Лучшее за неделю
14 мая 2021 г., 18:37

Как написать и оформить успешную книгу так, чтобы все ждали ее выхода

Читать на сайте
Фото: пресс- служба

Если вы специалист в своей сфере, у вас большой опыт и много историй из практики, то собрать материал для книги не так уж и сложно. Последние семь лет я работаю редактором, много пишу и еще больше вычитываю и правлю чужие статьи. За это время я написала руководства, собрала чек-листы для авторов, устраивала разборы статей, проводила обучение, выступала на конференциях, писала книги. У меня есть тысячи примеров на тему того, как написать интересный и понятный текст. Тем не менее от момента идеи до выхода книги у меня ушло два года. Потому что хорошая книга — это не только текст.

Работа с содержанием

Хотя у меня есть опыт выпуска книг, с новой публикацией я проходила все с нуля. Свои первые две книги, «Пиши, сокращай» и «Новые правила деловой переписки», я писала в соавторстве с коллегой Максимом Ильяховым, и мы друг друга торопили, редактировали, советовались, придумывали ходы. А теперь я делала все сама. Обычно выпуск начинается с договоренностей с издательством. Когда мы придумали выпустить «Пиши, сокращай», то писали всем известным компаниям, но получали отказы. Пока в нас не поверила «Альпина». 

Зимой 2019 года я подумала когда-нибудь в будущем написать книгу о драматургии в информационном тексте. В феврале я выступала на конференции MEH, и мы с организаторами решили анонсировать эту книгу, будто я реально над ней работаю. Чтобы эта шутка вписалась в выступление, я выбрала для книги максимально глупое название, нафотошопила обложку и попросила зал меня поддержать. 

В момент анонса книги на конференции я просто рассказала о ней ради драматургии и не планировала сразу реально ее писать. Потом о моей идее узнали в издательстве «Бомбора» и предложили выпустить книгу у них. Мне было приятно, что они проявили инициативу, и я согласилась.

В начале работы я несколько раз общалась с редактором из издательства и обсуждала содержание и структуру. Так прошли первые полгода работы, когда я пыталась утрясти главы и параграфы и делала первый подход к тексту. Я показала издательству вариант, и оно его одобрило. А потом я потратила еще девять месяцев на то, чтобы все переписать, потому что текст был написан скучно, а структура противоречила логике.

Вот, например, как выглядело содержание первой главы в начале работы над книгой и в финале.

Я не знаю, как пишут книги авторы, которые не работают с текстом профессионально. Насколько я понимаю, в таком случае большую работу берут на себя редакторы издательства. Я же советовалась с редактором только в начале, а потом компоновала материал, писала текст и редактировала сама. Чтобы книга получилась качественной, мне пришлось выкинуть первую версию текста почти целиком и написать все заново. 

Вместе с содержанием и структурой книги я серьезно редактировала каждый параграф. Часто получалось так: читаю параграф, он мне не нравится, я удаляю целиком разворот книги и пишу заново.

Вот, например, один и тот же фрагмент до переделки и после. Даже не вчитываясь в текст, видно, насколько все изменилось, стало ритмичнее и нагляднее благодаря примерам.

Для меня было важно, чтобы книга легко читалась, поэтому я проводила такую радикальную редактуру. Я хотела, чтобы читатель открыл первую страничку и не мог оторваться и чтобы можно было читать даже на уставшую голову. Поэтому я сама перечитывала каждую страницу, замечала, где написано скучно, где не хватает примеров, где слишком долго размазывается одна мысль, и переписывала так, чтобы все это исправить. И всегда применяла те же приемы, о которых пишу в книге: добавляла примеры, шутила, объясняла на метафорах. Когда все было готово, отредактировала текст еще раз.

Я показала книгу своему другу — арт-директору с богатым опытом, и он дал мне много полезных комментариев. Так мне пришлось переписать еще один разворот, потому что там нашлась антинаучная чушь, и пришлось поправить множество мелочей. Если вы можете показать свою книгу кому-то умному и беспристрастному — обязательно сделайте это.

В итоге работа над книгой продолжалась год и три месяца, хотя я думала, что справлюсь за полгода. Но в процессе все оказалось сложнее.

Как помогают макет и оформление

Обычно в работе над книгой автор сдает рукопись, издательство разрабатывает макет и перетаскивает туда текст. Результат вы все представляете.

Это книга Насима Талеба «Антихрупкость». Новый параграф начинается с середины страницы. В конце обеих страниц мысль не заканчивается, а продолжается на следующей. То есть читателю придется перелистывать, чтобы прочитать конец предложения. Я делала иначе. Все книги, над которыми я работала, я писала сразу в макете. Поскольку это не стандартная практика, об этом нужно отдельно договориться с издательством. Но я не представляю, как работать по-другому. Для меня важно не только качественное содержание, но и то, как оно расположено на разворотах. Я хочу, чтобы читателю было удобно читать и запоминать идеи. Для этого они должны быть правильно поданы.

Вот так выглядят развороты моей книги.

Новая мысль всегда начинается на новой странице и заканчивается на развороте. То есть каждая страница и разворот создается как отдельное произведение, чтобы читателю было удобно. Так может работать только автор: я хорошо знаю материал и могу вырезать лишнюю строчку или добавить пример, если нужно добить текст до конца разворота. Этого не сможет сделать даже самый чуткий верстальщик книг на свете, потому что у него нет права вмешиваться в материал ради красивой верстки.

В моем случае работа строилась так:

  1. Я написала первую заметку-черновик, которая в будущем войдет в книгу. В этой заметке уже были многие элементы верстки, например таблица и примеры с отступом.
  2. Поговорила с арт-директором о макете, отдала ему эту заметку.
  3. Арт-директор сделал первую версию макета, сформулировал идею, которая должна передаваться через оформление, придумал стиль иллюстраций.
  4. Я продолжила писать книгу в макете, а по ходу стала понимать, каких элементов верстки не хватает.
  5. В процессе дорабатывали макет и заказывали иллюстрации.
  6. Когда книга была готова и сверстана, я отдала ее арт-директору.
  7. Арт-директор обновил макет, поменял некоторые элементы, предложил иначе сверстать часть страниц, подобрал новый шрифт для заголовков и каждый заголовок проработал вручную.

Итоговый шрифт для заголовков мы выбрали в самом конце.

По ходу работы я много рассказывала о книге и собирала отзывы. В инстаграме выкладывала сторисы с фрагментами или элементы оформления книги. И вот когда мы выбрали шрифт и я показала его своим подписчикам, они стали голосовать против.

Издательство тоже было против этого шрифта, но мы с арт-директором стояли на своем. В итоге к моменту выхода книги все хвалили оформление.Когда выбираешь что-то, что выходит за рамки стандарта, это встречает сопротивление, и читателям просто нужно время, чтобы принять непривычное.

В целом оформление книги получилось не типичным для нон-фикшена. Иллюстрации больше похожи на сказочные. Но именно это и круто: моя книга посвящена интересному тексту, а значит, обязана выделяться среди других. Один из важных принципов драматургии — нарушать ожидания, и мы с художником и арт-директором специально добивались этого в макете.

Если честно, я не знаю, что больший труд: сделать крутую книгу, которая не похожа на то, что есть на рынке, или заставить читателей и издательство поверить в нее. С издательством получилось не сразу, и здесь начинается самое интересное.

Пилотный тираж и продвижение

С самого начала я сделала процесс работы над книгой публичным: объявила о подписании договора с издательством, писала посты о процессе работы, проводила опросы. С момента анонса до старта продаж я заручилась огромной поддержкой читателей, которые ждали книгу, присылали письма, поддерживали меня в комментариях.

Самое интересное началось, когда книга уже была готова, и мы решали с издательством вопросы с обложкой. Получилось так, что в октябре книга должна была уйти в печать, но весь сентябрь мы обсуждали обложку и так не смогли прийти к согласию. Тогда я приняла радикальное решение и отменила выход книги.

План был в том, что несколько месяцев я буду вести активность по продвижению: в итоге все будут ждать ее именно с моими обложкой и шрифтом, а издательство не будет возражать против моего оформления. Вот, что я сделала и во сколько это обошлось.

Напечатала пилотный тираж. Я решила, что лучший способ проверить книгу в действии, собрать отзывы и запустить рекламу — напечатать собственный тираж и распространить его. Я живу в Рязани и напечатала 100 экземпляров в Рязанской областной типографии. В итоге я разобралась, как подгонять макет под типографское оборудование, от чего зависит стоимость печати и как определиться с цветовой палитрой. И это бесценные знания.

Теперь я не представляю, как можно выпустить книгу без пилотного тиража. После того, как я получила свои сто экземпляров, мы внесли два десятка исправлений в верстку, формулировки, обложку. Еще стало ясно, что страницы должны быть толще, потому что иллюстрации просвечивались.  

Напечатать сто книг стоило 88 000 рублей.

Отправила часть тиража прекрасным людям. Для пиара книгу нужно было отправлять блогерам с большой аудиторией, но мне было плевать на пиар. Я мечтала показать свою книгу людям, которых уважаю и которыми восхищаюсь. Так, я отправила книгу Владимиру Познеру, драматургу Саше Денисовой и сценаристу Камиллу Ахметову. Понятно, что с точки зрения медийности мне это ничего не дало, но сам факт того, что я могу показать свою работу таким специалистам, меня здорово вдохновил.

С медийностью все-таки тоже сложилось. Например, о книге рассказали Денис Чужой и Татьяна Никонова. А еще телеграм-канал «Беспощадный пиарщик»: их стиль я разбираю в книге, а они написали об этом в своем канале. Всем троим я отправила по экземпляру. С Денисом мы знакомы, а Татьяне и «БП» я просто писала сообщение и предлагала прислать книгу. Они очень хорошо это восприняли.

В итоге я отправила около тридцати книг. Доставка обошлась в 15 тысяч рублей.

Оставила один экземпляр книги в центре Москвы, в отеле «Рихтер», и в инстаграме предложила читателям его забрать: кто первый доберется, тот и получает книгу. Через час ее уже забрали. Это было бесплатно.

Устроила благотворительную акцию. Это моя любимая идея — читатели могли купить книгу за пожертвование в благотворительный фонд из списка, в нем было пять организаций, которые я поддерживаю сама. Я выделила на это 20 экземпляров, и они разошлись за 20 минут.

В результате моей акции фонды получили 30 тысяч рублей. А я потратила 12 300 рублей на отправку.

Конечно, было много активности, которую можно считать условно бесплатной. Мы вместе с арт-директором запустили сайт книги, я активно вела инстаграм и вовлекала читателей, участвовала в подкасте «Поредачим» у Паши Федорова, а еще придумала вот такой канал:

Сейчас книга вышла, и часть работы по продвижению взяло на себя издательство и пиар-агентство, но я продолжаю со своей стороны тоже устраивать движухи. У меня в планах еще конкурс для читателей и несколько других задумок.

Итак, секрет успеха 

Я не знаю, насколько успешной будет книга. Может быть, сейчас спадет ажиотаж от моих читателей, а дальше продажи пойдут с трудом. Нужно время, чтобы это проверить. Но я точно знаю, что я сделала все, что от меня зависит, чтобы книга стала популярной. А секрета, как всегда, нет.

Для меня главный вызов был в том, чтобы не бояться. Не бояться взять больше времени на работу, чем планировалось. Делиться своими провалами с читателям. Удалить готовый материал и написать его заново. Отстаивать свои идеи перед читателями и издателями. Спрашивать совета, но отвечать за результат.

На работу с книгой я потратила полмиллиона рублей, которые, вероятно, никогда не окупятся. Эти деньги ушли на макет, иллюстрации, шрифты, печать тиража и продвижение. И если у вас есть лишние полмиллиона – это здорово снимает любые страхи.

Больше текстов о культуре и обществе — в нашем телеграм-канале «Проект «Сноб» — Общество». Присоединяйтесь

Вам может быть интересно:

Обсудить на сайте