Рамиль Фасхутдинов
Фото: из личного архива
Рамиль Фасхутдинов

Об изменениях на книжном рынке

С начала марта с Россией перестала сотрудничать часть западных правообладателей. Уже сейчас ясно: доходить до читателей совершенно точно будут не все те книги, которые были должны. Ущерб от этого оценить пока тяжело: многие правообладатели не разрывают контракт, а замораживают — на вопросы о возможности дальнейшего сотрудничества вместо «да» или «нет» они отвечают «пока не готовы», «может, через пару месяцев» и так далее. Как долго это продлится, никто не знает. Сначала казалось, что пройдет какое-то время — и все вернется на круги своя, но сейчас понятно, что как обычно уже точно не будет, а как точно будет — неизвестно.

Раньше средний срок печати книги составлял 30 дней, а цены повышались раз в год. Работать это перестало еще в начале пандемии: к 2021-му сроки увеличились как минимум в два раза, а цены стали повышаться гораздо чаще. Часть типографий не пережила коронавирус и закрылась — возможностей вернуть былые темпы производства стало еще меньше.

Себестоимость книг растет во многом из-за проблем с поставками. Пока мы пытаемся сделать все, чтобы серьезную разницу в цене читатель не почувствовал: например, используем более дешевую бумагу или увеличиваем тираж. Это позволяет увеличивать стоимость не на 30–40%, а на 10–20%.

Об импортозамещении

Несмотря на огромное количество проблем, производственники, насколько это возможно, адаптируются. Допустим, раньше типография закупала краски в Германии, а теперь делает это в Южной Корее. Сложность в том, что, пока не получишь продукт, не поймешь, хороший материал использован или плохой, поэтому часто пробовать приходится снова и снова.

Насколько мы можем заменить все «уходящее» российским, сказать сложно. Если речь идет об оборудовании для печатания книг, то в перспективе двух-трех лет свое такое же делать не начнем. Ситуация примерно такая же, как с самолетами Airbus.

Отдельная проблема связана с «импортозамещением» авторов. Если художественная литература — это полет фантазии, то нехудожественная (которой занимаемся мы) — это «про знания», которые человек хочет передать. Хороший роман может получиться у автора вне зависимости от того, где он живет и какое образование получал. А с нон-фикшн сложнее: что делать, если в России нет ученого-физика уровня Хокинга или компании уровня Google, об истории которой хотелось бы почитать? Некоторые вещи невозможно заменить в принципе.

О переизданиях и трендах

Одной из «точек роста» в книжном бизнесе стала классика. Люди снова читают бестселлеры, проверенные временем, вроде «1984» Джорджа Оруэлла. Логичный ответ на рост популярности классики — переиздания. Есть копии в новом переводе, есть иллюстрированные, подарочные варианты. В этом вопросе книжная индустрия очень «рыночная»: если есть спрос, есть и предложение.

Естественно, мы следим за тем, как меняются читательские предпочтения. Во время первой волны коронавируса люди активно учились. Во вторую волну саморазвитием и планированием уже никто не занимался. В 2021 году, когда все стали постепенно возвращаться на работу, люди стремились больше зарабатывать. У многих появились хобби, приносящие прибыль. Люди много рефлексировали: они переосмыслили жизнь и поняли, что могут не успеть сделать то, что всегда хотели, поэтому стали активнее покупать книги по психологии. Сейчас лучше продаются книги, в которых речь идет о преодолении проблем, бережном отношении к себе и о жизни в условиях неопределенности.

Некоторые тренды рождаются в TikTok: благодаря роликам в соцсетях невероятно популярным стало, например, «Лето в пионерском галстуке». Как правило, вирусятся видео про сентиментальную литературу, после чего мы видим рост продаж таких книг — правда, сейчас загружать новые ролики в TikTok россияне не могут.

О планах издательства

В отличие от художественной литературы, которая живет новинками, нон-фикшн-сегмент — про старые бестселлеры, над продвижением и продолжением которых мы работаем. Впрочем, будут и новинки. Например, одна из самых ожидаемых книг — автобиография Барака Обамы. Мы хотим сделать из ее выхода событие.

В новом сезоне «Бомбора» выпустит третью книгу поэтессы Рупи Каур, которая — опять-таки благодаря TikTok — стала популярной в России. Каур пишет о неразделенной любви, о непростых отношения с родителями и других проблемах, с которыми сталкиваются молодые люди. Новая книга называется Home Body.

Что касается бизнес-новинок, к выпуску готовим книгу руководителя PepsiCo Индры Нуйи.

Подготовила Ольга Обыденская