В первой главе Книги Бытия содержится крамольное с точки зрения любой огосударствленной церкви утверждение, что Человек подобен Богу до степени смешения. Я убежден, что его следует понимать буквально и не искать в нем ни аллегории, ни иносказания
По опыту предшествующей теологической заметки «О божественном одиночестве» я пришел к выводу, что имеет смысл делить тексты о Боге на пронумерованные тезисы. Сделано это не для красоты и уж тем более не для читательского удобства (которого при таком разбиении текста явно убавляется), а исключительно для простоты и прицельности комментирования/полемики.
Из утверждения в первой главе Книги Бытия о том, что Бог создал Человека «по образу и подобию Своему» (1:27) вытекает одно простое следствие:
за вычетом гениталий, которые у Бога двуполые, а у Адама с Евой разделены, всякий человек является образом и подобием Господа.
Если вдуматься, то выходит, что по образу и подобию Творца созданы не только Джад Лоу и Наоми Кэмпбелл, но также и Борислав Брондуков с Кахой Бендукидзе:
ни о каких факторах, позволяющих отнести людей с нестандартной комплекцией/внешностью к иному биологическому виду, отличному от H. Sapiens, в Пятикнижии не сообщается,
как и в позднейшей авраамической духовной литературе.
Очевидно, что под «образом и подобием» тут имеется в виду не внешность (которая вообще пустая абстракция, ибо при любом взгляде она формируется органами зрения смотрящего извне),
а внутренняя суть Человека.
Тот факт, что по внутренней своей сути любой человек является подобием Бога
(латинское слово «инкарнация» буквально переводится на русский как «воплощение», но компьютерно грамотная часть читателей вольна использовать слова «копия» и/или «версия»),
подразумевает, в моем понимании, не столько визуальное или структурное сходство, сколько функциональное.
Человек равен Богу не количеством рук и ног (которых у Бога может и вовсе не оказаться),
а спектром доступных ему возможностей.
Тут напрашивается закономерный вопрос: а хули ж мы тогда не летаем, как птицы?!
За разъяснением стоит обратиться к карманному справочнику по Ветхому Завету, который, по счастливой случайности, является еще и священной книгой для всех христиан, независимо от их отношения к РПЦ и Зайцу ПЦ.
Там есть эпизод (Мф 14:30-31), с предельной ясностью объясняющий прямым текстом единственную причину, по которой возможности Человека и Бога оказываются в определенный момент различны.
Покуда апостол Петр верил в свою способность ходить по воде, он по ней и ходил.
А тонуть стал в тот момент, когда усомнился.
В позднейшей христианской литературе можно прочитать, что всю эту историю следует понимать иносказательно, аллегорически, и на самом деле по воде никто не ходил.
И это совершенно естественно, ибо цель позднейшей литературы
(как и всякой церкви, приближающей Человека к Творцу лишь посредством табака и водки, по остроумному замечанию из книги «Числа») —
выхолостить из авраамической веры ее гуманистическую сущность,
превратить верующего из Человека в тварь дрожащую,
подменить Божественный тезис удобной для Власти конъюнктурой для зомби.
Если же мы вернемся к чистому авраамическому истоку или к его новозаветному толкованию, то там нет места для аллегории.
Человек является Богом ровно настолько, насколько он в это верит сам.
Кому-то эта мысль может показаться крамольной, кощунственной или фантастической.
Справедливость требует признать, что сам я пришел к ее осмыслению лишь на пятом десятке лет и после рождения сына
(в связи с чем вспоминаются действующие в иудаизме ограничения по допуску человека к занятиям Каббалой: это как раз мужской пол, возраст 40+ и наличие семьи/детей).
Но теперь, поскольку мне уже дано было понять и испытать, я могу повторить с полной ответственностью сказанное в п. 25 выше:
Человек равен Богу ровно настолько, насколько он сам верит в это свое тождество.
Как ни удивительно, для осознания этого тождества
(и вытекающих из него неограниченных возможностей)
человеку совершенно незачем даже верить в Бога:
достаточно просто верить в Себя.
Хотя, на мой взгляд, человек, уверовавший в свои божественные возможности, но не осознавший Бога как их Источник, подобен вызвавшемуся пилотировать самолет на высоте 10 тысяч метров, не имея ни теоретической подготовки, ни опыта.
При некотором везении он, разумеется, может и довести самолет до цели, и даже посадить его на землю, но лучше б он все же изучал матчасть заранее…
…хотя бы по первой главе Книги Бытия.