Фото: Andres Herrera/Unsplash
Фото: Andres Herrera/Unsplash

Сергей Мурашов, специалист по международным перевозкам, Россия

Нет, эмоционального выгорания не почувствовал. Я много лет занимался всякими нервными делами, так что теперь ощущаю себя не то пенсионером, не то отпускником — работы не много, ровно столько, чтобы хватало на жизнь, живем на природе, гуляем, ковыряемся в саду... Жаль, конечно, что не получается ездить по миру, как прежде, но это вряд ли навсегда. А в России карантинных ограничений почти что и нет уже, мы теперь по этому показателю, наверное, обогнали Швецию. Мне нравится думать, что каждый сам хозяин своему эмоциональному настрою, и страдать или не страдать — мы выбираем сами.

Анна Бауэр, переводчик, Швейцария   

Профессионального эмоционального выгорания после событий 2020 года я не испытала. Напротив, стала получать от работы больше удовольствия, прошла курсы повышения квалификации, открыла новые способы реализации своего потенциала и способностей. Профессиональная деятельность стала для меня оазисом спокойствия и возможностью отвлечься от семейного быта в локдауне. Я люблю шевелить мозгами, и для меня самое страшное — бестолковое мотание по квартире и натужные попытки занять голову хоть чем-нибудь при отсутствии работы.

Гузель Хуснуллина (Махортова), психотерапевт, кандидат психологических наук, Россия

Я не почувствовала сильного эмоционального выгорания, но ясно поняла, что необходимо искать новые формы работы, сочетающие камерность, эмоциональную близость общения вживую и массовость, доступность, диалог с большой аудиторией, возможность сохранения и тиражирования в онлайн-формате.

Если рассматривать события 2020 года как «волшебный пинок», который многих вывел из пресловутой зоны комфорта, и выгорание как симптом амортизации определенных областей психического, то прошедший год скорее дал возможность ревизии мировоззрения и принятия неизбежности цивилизационного скачка.

Михаил Сергеев, историк религии, философ, литератор, США

Никакого «выгорания» не чувствовал, потому что преподаю дистанционно вместо девяти часов в неделю в два раза меньше. На остальные четыре с половиной часа записал лекции, которые студенты слушают без моего участия. Просто замечательно! Так бы до пенсии и преподавал.

Ирина Баржак, основатель Института публичных выступлений и конфликтологии, Россия

Мое первое выступление по проблеме профессионального выгорания прошло на конференции два с половиной года назад. Тогда меня практически освистали. Руководители компаний, которые участвовали в той конференции, говорили, что никакого выгорания нет, просто сотрудники ленивые и ничего не хотят делать. На тот момент с профессиональным выгоранием активно работали только в западных компаниях. 

Выгорание очень сильно помолодело в последнее время. Выгорают не только те, кому за 30 или за 40, но 23–25-летние, которые не справляются со своим эмоциональным состоянием, не понимают, как жить в состоянии неопределенности.  

Мои советы тем, кто почувствовал выгорание на работе:

1. Изучать способы работы со стрессом.
2. Признать проблему и начать ее решать до того, как нужно будет лечиться.
3. Развивать навыки принятия решений в условиях неопределенности.

Подготовила Татьяна Санькова

Вам может быть интересно:

Больше текстов о политике и обществе — в нашем телеграм-канале «Проект "Сноб" — Общество». Присоединяйтесь