Для людей, которым есть чем заняться, кроме как смотреть много плохих фильмов, «Психоз» — это прежде всего эталонный триллер Хичкока 1960 года и его противоречивый покадровый римейк, снятый Гасом Ван Сентом в 1998-м. Для более впечатлительных зрителей «Психоз» — первый в мире многосерийный ужастик, состоящий из трех романов и семи фильмов. Все книги Роберта Блоха равны друг другу. Став своеобразным медиумом между давно умершим Эдгаром Алланом По и Бретом Истоном Эллисом, этот писатель вывел едва ли не главный литературный и кинематографический архетип психопата — зло, которое одновременно и иррационально, и подлежит психоанализу; тихого соседа, который одновременно и абсолютная жертва, и самый опасный хищник в природе. Бейтс был и масскультурной страшилкой, и серьезным научным пособием. Отношения Нормана с его матерью Нормой — история болезни столь же любопытная, как античная трагедия Эдипа и Иокасты. Как говорится, все несчастные семьи лечатся по-своему.
Фильмам по мотивам «Психоза» такого успеха в развитии характера добиться не удалось: все, кроме первого, были сняты без участия Блоха. Там, где Хичкок исследовал границы страха и безумия, все прочие режиссеры (кроме Ван Сента, которого прельстила возможность раскрасить черно-белую историю) пытались повторить коммерческий успех второго по сборам блокбастера 1960 года (успешнее — только «Спартак» Стэнли Кубрика) и в итоге загнали несчастного Энтони Перкинса как лошадь. Многообещающий голливудский талант так и остался актером одной роли. В 1987 году его выкинули даже из этой франшизы, выпустив телефильм Bates Motel, в котором вместо Бейтса действовал молодой наследник его семейного бизнеса. Пилот так и не превратился в полноценный сериал, но через четверть века к проекту решили вернуться. Телевидение за прошедшее время стало настоящим музеем патологий, вышел «Декстер», готовится эпопея о Ганнибале Лекторе, почему бы не реанимировать и Бейтса?
Новый Bates Motel — история о том, как Норман превратился из славного подростка с едва заметным раздвоением личности в психопата, склонного к расчленению личностей посторонних. В главной роли — только что отметивший совершеннолетие Фредди Хаймор, образцовый юный Декстер. В роли деспотичной матери — интереснейшая актриса Вера Фармига, американка с украинскими корнями. Действие перенесено из середины прошлого века с его беспомощной полицией (несколько преступлений, приписываемых прототипу героя, реальному маньяку Эду Гейну, до сих пор не раскрыты) в наши дни, что добавляет сюжету остроты, но лишает его исторического шарма. В свое время Хичкок, чтобы сохранить сюжет в тайне, скупил почти весь тираж романа Блоха; в Bates Motel же развязка известна заранее: мальчик сделает из мамы чучело и начнет разгуливать в ее платье с ножом. Впрочем, создатели (а среди них есть мудрые люди, запускавшие сериал LOST) подчеркивают, что сериал скорее о семье, чем об убийствах. А телеканал A&E (в названии речь идет про Arts & Entertainment, а не витамины, но и их канал производит достаточно) в успехе уверен настолько, что вместо пилота запустит целый сезон.
Хочется верить, что все у Бейтсов получится: раз уж телевизор забит маньяками, то пусть хоть один из них будет человеком по-настоящему семейным.