По словам Сафронова, этот временной отрезок «дал понимание ситуации» для самого экс-журналиста о его нахождении в СИЗО, но «в плане получения информации о ходе следствия никаких подвижек» ни у обвиняемого, ни у его адвокатов нет. «За полгода никто из следственной группы не дал мне разъяснений по сути предъявленных обвинений, только какие-то общие фразы: в 2017 году ты передал что-то такое, чего передавать нельзя, но мы тебе это не покажем, потому что не хотим», — рассказал Сафронов.

Журналист не сообщил о попытках давить на него со стороны следствия — рассказал лишь, что «в редкие эпизоды» его общения со следователем разговор иногда заходил «о природе и погоде». «Говорят, что нужен диалог! А разве я против? Но вместо того, чтобы показать мне "матчасть" и получить объяснения, меня вынуждают заниматься гаданием на кофейной гуще. Говорят, что в 2017 году я совершил преступление, но не говорят, что именно я сделал, — предлагают вспомнить. Я три месяца занимался самокопательством, но никаких преступлений так и не вспомнил. Ну и вишенка на торте: как только я прошу ознакомить меня хоть с какими-то материалами, чтобы понять, о чем идет речь, следователь квалифицирует это как попытку выведать объем собранных ФСБ материалов», — добавил экс-журналист.

Что еще известно:

«Ъ» напомнил Сафронову, что, судя по публикациям СМИ, в деле о госизмене может фигурировать гражданин Чехии Мартин Лариш. Экс-журналист рассказал, что познакомился с этим человеком в 2010 году, когда Лариш работал собкором чешской газеты Lidove Novine в Москве. Сафронов охарактеризовал свою с ним связь как «нормальные приятельские отношения двух коллег». В 2012 году его общение с Ларишем прервалось, поскольку тот вернулся в Чехию. Затем журналисты виделись в 2016 году в Праге, после чего иногда вместе путешествовали по Европе. Последний раз Сафронов и Лариш встречались в 2018-м.

Российский журналист какое-то время, в период 2017-2019 годов, помогал чешскому с его интернет-проектом — Информационным агентством анализа и профилактики безопасности. По словам Сафронова, он писал для Лариша не больше одного-двух материалов в месяц и не получал гонорары за эти тексты.

«Сами подготавливаемые мной материалы состояли из компиляции сведений из открытых источников. (…) И что мы получили в итоге? Следователи факт моего знакомства с Мартином считают вербовкой, его письма — разведывательными заданиями, а в моих ответах откуда-то взялась государственная тайна. (…) Я просил следствие показать мне эти тексты, вокруг которых и строится все мое обвинение, но мне так ничего и не показали. Но выглядит все это очень грозно, да и звучит страшно, а что произошло на самом деле? Я писал тексты как журналист, направлял их своему коллеге-журналисту. А теперь мне говорят, что обвинение не связано с журналистской деятельностью», — цитирует Сафронова «Ъ».

Что важно знать:

В мае 2020-го Иван Сафронов получил должность советника главы «Роскосмоса» Дмитрия Рогозина. 7 июля экс-журналиста задержали по подозрению в государственной измене. По версии ФСБ, Сафронов передавал некие секретные сведения по заданию одной из спецслужб НАТО. Из доступных материалов дела адвокаты узнали, что его подозревают в передаче информации спецслужбам Чехии в 2017 году.

Защита связывает уголовное преследование Сафронова с его журналистской деятельностью. Следствие это отрицает. Ранее президент России Владимир Путин заявил, что дело Сафронова связано с его работой в «Роскосмосе», хотя эту информацию опровергает сама госкорпорация. Пресс-секретарь Путина Дмитрий Песков позднее сообщил, что президент оговорился, но «общего смысла это не меняет».

Следить за событиями удобно в нашем новостном телеграм-канале. Присоединяйтесь