Зачем девушкам острые зубы: 7 фильмов из 7 программ фестиваля 2morrow
Совсем недавно Ольга Дыховичная и Ангелина Никонова рассказывали нам, с какими непредвиденными трудностями столкнулись при организации восьмого фестиваля независимого кино 2morrow. С удовольствием констатируем, что искусство победило мрак: самый обаятельный столичный фестиваль проходит с 20 по 25 октября в Музее Москвы, специально перестроенном для кинопоказов, и ЦДК. Его жюри так же авторитетно, а программа насыщенна и эффектна, как в предыдущие годы. Фильмов много, повторов, за некоторыми исключениями, нет, поэтому рискнем выбрать наших фаворитов — на них и обратите внимание.
1. «Песчаные доллары»
Богатая европейская старуха покупает ласки юной доминиканки — сюжет для социальной секс-комедии в духе Ульриха Зайдля оборачивается элегией в сумерках.
Всего в конкурсе 2morrow — восемь отборных фильмов, включая изумительный мистический вестерн аргентинца Лисандро Алонсо «Хауха» (сенсация каннского «Особого взгляда») и саркастичную социальную фреску индийского режиссера Чайтаньи Тамгани «Суд» (приз Венецианского кинофестиваля за дебют и главный приз секции «Горизонты»). У «Песчаных долларов» (а точнее, «Морских ежей» — именно этих животных обозначает вынесенное в название словосочетание Dólares de Arena) чуть менее громкая фестивальная слава, что не совсем справедливо. Тихий чувственный фильм выделяется актерским дуэтом: дебютантка-непрофессионал с животной органикой Янет Мохике и легендарная Джеральдина Чаплин, дочь Чарли Чаплина, всегда открытая отчаянным экранным экспериментам, вступают в прихотливую, психологическую и эротическую игру. В смелости Чаплин и ее вечно молодом взгляде на мир сомневаться не приходится — достаточно вспомнить, как, возглавляя жюри 33-го ММКФ, она пришла в восторг от «Шапито-шоу» Сергея Лобана.
2. «Девушка ночью гуляет одна»
Одни и те же дороги ведут в Готэм-сити, Город грехов и новоявленный Гиблый город. Среди его прокопченных стен нет невинных — здесь все, включая жадных детей, испорчены настолько, что молодую вампиршу не мучит совесть: смерти достоин любой. Но однажды она встретит хмельного юношу в костюме Дракулы, мелкого мошенника, чудом завладевшего богатствами мертвого сутенера и наркодилера, и ощутит не гнев и голод, а новое странное чувство. The Thing Called Love.
Один из главных фильмов-сюрпризов года участвует в параллельной основному конкурсу программе 2morrow. Здесь есть и трехчасовой «Малыш Кенкен» Брюно Дюмона — нахальный мини-сериал, в котором Дюмон решил, не изменяя жестокому натуралистичному стилю, стебаться по поводу всего, из чего прежде делал трагедию, и ехидное посвящение бунтарским 1960-м «Баллада о принятии мира» Вейко Ыунпуу. Но «Девушка» все равно круче. Эта снятая в Калифорнии американская картина не случайно снабжена рекламным слоганом «Первый иранский вампирский вестерн»: с экрана льется фарси, в ролях — актеры иранского происхождения, соотечественники режиссера Аны Лили Амирпур, и нет никаких сомнений в принадлежности вымышленного Bad City подлинному Ирану. Впрочем, о нравах и политике тут намеком, на первом плане — странная love story в музыкальном сопровождении подпольной рок-группы из Тегерана Kiosk и лондонских рокеров White Lies.
3. «Форс-мажор»
Он же «Турист» — гала-премьера 2morrow. Фильм Рубена Остлунда занял одну из лидирующих позиций в нашем рейтинге лучшего за 2014, потому что он действительно лучший. Must see.
4. «Будущее»
68 минут домашней вечеринки в Мадриде 1982-го, сразу после победы социалистов на выборах, — форма и содержание этого удивительного, не имеющего аналогов фильма. Я писал о «Будущем» в репортаже из Локарно-2013, не надеясь на то, что кто-либо привезет фильм в Москву. Отличился 2morrow, включивший картину в секцию «Шум времени». В этой же программе есть еще как минимум один шедевр и два любопытнейших фильма, ухитряющихся говорить о политике поэтично: «От предшествующего» Лава Диаса (подробнее здесь), «Сотворение смысла» Симоне Раписарды Казановы (подробнее здесь) и «Письма к Максу» Эрика Бодлера, меланхоличное путешествие режиссера по непризнанной Республике Абхазия в компании экс-министра иностранных дел Максима Гвинджии.
5. «Встреча выпускников»
Режиссер фильма Анна Оделл приходит на встречу выпускников, чтобы угробить торжество: она, не стесняясь в выражениях, напоминает улыбающимся однокашникам, какими сволочами они были в школьные годы. Однокашники со скандалом вышвыривают Анну, но это далеко не конец фильма.
Что это — мистификация, мокьюментари, опыт по использованию кино в качестве психотерапевтического средства, арт-эксгибиционизм? Кирилл Сорокин и Алена Бочарова, придумавшие отменный Beat Film Festival, — постоянные резиденты 2morrow, год из года включающие в программу фильм-обманку, разрушающий границу между доком и фикшн. На прошлом 2morrow это был кинопортрет мюнхенского многоквартирного дома деклассированных элементов «Аннели», на этом — «Встреча выпускников». Рядом — честный, без вывертов, док: о Сьюзан Зонтаг, Ай Вейвее, Сергее Эйзенштейне и мэре колумбийского города Боготы, управлявшего мегаполисом с помощью приемов, достойных художника-перформансиста.
6. «Белый день»
Основанный на реальных событиях триллер Михаила Лукачевского из Якутии (мы писали о фильме в репортаже с фестиваля «Движение») — один из хедлайнеров самой экзотичной программы 2morrow «Офсайд». Она состоит из «регионального» кино — того, что делается вне студий, часто — на одном только энтузиазме, далеко от Москвы. Получается здорово. Для этого гида я выбрал «Белый день» только потому, что это единственный уже виденный мною фильм нового «Офсайда». Остальные участники интригуют не меньше: еще один снежный якутский триллер «Беглый», новые короткометражки студентов Александра Сокурова, снятый с помощью краудфандинга фарс про выборы «Похабовск. Обратная сторона Сибири» и постапокалиптическая антиутопия «Полигон 27».
7. «Джеки в царстве женщин»
Лучшая комедия про тоталитаризм — фрагмент новейшей кровавой истории Демократической Республики Бюбюнн, где подавленным представителям мужского пола запрещено почти всё, а публичные казни в порядке вещей. Фильм изобретательного хулигана Риада Саттуфа («Красивые парни») с великой Шарлоттой Генсбур в роли преемницы престола участвует в программе Horror/Humor — рядом с другими «смешками» и «страшками», включая эпический хоррор «Спокойной ночи, мамочка», фигурировавший в этом венецианском репортаже.