Александр Митта: Олимпиада — это такой многосерийный, нагруженный спектакль
Леонтий Бызов, социолог:
Открытие Олимпиады, блистательные победы российских спортсменов, а затем эпическое ее закрытие частично создали объединяющий эмоциональный фон для многих россиян. Все смотрели соревнования и болели за наших спортсменов. Хотя значительная часть людей, принадлежащих к оппозиционно-либеральному лагерю, подчеркивала, что Олимпиада, наоборот, расколола российское общество. Это мнение тоже имеет право на существование. Олимпиаду можно назвать пиром во время чумы, праздником, который происходит на фоне нерешенных социальных проблем. Еще не надо забывать, что она принесла много негатива: коррупционного и экологического.
Позитивный эмоциональный подъем будет иметь ограниченный лимит во времени. Есть такое понятие «медового месяца». Две недели уже прошли, с ними пройдет эйфория, и страна снова почувствует грусть, что осталась с теми же самыми проблемами, которые у нее были, а Олимпиада только усугубила их.
Георгий Цыпин, художник-постановщик церемонии открытия Олимпиады в Сочи:
Я закрытие Олимпиады не смотрел: сразу после завершения работы над церемонией открытия я отправился в отпуск в Мексику, где нет ни телевизора, ни интернета. Да даже если бы и были, я бы не стал смотреть, так как по окончании проекта я эмоционально переключаюсь на что-то другое и больше к нему не возвращаюсь.
А люстра, которая появилась в эпизоде, посвященном «Русским сезонам» Дягилева, действительно создавалась для сцены бала из «Войны и мира», которая была в сценарии церемонии открытия.
Михаил Ратгауз, журналист и кинокритик:
Большого единения вокруг национального праздника, который бы перерастал в интернациональное послание человечеству, все-таки не произошло. Было видно, что за наших спортсменов народ болеет, и понятно, что по-другому быть не может. Но гордость за олимпийские победы не стала объединяющим фактором для общества. Всплеска энтузиазма, гордости, патриотизма я не заметил даже среди тех людей, от которых этого можно было ожидать.
Вадим Дымов, владелец «Дымовского колбасного производства»:
Закрытие — красивое грандиозное шоу с сентиментальными нотками в конце, которые отсылают нас к Олимпиаде-80. Этакая ностальгия по совку. По моему мнению, Олимпиада объединила физически здоровое общество, показала, что в стране очень много талантливых спортсменов и что Россия претендует на звание мировой спортивной мегадержавы. Смысл Олимпиады — не объединять гражданское общество, а давать импульс спорту. Я был там и видел, какое количество флагов привезли люди. Все гордились тем, что приехали из разных уголков большой России. Но к гражданскому обществу это не имеет никакого отношения, потому что никакие гражданские темы и какие-либо нравственные проблемы там не поднимались.
Олимпиада — это большой шаг вперед для нашей страны с точки зрения экономики. Я предприниматель, работаю на заводах и могу представить, какое огромное количество работы было проделано в процессе подготовки к Олимпийским играм. Работы в Сочи были проведены очень большие, которые никогда раннее не проходили. Это выведет на совершенно новый уровень многих специалистов, которые там были задействованы.
Валерий Федоров, генеральный директор Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ):
В целом Олимпиада понравилась. История с нераскрывшимся кольцом — очень тонкий и остроумный ход. То что надо и то, чего никто не ожидал.
Касаемо споров по поводу игр: абсолютное согласие бывает только на кладбище. Вот в КНДР нет споров. Другое дело, идут ли они по какому-то серьезному вопросу или же это просто несводимые позиции двух борющихся сил, где одна сторона пытается поставить в вину второй все происходящее. На мой взгляд, история Олимпиады — отличный пример. Сначала говорили, что это невозможно, что деньги украдут и ничего построено не будет. Потом, когда все построили, говорили, что розетки не там, подушки не тут и волонтеры ничего не знают. Собирали такую некую коллекцию шуток. После открытия тоже пытались что-то говорить, но уже не так резко и громко, потому что крыть было нечем. Сейчас будут говорить: «Да, Олимпиаду мы провели хорошо. Выиграли. Но смотрите, чего нам это стоило! И вообще, эти объекты никогда не окупятся». Вся эта ругань не по делу. Это просто некое обоснование пораженческой позиции. В таких спорах даже участвовать не хочется.
Александр Митта, кинорежиссер:
Моим самым любимым моментом в закрытии стала картина Марка Шагала. А открытие прошло под знаком того, что Малевич — самый влиятельный художник XX века. Я закончил фильм «Шагал — Малевич» и сейчас на все смотрю под этим углом.
Объединила ли наше общество Олимпиада? Скорее, это были телевизоры, которые информировали нас с утра до вечера. Все сидели, смотрели Игры, а потом звонили друг другу и были довольны. Если отвлечься от одновременно происходящих с этим драматических событий на Украине, то это, я бы сказал, был такой многосерийный, очень нагруженный спектакль.
Роман Костомаров, фигурист:
Я полностью согласен с мнением, что Олимпиада в Сочи объединила гражданское общество. Наша страна продемонстрировала всему миру и самой себе, что мы способны проводить на высоком уровне такие масштабные, грандиозные мероприятия. Я был на двух Олимпиадах до этого, мне есть с чем сравнить, и считаю, что наша Олимпиада была действительно красивой. Я был там уже не как спортсмен, а как зритель. Наша страна завоевала больше всех золотых медалей, это говорит о многом.
Погодные условия были комфортные, нигде такого не встретишь на Олимпийских играх, чтобы было и тепло, около 10 градусов, и одновременно в горах лежал снег, и люди катались на лыжах, еще и море рядом.
Сергей Мац, психолог и кинорежиссер:
Мне кажется, Олимпиада мало связана с коммуникациями в гражданском обществе. Есть множество проблем, которые она не решила и не решает, к сожалению. Вижу попытку выдать желаемое за действительное. Олимпиада, безусловно, дала кому-то эмоциональный всплеск, искренне радуюсь вместе с этими людьми, но праздник закончился, а проблемы остались. Образование, здравоохранение, падение рубля, ЖКХ …
Олимпиада как-то повлияла и на отношение к России в мире. Положительно повлияла. Самое замечательное, что сейчас можно было бы сделать, — теми же ресурсами переключиться на решение неспортивных проблем. Попраздновали — и за работу!
Если говорить о повышении самооценки сограждан в результате проведения спортивных супермероприятий, то замечу, что самооценка — это феномен, который формируется личными достижениями человека, и только ими. Невозможно инициировать такой социальный процесс, наблюдение за которым подняло бы самооценку всего общества. Только по-настоящему общие достижения. На самооценку спортсменов, волонтеров, политиков, чиновников, строителей Олимпиада заслуженно повлияла. Но на самооценку людей, которые смотрели все это по телевизору, Олимпиада повлияла ровно настолько, насколько на самооценку домохозяйки влияет просмотр конкурса «Мисс Вселенная».