы, продавали Надежда Засецкая и ее брат. По другой версии, Надежда сама подарила свою половину дома князю или их детям, а вот ту часть, которая принадлежала брату Засецкой, Голицын уже выкупал. Именно здесь князь начал эксперименты с виноградарством, о котором узнал во время своих путешествий по Европе: несколько лет вместе с Надеждой они жили в Германии, Франции и Италии. На площади в 20 гектаров он стал культивировать 600 видов винограда. Некоторые из них прижились и положили начало крымскому виноделию.
Голицын подходил к виноделию скорее как к искусству, чем бизнесу — немалую часть своих вин раздаривал, а оставшуюся продавал по заниженной цене, чтобы с помощью хорошего вина отучить простой народ от водки
Параллельно с этим Голицын строил сеть винных подвалов в горе Коба-Кая: тут были и сами подвалы для выдержки вин, хранения винограда, и дегустационные и приемные залы. Один из таких залов — естественный природный грот, оборудованный для приема гостей, на самом берегу — в народе называют гротом Шаляпина: по легенде, великий певец однажды выступал там на одном из светских приемов князя, и, когда он запел, бокал с шампанским в его руке лопнул. Этот грот сейчас является частью так называемой голицынской тропы — одной из главных достопримечательностей Нового Света. Общая протяженность подвалов — более трех километров. Однако Голицыну так и не удалось полностью воплотить в жизнь свои масштабные планы по строительству тоннелей: историки полагают, что в какой-то момент у него просто закончились средства на строительство.
Но вернемся к вопросам виноделия. Сначала князь занимался только вином, но в конце XIX века принялся за производство шампанского. В 1900 году его марка «Парадиз» была удостоена Гран-при на всемирной выставке в Париже. Русское шампанское впервые в истории дегустационных конкурсов получило высшую награду. Так как Голицын подходил к виноделию скорее как к искусству, чем бизнесу — немалую часть своих вин раздаривал, а оставшуюся продавал по заниженной цене, чтобы с помощью хорошего вина отучить простой народ от водки, — у него накопилось немало долгов. Его материальное положение оставляло желать лучшего, и здоровье ухудшалось. Поэтому в 1912-м он принял решение передать часть своих владений, куда входили завод по производству шампанских вин, подвалы и его знаменитая коллекция, императору Николаю II. Спустя три года князь скончался в Феодосии, и другая часть имения и все наследство Голицына отошли его дочерям.
Что стало с русским шампанским в советские годы?
В ранние советские годы судьба завода была непростой: в 1918–1920 годах его не раз грабили, вся коллекция вин, накопленная за годы жизни Голицына, была вывезена. Шампанское стало считаться напитком исключительно буржуазным, а введение сухого закона и вовсе поставило крест на развитии виноделия. Ситуация изменилась в 1924 году с отменой антиалкогольных советских кампаний. Глава советского правительства Алексей Рыков поставил перед виноделами, на первый взгляд, почти невозможную задачу: шампанское должно было стать напитком, доступным любому советскому гражданину.
Во времена Голицына шампанское готовилось по классической французской технологии — вызревало в бутылках по несколько лет, что делало производство долгим и дорогостоящим. Чтобы получить на выходе более дешевый и скороспелый продукт, Антон Фролов-Багреев, ученый-винодел, которому поручили решить эту задачу, предложил новую технологию производства — резервуарный метод. Теперь шампанское бродило в резервуаре, что делало производство более массовым, а весь процесс брожения занимал около месяца. Изобретатель нового способа приготовления шампанского в 1942 году был удостоен Сталинской премии.
Культура потребления игристых вин продвигалась с помощью кинематографа: ни один новогодний фильм не обходился без бутылки «Советского шампанского» в кадре
Первый послевоенный тираж завод «Новый Свет» выпустил в 1937 году. Именно тогда вино появилось в продаже по всей стране и стало общедоступным. «Советское шампанское» постепенно стало атрибутом партийной радости. В 1936 году министр пищевой промышленности Анастас Микоян так объяснял постановление совнаркома о резком увеличении производства шампанских вин: «Товарищ Сталин сказал, что стахановцы сейчас зарабатывают много денег, много зарабатывают инженеры и другие трудящиеся. А если захотят купить шампанского, смогут ли они его достать? Шампанское — признак материального благополучия, признак зажиточности».
Впоследствии культура потребления игристых вин продвигалась с помощью кинематографа: ни один новогодний фильм не обходился без бутылки «Советского шампанского» в кадре.