Что можно писать врачу в блоге
Английская Daily Mail на днях опубликовала статью о русском акушере-гинекологе, который работает в Лондоне и ведет блог на русском языке в ЖЖ. Таблоид назвал блог доктора Дениса Цепова, пишущего под псевдонимом Сергей Матросов, «захватывающим, но иногда довольно неприятным чтением» и процитировал семь постов из блога.
Среди них был пост, в котором Цепов сетует на то, что англичанки приходят на прием в не самых свежих носках, пост, в котором он рассказывает об увлечении английских дам натуральными родами и пластической хирургией вагины, а также пост, где он говорит, что настоящая английская леди всегда остается леди, даже во время родов, и просит прощения за каждый свой вскрик во время потуг.
Историю немедленно стали обсуждать на феминистском форуме Jezebel, и тут уже доктора Цепова не пожалели. «Не хотелось бы мне попасть к врачу, который не знает разницы между моей вагиной и моей вульвой», «Ни один мужчина не отнимет у меня права носить вонючие носки!» — писали разгневанные посетительницы форума.
Тут нужно заметить, что блог, о котором идет речь (dix_medvedoux), был очень популярен в русскоязычном сегменте ЖЖ, Цепов был тысячником, причем тысячником не скандально известным, а наоборот, крайне любимым и популярным. «Дай Бог, чтобы мне попался такой врач, когда я буду рожать» — комментарии такого рода были самыми частыми в ЖЖ Цепова. Я говорю «были», потому что свой сетевой дневник доктор Цепов удалил, оставив вот такую запись: «Дорогие читатели! Этот матросско-байковый журнал временно прекращает свою работу, так как материал из него был без моего разрешения напечатан в искаженном виде, что повлекло за собой ряд проблем. Восстановлю журнал, как только выясню, что и как. Искренне ваш, Денис Цепов, Матрос Кошка».
Профессиональный блог — один из самых интересных жанров среди сетевого чтения. Понятно, что без описания конкретных случаев эти блоги не были бы и вполовину столь интересны. Наш постоянный колумнист и участник проекта Катерина Мурашова тоже описывает истории из своей профессиональной практики. И на вопрос, что можно рассказывать о своих пациентах, она ответила так: «Рассказывать можно все. Важен контекст.
Про себя могу сказать, что передо мной эта проблема практически не стояла. Никто из моих клиентов никогда не сможет узнать конкретно себя в моих материалах. Хотя многие отзывались: ну ситуация точь-в-точь как у нас! Здесь дело в том, что проблемы, с которыми приходят к семейному психологу в детскую поликлинику, довольно типизированы и именно поэтому "узнаваемы" большим количеством людей. Кстати, еще прежде колонки на "Снобе" я писала научно-популярные книжки для родителей, тоже с конкретными историями. И у меня вошло в привычку: если какой-то аспект очередного случая кажется интересным (или, наоборот, очень типичным), я показываю людям свою книжку и спрашиваю: не будете ли вы против, если, изменив все на свете детали, я использую в следующей книжке вот этот поворот вашей семейной истории? Как правило (в 99 случаях из 100), люди соглашаются».
Про случай доктора Цепова Катерина сказала, что если Цепов не раскрывал конкретных деталей, в которых пациентки могли узнать себя, а выражал свое ироничное отношение к английскому обществу, женщинам, их традициям и т. д., то ничего аморального он не совершал.
В этом блоге мы не раз говорили о меняющемся отношении к прайвеси и о сетевой откровенности. История доктора Цепова — отличная иллюстрация эволюции этих понятий.
Еще несколько лет назад ты спокойно мог писать про соседа или школьную учительницу в ЖЖ, зная, что эту запись не увидит никто, кроме пары сотен твоих продвинутых читателей. Сегодня самый простой способ донести до кого-нибудь информацию — написать адресный пост у себя в ЖЖ. Все как обычно: технология уже стала массовой, а мы не еще не успели к этому привыкнуть.
Тут нужно заметить, что конкретный случай доктора Цепова еще и осложняется языковой дистанцией. Привыкнуть к мысли, что кто-нибудь на Западе когда-нибудь доберется до моей странной кириллицы, еще сложнее, чем просто к мысли, что все читают всех.
Мне эта история кажется очень перспективной. Совершенно логичным будет развитие событий, при котором вслед за эволюцией прайвеси произойдет эволюция ответственности. Главное правило уже сформулировали детские психологи, работающие с кибербуллингом (сетевой травлей, обычно в среде подростков): не пиши в сети того, чего бы ты не сказал человеку лично.