Креативный директор «Силы Света» Александр Ус: Мы — голос социума, а не просто контора, которая светит на объекты
СВ выходные стартовал фестиваль «Круг света». Вы в нем участвуете?
Ус: Мы в нем давно участвуем. Выиграли первый Гран-при фестиваля в 2011 году. Мы тогда были совсем маленькими, жили в каморке в клубе «Крыша мира» и собственными руками собирали слайдовые проекторы. Началось это вот как. Я познакомился в клубе с одним сумасшедшим бизнесменом, который говорит: «Я такую фигню притаранил из Китая, не знаю, что с ней делать — поехали посмотришь?» Мы поехали к нему смотреть на эту штуку. Это был огромный металлический проектор, немыслимый просто. Выяснилось, что он был на выставке, увидел, как он светит, и подумал: «Ба, да тут безграничные возможности для рекламы: вместо билбордов светить на дом». Я отоспался, приехал следующим вечером и говорю ему: «Врубай». И он врубил. Где-то на окраинах Москвы это было. Засветили весь дом: по всему фасаду рыбки поплыли. Тут я и понял — вот чем надо заниматься.
Мы поселились на «Крыше мира», стали заниматься видеопроекторами, скинулись с Розовым на последние деньги на проекторы, помещение.
Розов: Наша жизнь на крыше — это каждый выходной новые проекционные эксперименты. В один день клуб превращается в космический корабль и гости путешествуют на нем по глубинам космоса, а в другой он становится китайским замком, у подножья которого расположился рынок с забавным поделками и едой. Не осталось, пожалуй, ни одного места в клубе, куда бы мы не светили проектором. Увлекательное было и время, и место.
И тут как раз появился фестиваль света с конкурсом на лучший видеомэппинг на Манеже. Мы стали думать, что бы такого сделать.
Ус: А у меня была мечта — чтобы дома заговорили, чтобы они рассказывали свою историю. Манеж же в центре города — вот пусть Манеж расскажет свою историю. Мы позвонили Влади из группы «Каста», договорились, чтобы он сочинил трек и читал рэп. Он вообще не понял, для чего мы это хотим, но согласился, а потом, когда пришел на репетицию, просто офигел: «Пацаны, вообще, ребята».
СНо в конкурсе вы же не одни участвовали? Кто ваши конкуренты?
Ус: Есть ребята, с которыми мы постоянно соревнуемся, зато в жизни дружим — «Радуга-дизайн», например. Ну и еще есть много маленьких групп. Через «Силу Света» уже столько прошло людей, что несколько очень неплохих команд сколотилось.
СМного людей ушло из «Силы Света»?
Ус: Достаточно
СА почему чаще всего?
Ус: Устают. У нас очень жесткие дедлайны. Мы находимся в рамках В2В — это территория постоянных военных действий. Мы коммерческая компания, которая делает коммерческие заказы под конкретное мероприятие. Как бы грамотно все ни было распланировано, есть, во-первых, желание всегда сделать лучше, что, разумеется, сдвигает график. А во-вторых, нет никакой возможности отсрочить на день, час, даже на минуту работу, потому что дата события обозначена за полгода, туда пригласили гостей, все ждут нашего шоу. Сейчас мы уже немного привыкли к так называемой текучке кадров, а раньше я всеми силами старался людей удержать.
СОткуда к вам приходят сотрудники?
Ус: К нам часто приходят видеодизайнеры с телевизионным опытом, которые работали в рамках экрана. Потом они увидели, что графика может жить за пределами экранного пространства, и загорелись. И вот они приходят, учатся.
Розов: У нас в этом смысле хорошая школа, интересные проекты, и зарплата хорошая тоже… Но дальше на них сваливается очень тяжелая работа и понимание, что мэппинг — это жесткая рамка. Ты не можешь двигать камеру. Все события происходят с домом, внутри него, внутри его границ. В фильмах все наоборот: вот едет объект, камера его облетает, заходит внутрь, выходит наружу. У нас этого делать нельзя, камера зафиксирована.
Ус: Но именно за счет этого и происходит чудо.
СДавайте вернемся к «Кругу света». Я, если честно, думала, глядя на название фестиваля и вашей команды, что вы связанные друг с другом структуры. Это так?
Ус: Совсем нет. У нас вообще с ними были очень непростые отношения. Сейчас, правда, на фестивале сменилась команда. А в 2013 году мы снова сделали рэп-мэппинг, теперь уже с Бастой и снова на здании Манежа…
СА почему вы опять выбрали рэп?
Ус: Мы поняли, что рэп с мэппингом хорошо сочетаются. Дело в том, что в мировом мэппинге сейчас появилась плохая тенденция: эффект ради эффекта. Здание разрушается, разбивается, сжигается, снова собирается — это бессмысленное и беспощадное действо.
Мне всегда хотелось привнести в действие смысл, историю в шоу. Но когда ты это делаешь, надо быть очень осторожным. У человека другая часть мозга смотрит шоу, чем та, что смотрит кино: в кино ты готов улавливать сценарий, а в шоу ты хочешь видеть только красоту. Поэтому нужно добавить рэп, в котором проговаривается то, что ты хотел сказать. Ведь мы — голос социума, а не бессмысленная контора, которая просто красиво светит на объекты.
Я объясню. В прошлом году мы решили не участвовать в конкурсной программе фестиваля и сделали просто качественное шоу «Колобок» на парадном входе в парке Горького. Причем до представления мы сделали интерактивную часть: поставили плазму, дети могли раскрашивать здание на ней, и в реальном времени здание менялось. Для нас этот проект был очень интересным и прорывным. Мы отошли от стандартного хода с разрушением здания, работали с плоской анимацией, сделали сюжет — и что же? Никто не понял сюжет.
Ус: Некоторые нас ругали за эту работу. Хотя дизайн-сообщество до сих пор аплодирует. При этом в это же самое время в том же месте мы сделали классический 3D-мэппинг по мотивам моего любимого художника Эшера Морица: сначала обвели границы здания с помощью света, потом показали его архитектуру, потом показали объем, проникли внутрь, поигрались с оптическими иллюзиями, разогнали трансформацию — и так далее. То есть «Колобок» был как iOS 7, а «Мориц» как iOS 6. И последнее всем понятнее.
СВероятно, зритель не успевает за вами. Вы за это время сколько проекторов сменили, сколько команд, сколько сделали представлений? А типичный городской житель за последние лет пять посмотрел в лучшем случае три-четыре световых шоу. А тут вы ему сообщаете, что разрушить здание, оказывается, уже моветон.
Розов: Об этом стоит задумываться. Когда ты в этом варишься, происходит профессиональная деформация — про зрителя забываешь. А надо думать о человеке, конечно. Я в мэппинге видел уже много разрушений, и их эффект для меня потерян, а типичный зритель все еще этим наслаждается.
Ус: Именно поэтому в некоторых заказах мы вернулись на несколько шагов назад. Я от всех требую, чтобы делали максимальный масс-маркет. Все-таки мы работаем для людей, и люди должны получать от нашей работы удовольствие.
СВ этом смысле проект с Бастой на «Манеже» идеален? Он вполне понятен, там есть элемент шоу.
Ус: Ну нет. Там тоже был эксперимент. Все шоу построено не на графике, а на снятом видео. Поверх видео шли почеркушки в духе как дети разрисовывают фотографии. И лишь в конце был отдельный блок с 3D-мэппингом. Мы даже так и написали: «А теперь мэппинг». Но жюри не оценило юмор. Жюри возглавлял француз, который сказал, что ничего не понял. Но оно стоило того. Рядом с Кремлем была кинута пара острых фраз: «Кого-то злит медлительный официант или когда под официальной маской нет лица, кого-то злят гей-парады, а кто-то им рад, а кто-то всегда за и услужливо лижет зад».
Селиванова: При этом на проект мы потратили 700 тысяч рублей.
СОго!
Селиванова: Но это очень важно для имиджа. Мы, безусловно, коммерческая организация, но мы также понимаем, что должна быть обязательно такая работа, где мы можем оторваться, не зависим от пожеланий заказчика и делаем что хотим.
СВ каком соотношении должно быть коммерческое и некоммерческое?
Розов: Надо анализировать свое портфолио. В Америке мы считаемся лучшими мэппинг-презентаторами автомобилей. Мы завоевали первое место и третье место на известном портале Live Design Magazine. И на нас посыпались заказы — хоть открывай отдельный автомэппинг. Но сейчас мы даже специально не выкладываем эти видео на сайт, потому что получается перекос.
Ус: Это вопрос баланса. Вот ты видишь: слишком много коммерции пошло — значит, надо переориентироваться и сделать что-то для себя.