Пересказ книги Тони Крэбба «Безумно занят» с комментариями и размышлениями. Часть первая
Бизнес-психолог Тони Крэбб работает с такими компаниями, как Microsoft, Disney и HSBC. Он посвятил свою карьеру изучению тому, как люди думают, что чувствуют и как ведут себя на работе. Поскольку карьера у Тони удалась, он много лет страдал от нескончаемой занятости и решил с этим завязать. Он перелопатил кучу литературы, собрал много полезной информации и на ее основе создал теорию, описанную в его книге.
Большинство книг о саморазвитии написаны или очень успешными людьми, или людьми, которые приложили столько усилий, чтобы казаться таковыми, что вы ни за что не догадаетесь, что они не такие уж успешные. Не знаю, как вы, но я, когда читаю эти книги, думаю примерно так: «Эти штуки, пожалуй, подходят небожителям с идеальными карьерами и армейской дисциплиной, но к моей жизни они не применимы». Тони Крэбб не такой. Он просто написал книгу, чтобы поделиться тем, что узнал, и позволить другим учиться на его ошибках.
Очень подкупает, что Тони Крэбб постоянно ссылается на актуальные научные исследования. В пересказе я не буду ссылаться так же щепетильно, чтобы не делать текст слишком громоздким. Но если у вас возникли сомнения, напишите мне и я пришлю ссылку.
Минус книги Крэбба в том, что он слишком разжевывает (немножко как Дмитрий Сергеевич Лихачев, если вы понимаете, о чем я). Но у меня для вас хорошая новость — я избавила пересказ от пережеванной информации и постаралась сделать его максимально ёмким.
Почему постоянная занятость — это очень, очень плохо
Тони Крэбб начинает с запугивания: он в красках, подробно и аргументированно расписывает, почему нельзя жить в режиме непрекращающейся занятости.
Короче, за первые 50 страниц вы понимаете, что даже не представляли, как плохо всё это время жили.
Когда я пытаюсь представить на что похожа жизнь человека, который подписался на сотню-другую пуш-уведомлений, включил нотификацию в мессенеджерах, задался целью стать популярным во всех соцсетях сразу, немедленно реагировать на каждый поступающий сигнал и никогда, слышите, никогда, не выключать смартфон, мне становится дурно. Наверное, так выглядит одно из подразделений ада.
Но с каждым новым водонепроницаемым смартфоном, суперлегким ноутбуком и безлимитным тарифом я всё чаще отвечаю на сообщения в душе, выкладываю сториз вместо того, чтобы любоваться красивым видом, и как заведенная проверяю почту даже тогда, когда более чем уверена, что ничего важнее письма о скидках на свитеры там не будет.
Как занятость забирает у нас самое дорогое
Мне очень понравилась история про вице-президента по корпоративным делам Microsoft: Тони Крэбб пригласил его выступить на конференции для руководителей. Все ждали, что вице-президент начнет рассказывать, как ему удалось добиться успеха. Но он начал свою речь так: «Я не пропустил ни одного дня рождения своей супруги и был на всех днях рождения каждого из своих троих детей. Я всегда прихожу на праздники в первый и последний дни учебного года. Я ни разу не пропустил годовщину своей свадьбы».
Круто, да? И вовсе необязательно становиться для этого вице-президентом Microsoft. Просто поставьте свою занятость на паузу.
Моя подруга недавно вскользь упомянула, что не помнит, когда в последний раз была на улице — так много она работает. Ну то есть формально она бывает на улице: ровно те несколько минут утром, по дороге из дома на работу, и несколько минут вечером, по дороге обратно. Больше всего меня удивило то, как она об этом сказала — между делом, как какую-то маловажную подробность о своей жизни вроде покупки бумажных полотенец. Она ведь занята. У неё важный проект на работе. Разве может быть по-другому?
Тони Крэбб предлагает притормозить, оглядеться по сторонам и сделать уже наконец то, что вам давно хочется сделать. Ну или хотя бы просто прогуляться.
Быть занятым — значит плохо работать
«Занятость — бренд нерадивых», пишет Тони Крэбб. Только плохим работникам она идет на пользу: выбирая между двумя никчемными сотрудниками, работодатель скорее выберет того, который более занят, потому что он «хотя бы старается». В остальных случаях занятость ничего не дает для продвижения по карьерной лестнице — ведь все заняты. Вы просто как все.
В мире, где всего и так слишком много, важно не количество — и, возможно, даже не качество. Чтобы достичь успеха, нужно чем-то выделиться из толпы, а для этого — сконцентрироваться на тех делах, с которыми вы справляетесь лучше других.
Что делает нас занятыми на самом деле:
1 Отсутствие контроля: мы испытываем беспомощность перед массой обязательств. 2 Отсутствие выбора: мы ленимся подумать о других вариантах — занятость кажется самым простым выходом. 3 Отсутствие границ между работой и досугом. 4 Отсутствие верного фокуса: мы концентрируемся на занятости как на способе достигнуть успеха, хотя положительный результат от нее не зависит. 5 Отсутствие смысла: из-за «приступов занятости» мы теряем связь с по-настоящему важными вещами — в нашей жизни образуются пустоты, и мы пытаемся заполнить их еще большей занятостью. 6 Отсутствие импульса: мы знаем, что должны жить и работать иначе, но не решаемся на перемены.
Десять простых советов, которые помогут спустить пары
1 Говорите нет
«Ты останешься после работы помочь мне с отчетом? — О, я бы с радостью [ложь], но [быстро придумываем отговорку…] мне надо показать своего попугайчика ветеринару. — Ах, как жалко. А завтра?».
Когда нужно отказать, лучше сказать правду. Это сложно, потому что неудобные просьбы, как правило, застигают нас врасплох. От нас требуют немедленного ответа, не оставляя возможности принять взвешенное решение. Вместо того, чтобы выбрать самую безопасную опцию и промямлить «да», лучше сказать «дайте подумать». Если на просьбу нужно ответить «нет», «потому что» сделает вашу речь более доходчивой и убедительной.
2 Перекрывайте доступ к себе
Самое простое — отключить уведомления. «Вы не можете контролировать ввод, но можете контролировать свой вывод. Не бросайтесь реагировать на любую вводимую информацию, сосредоточьтесь на том, каких результатов хотите добиться».
3 Отказывайтесь от совещаний
«Сделайте себе и своей компании одолжение: выберите на этой неделе хотя бы одно совещание, которое можно пропустить или отменить».
4 Рассчитайте время… и помножьте его на два
«Мы переоцениваем собственные силы, наделяя себя большими интеллектуальными способностями и усидчивостью, чем есть на самом деле, и не учитываем все те внешние факторы, которые могут помешать нам выполнить задуманное». Собираясь писать этот текст, я примерно в десять раз недооценила количество времени, которое мне потребуется. Десять раз! Приятно познакомиться: я — человек, который ни разу не смог адекватно оценить, сколько времени потребуется для выполнения задачи.
5 Смотрите на часы
«Если вы хотите провернуть массу дел за кратчайшие сроки, заставьте себя отслеживать время. Например, купите очень большие часы и повесьте их в таком месте, где они все время будут попадаться вам на глаза. Или поставьте будильник, чтобы он звонил каждые полчаса. Вам покажется, что время будто бы растянулось!».
6 Заканчивайте в срок
«Устанавливать для себя конкретные сроки (будь то дедлайн для сдачи проекта или время ухода с работы) полезно по двум причинам. Во-первых, как уже было сказано выше, это поможет вам лучше контролировать время, и у вас появится цель, на которую вы будете ориентироваться. А во-вторых, это сократит число пустых мест в вашем ежедневнике, которые иначе рисковали бы заполниться еще чем-то — ведь дела мы всегда найдем».
7 Начинайте раньше
Используйте «эффект Зейгарник»: в нашем мозгу есть открытые и закрытые «папки». Сведения из открытых папок люди помнят в два раза лучше, чем из закрытых. «Мы имеем склонность откладывать большие, сложные дела или те задания, которые требуют творческого подхода, до последнего — но с этой привычкой можно покончить, если научиться открывать их "папки" за несколько дней до начала работы. На практике достаточно посвящать им всего по 20 минут в день — можно просто прокручивать их в голове и мысленно прикидывать, с какой стороны к ним лучше подступиться».
8 Освобождайте голову
«Создайте для своего мозга файловое хранилище. Найдите способ сливать из своей головы информацию куда-нибудь еще. Для большинства из нас этим "куда-нибудь еще" могут стать ноутбук или смартфон. Но здесь есть три важнейших правила. Во-первых, единожды выбрав какое-нибудь хранилище, вы должны всегда держать его под рукой. Во-вторых, записывая в него свои мысли, вы не должны пытаться сразу же их как-то рассортировать и проанализировать — это отвлечет вас от тех дел, которыми вы заняты в настоящий момент. И в-третьих, заведите привычку регулярно просматривать список своих отправленных в хранилище мыслей (я делаю это раз в неделю). Когда у вас появится возможность выкидывать из головы несвоевременные идеи, будучи уверенным, что те не пропадут, вы испытаете невероятное облегчение».
9 Остановите «мешалку»
«В голове каждого современного человека работает "мешалка", которая так и сяк крутит его мысли, воображаемые списки дел и всевозможные страхи — прямо как барабан стиральной машинки. Эта круговерть невыносима, она страшно утомляет — и, полагаю, вам и так ясно, что из-за нее сильно снижается наша способность думать и концентрироваться на важных делах».
Во-первых, поймайте себя на том, что в вашей голове опять заработала «мешалка». Во-вторых, выработайте план действий: запишите все дела, которые не дают вам покоя, и решите, когда и как вы ими займетесь. А чтобы мешалка не запускалась совсем, можно составлять такой план заранее, лучше — в определенное время каждого дня.
10 Расслабьтесь