Фото: предоставлено Оксаной Пономаревой
Фото: предоставлено Оксаной Пономаревой

В карантин мы все почувствовали, что отношение к моде стало радикально меняться. Но потом довольно быстро люди адаптировались. Год назад, действительно, все взяли паузу в покупках, предпочтения изменились в пользу интерьера, домашней или просто комфортной одежды, а сейчас, как мне кажется, все возвращается на круги своя. Люди начали вновь тратить и на «быструю» моду, и на трендовую. Так же и в сфере вторичного и винтажного рынков, которые активно набирают обороты. Сегодня уже точно можно сказать, что по большому счету пандемия ничего не изменила. Тренды были, есть и будут. Тщательно продуманные маркетинговые механизмы и большое количество выдающихся умов работает над тем, чтобы не только производить, но и стимулировать покупателя к новым и новым покупкам. От моды и ее правил нам никуда не деться. И подтверждения этому можно увидеть и в инстаграме, и на модной вечеринке. Многие девушки долго находятся в поиске конкретной вещи, их не смущает, что такую надели уже все. Стремление быть как все, быть членом избранного сообщества, повысить свою самооценку никуда не исчезло даже во время пандемии.

Ɔ. А как же «осознанное потребление»? О нем начали говорить и активно его продвигать еще в доковидную эпоху.

Безусловно, мода на осознанное потребление существует, но, по моим наблюдениям, искренних, идейных, осознанных сторонников этой жизненной философии пока крайне мало. 

Ɔ. Тем не менее в своем инстаграме вы часто отмечаете, как поменялось ваше собственное отношение к шопингу, и призываете быть избирательнее в покупке нового и не раздувать гардероб до размеров костюмерных «Мосфильма». 

Да, я практически перестала покупать трендовые вещи, они больше не приносят мне ни эстетического удовольствия, ни радости. Но так сложилось, что бренд The Row, который я сейчас ношу, вдруг стал трендовым. Я переключила внимание на Hermes, но, листая ленту в инстаграме, понимаю, что и его популярность набирает обороты. Возможно, это чистое совпадение, но есть вероятность, что я тут сработала как пресловутый «инфлюенсер» и сама отчасти сформировала новый интерес и спрос.  

Фото: предоставлено Оксаной Пономаревой
Фото: предоставлено Оксаной Пономаревой

Ɔ. Еще в 2017 году вы cоздали ресейл-платформу Komisstore для продажи собственной модной одежды и аксессуаров. Потом туда же «подтянулись» ваши подруги. Ради чего это затевалось?

Причин создания Komisstore было несколько. Главная — я наконец-то обрела свой стиль. Но за время поисков у меня скопилось большое количество невостребованной одежды. Вторая причина — вещи, которые я не надевала по году, настоятельно требовали, чтобы я от них освободилась. На самом деле это невероятно приятное ощущение, когда полки одна за другой опустошаются. В доме как будто воздуха становится больше. 

И как быстро вновь заполнялись освобожденные полки?

Как только пространство вокруг тебя становится свободным, уже не хочется вновь немедленно его захламлять. Теперь я стараюсь покупать меньше и только те вещи, которые сразу буду носить, а главное — сочетать с тем, что уже имеется. Вещей, выбивающихся из нового гардероба, практически не осталось, я могу даже свои коктейльные платья носить днем с сандалиями на плоской подошве. Поэтому мой нынешний гардероб — универсальный минимум.  

Ɔ. Желание избавиться от ненужного хлама гораздо понятнее, чем желание купить что-то, побывавшее в употреблении. Мы же говорим о вещах статусных, и, несмотря на хорошие скидки, они по-прежнему стоят немало. То есть их покупают не бедные студентки, а женщины с достатком выше среднего, которые вполне в состоянии позволить себе традиционный шопинг. Кроме того, выбрать новую вещь в магазине — значит еще и получить удовольствие от самого процесса. Это же целый ритуал, а для кого-то и психотерапия. Почему ваши клиентки сознательно идут на то, чтобы лишить себя этого? Как вы опишете клиента ресейл-площадки?

В первую очередь это девушки, которые не хотят тратить лишнее время и деньги на поиски одежды и аксессуаров. Многие вещи практически мгновенно исчезают из продажи и при этом остаются остро востребованными. А в случае с моим онлайн-магазином это еще и некое сообщество покупательниц со схожими вкусами. Они знают, что я отбираю все сама, и если разделяют мой взгляд на моду, то на этой площадке всегда найдут вещи высокого качества и в моем стиле. 

Ɔ. Как вы думаете, они готовы открыто рассказывать о своих покупках?

Не знаю, афишируют ли они то, что одеваются в комиссионном магазине, но скажу, что отметок и ссылок в инстаграме практически нет. Соответственно, можно сделать вывод, что они не спешат этим поделиться. 

Фото: предоставлено Оксаной Пономаревой
Фото: предоставлено Оксаной Пономаревой

Ɔ. А вы сами покупаете «вещи с прошлым»? 

Я очень часто покупаю одежду и на ресейл-платформах, и в винтажных магазинах и не считаю это чем-то зазорным.  

Ɔ. Это касается только одежды?

Нет, это могут быть и предметы интерьера. Например, советские и европейские изделия из стекла и керамики середины прошлого века. 

Ɔ. У вас две дочери. Старшая уже студентка. Как вы думаете, ее настигнет фатум «тяжелого люкса»? 

Думаю, что им не будет сносить голову, как мне от новых коллекций, от желания непременно обладать именно этой сумкой или теми очками. Я вижу, что им обеим это все абсолютно чуждо. И меня это радует. Хотя старшая с удовольствием, например, носит сумочку Chanel, которую я ей подарила. Время от времени просит надеть что-то из моего гардероба. Но в повседневной жизни она не ходит вся с ног до головы в «тотал-лук». Мы вместе постоянно открываем какие-то классные микробренды. Благо, сейчас можно найти что-то оригинальное и вполне качественное по цене условной Zara. 

Фото: предоставлено Оксаной Пономаревой
Фото: предоставлено Оксаной Пономаревой

Ɔ. А почему вы стараетесь избегать масс-маркета?

Я понимаю, что мне далеко до образцов «осознанного потребления», но пусть это будет моим маленьким шагом в правильную сторону, моим личным вкладом в поддержку природы. Потому что именно текстильное производство для массового рынка — один из мощнейших факторов загрязнения окружающей среды. В отличие от ремесленного труда, который гораздо более экологичен, да и оплачивается достойно. Таких микробрендов довольно много в Испании, Израиле, скандинавских странах. Назову лишь некоторых из них: Tiger Mist, House of Sunny, Nasty Gal. И еще я категорически против главного правила красной дорожки «один выход — одно платье». Любую одежду надо носить как можно чаще. Она не должна покупаться для одного-двух раз. Тратить деньги на то, что будет просто занимать место на полке, глупо в первую очередь по отношению к самому себе. Носите и радуйте себя. А если радовать уже не получается — продавайте, пусть порадуется кто-то другой.  

Беседовала Вера Степыгина

Больше текстов о культуре, лайфстайле и обществе — в нашем телеграм-канале «Проект "Сноб” — Общество». Присоединяйтесь

Вам может быть интересно: