«Декабрь — это лучшее время для того, чтобы подводить итоги, закрывать, как говорится, свои “хвосты” и делать хорошие дела» — с таких слов Ксении Собчак, которой предстояло пускать с молотка драгоценности, начался благотворительный вечер проекта «Сноб». Перед главной частью программы — аукционом ювелирных изделий — прошла презентация пятого книжного проекта журнала «Сноб», сборника «Все о моем доме».
Зазвучала музыкальная тема поместья Тара из «Унесенных ветром». Главный редактор журнала «Сноб» Сергей Николаевич рассказал о том, что импульсом к созданию сборника стало неожиданное посещение виллы La Colombaia, принадлежавшей Лукино Висконти. Он зачитал предисловие к книге, где описана эта история. Чтения продолжили поэт Татьяна Щербина, писательница Жужа Д., Игорь Верник и Ксения Собчак, которая прочитала рассказ о первом доме в своей жизни на Кустодиева, 21, — метка с этим адресом была пришита к ее варежке. Последней к микрофону вышла Диана Арбенина с повестью о своем детстве на Колыме. После завершения чтений по сцене разлетелись листы текста, бокалы задрожали от аплодисментов. Арбенина не могла уйти без песен, вместо рояля в кустах у нее были два «Гибсона». «Но только снимите с меня бабочку, она меня достала! Пока я в ней, я петь не буду», — заявила Диана, и затем, избавившись от бабочки и поставив ногу на стул, она исполнила несколько песен. Перед самым началом торгов атмосферу смягчил Петр Налич, музыкальная программа которого состояла — неожиданно — из женских романсов.
«Как говорится во время хорошего секса, все это только прелюдия, — сказала Собчак. — Все это предшествует хардкору, который здесь и сейчас мы надеемся от вас получить. Идея провести аукцион принадлежит не столько нам, сколько Лизе Глинке. Эта отважная хрупкая женщина всеми силами пытается помочь людям, которые в прямом смысле слова сейчас могут замерзнуть. Давайте поможем им вместе. Лизе неудобно говорить об этом самой — она человек очень скромный, — но у ее фонда произошла большая беда: деньги на счетах “Мастер-Банка” были заморожены, и мы не знаем, когда их вернут. Но люди хотят есть и тепло одеться уже сегодня, они не могут ждать. Мы надеемся, что вы все откликнетесь». Слово взяла Лиза Глинка: «Мы работаем с непопулярными слоями населения — это бездомные и малоимущие. Давно пора признать, что бедные в стране есть, и пора открыть для них дома, больницы и поменять к ним отношение. Третье направление нашей работы — это маленькие дети, до четырех лет, с тяжелыми поражениями нервной системы, умирающие в домах ребенка».
Наконец, пришло время для добрых дел. Драгоценные лоты для аукциона — украшения из ювелирных бутиков и личных коллекций — предоставили друзья Ксении Собчак. Первый лот, кольцо Stephen Webster из белого золота с бриллиантами и горным хрусталем, передала Анастасия Рагозина. Стартовая цена в тысячу долларов за секунды взлетает до пяти. Восемь, десять, двенадцать… Верник подзадоривает: «Ювелир Стивен Вебстер добывает этот хрусталь вручную, лезет в гору под песни Высоцкого в айпаде, а внизу его русская жена поет о том, что лучше гор может быть только это кольцо!» Такая картина увеличивает цену кольца до пятнадцати тысяч — за эту сумму его приобрел владелец группы компаний ROST Group Вадим Беляков.
Следующий лот — серьги с аквамарином и браслет ручной работы из серебряной нити — предоставила Ингеборга Дапкунайте. «Представьте! Они касались чувственной шеи и изящных ушей самой Ингеборги!» — говорит Ксения Собчак, назначая начальную сумму комплекта в тысячу долларов. «Тысяча двести?! — кричит Верник, видя поднятую табличку. — За эту сумму мы отдадим вам одну сережку!» Собчак добавляет: «Где-то в потемках на вас уже смотрит великий и ужасный БГ. Этот человек обычно выступает за такие деньги, которым не будет равна стоимость всей коллекции украшений Ингеборги Дапкунайте! Не разочаровывайте его: сегодня он приехал специально для Доктора Лизы выступить абсолютно бесплатно. Поэтому давайте пять, и разойдемся друзьями». Ресторатор Илья Лихтенфельд вступает в борьбу, показывает три пальца, затем четыре — и лот уходит к нему за четыре тысячи долларов.
Третий лот от Светланы Бондарчук, кулон в виде двух сердец ювелирного дома Chaumet, описан Светланой как первый подарок Федора Бондарчука. Ксения добавляет: «Он еще не знал, что будет снимать “Сталинград” и его гонорары вырастут, и буквально на последние деньги купил Свете старика Шоме!» Сердечки уходят за четыре тысячи к Юлии Леоновой. Она же выигрывает и следующий лот — золотые серьги с лунными камнями из бутика Полины Киценко Podium Jewellery — за одиннадцать тысяч долларов.
Дизайнер Ульяна Сергеенко передала в качестве благотворительного приза не только золотые серьги с хрустальными дисками, но и два приглашения на показ ее коллекции одежды haute couture в Париже. Илья Лихтенфельд побеждает в торгах и за этот лот, предложив шесть тысяч долларов. «Я скажу только два слова, — Собчак выдержала паузу, — он холост. И у него есть прекрасные серьги!» — «Ксения, естественно, я подарю их тебе!» — отвечает победитель.
Следующее украшение вызывает огромный ажиотаж. Перед началом торгов Ксения Собчак рассказала, как она с Ксенией Соколовой отправилась брать интервью у Михаила Саакашвили, который в итоге влюбился в Соколову, и Собчак после интервью «уныло поплелась в аэропорт одна». «Через два дня Ксения включила телефон, и голос у нее был веселый. А еще через две недели она вернулась, и я на ней заметила украшения — она сказала, что купила их в ЦУМе, но я поняла, что врет. И вот, наконец-то, вскрылась страшная правда: золотое колье Михаила Саакашвили — точная копия княжеского украшения из древней Колхиды! Надеюсь, в зале есть родственники Иванишвили, чтобы купить это колье», — сказала Собчак. Ксения Соколова подытожила: «Правда раскрылась не сегодня. Когда к власти в Грузии пришел новый президент, парламентская комиссия начала заниматься расходами Саакашвили. И в реестре этих расходов была найдена строчка: “Золотое колье для Ксении Соколовой за две тысячи долларов”. Мой начальник Николай Усков, узнав это, сказал: “Соколова, самое ужасное, что тебе дарят такие дешевые украшения!” Я решила, что эта красивая вещь должна иметь красивую судьбу». Миранда Мирианашвили собирается купить это колье и пополнить тем самым казну Грузии, но ее цену перебивает Денис Кротов, которому украшение в итоге достается за четыре с половиной тысячи долларов.
Украшение авторства присутствовавшей в зале Яны Расковаловой — серьги из черненого золота с 24 сапфирами — ушло с молотка быстрее всех. Стартовая цена в момент выросла в три раза, и серьги были куплены за девять тысяч долларов. Обладательницей благотворительного приза стала Оксана Вирко.
Последний лот — золотое колье с семью хрустальными подвесками и швейцарским кружевом из золотой нити, переданное главой компании Soho Jewellery Юлией Визгалиной, — приобрела за восемь с половиной тысяч ведущая аукциона Ксения Собчак. Только гости перевели дух после торгов, как Илья Лихтенфельд объявил о продаже собственных швейцарских часов из розового золота — гости стали кричать и аплодировать. Стартовая цифра была обозначена уже не в долларах, но в евро. Самым активным участником торгов за мужские часы стала Ксения Соколова, предложение которой стало лучшим: одиннадцать тысяч евро.
По предварительным подсчетам, на аукционе было выручено около 78 000 долларов. После окончания аукциона на сцену вышел Борис Гребенщиков и своим камерным выступлением завершил дружеский вечер.
Проект «Сноб» сердечно благодарит участников аукциона, а также всех, кто предоставил лоты и сделал пожертвования фонду Елизаветы Глинки «Справедливая помощь».