![Аватар](/_nuxt/img/none.b96e764.png)
Как написать и оформить успешную книгу так, чтобы все ждали ее выхода
![Фото: пресс- служба](https://snob.ru/indoc/attachments/snob2/86/65/86650aef6c6e875ae78a671187b342356180397bc1bde9a55bed7715db5993ab.jpg)
Если вы специалист в своей сфере, у вас большой опыт и много историй из практики, то собрать материал для книги не так уж и сложно. Последние семь лет я работаю редактором, много пишу и еще больше вычитываю и правлю чужие статьи. За это время я написала руководства, собрала чек-листы для авторов, устраивала разборы статей, проводила обучение, выступала на конференциях, писала книги. У меня есть тысячи примеров на тему того, как написать интересный и понятный текст. Тем не менее от момента идеи до выхода книги у меня ушло два года. Потому что хорошая книга — это не только текст.
Работа с содержанием
Хотя у меня есть опыт выпуска книг, с новой публикацией я проходила все с нуля. Свои первые две книги, «Пиши, сокращай» и «Новые правила деловой переписки», я писала в соавторстве с коллегой Максимом Ильяховым, и мы друг друга торопили, редактировали, советовались, придумывали ходы. А теперь я делала все сама. Обычно выпуск начинается с договоренностей с издательством. Когда мы придумали выпустить «Пиши, сокращай», то писали всем известным компаниям, но получали отказы. Пока в нас не поверила «Альпина».
Зимой 2019 года я подумала когда-нибудь в будущем написать книгу о драматургии в информационном тексте. В феврале я выступала на конференции MEH, и мы с организаторами решили анонсировать эту книгу, будто я реально над ней работаю. Чтобы эта шутка вписалась в выступление, я выбрала для книги максимально глупое название, нафотошопила обложку и попросила зал меня поддержать.
![](https://snob.ru/indoc/attachments/snob2/d6/56/d656609e7809f44d721dfb09fd66ae2555a161a23a4126a1b1c67a7d4957a20d.jpg)
В момент анонса книги на конференции я просто рассказала о ней ради драматургии и не планировала сразу реально ее писать. Потом о моей идее узнали в издательстве «Бомбора» и предложили выпустить книгу у них. Мне было приятно, что они проявили инициативу, и я согласилась.
В начале работы я несколько раз общалась с редактором из издательства и обсуждала содержание и структуру. Так прошли первые полгода работы, когда я пыталась утрясти главы и параграфы и делала первый подход к тексту. Я показала издательству вариант, и оно его одобрило. А потом я потратила еще девять месяцев на то, чтобы все переписать, потому что текст был написан скучно, а структура противоречила логике.
Вот, например, как выглядело содержание первой главы в начале работы над книгой и в финале.
![](https://snob.ru/indoc/attachments/snob2/b6/d9/b6d9550198c15b9ebd31658be9617bde6102eb12d8d1f6f9312d67ad6554ff5d.png)
Я не знаю, как пишут книги авторы, которые не работают с текстом профессионально. Насколько я понимаю, в таком случае большую работу берут на себя редакторы издательства. Я же советовалась с редактором только в начале, а потом компоновала материал, писала текст и редактировала сама. Чтобы книга получилась качественной, мне пришлось выкинуть первую версию текста почти целиком и написать все заново.
Вместе с содержанием и структурой книги я серьезно редактировала каждый параграф. Часто получалось так: читаю параграф, он мне не нравится, я удаляю целиком разворот книги и пишу заново.
Вот, например, один и тот же фрагмент до переделки и после. Даже не вчитываясь в текст, видно, насколько все изменилось, стало ритмичнее и нагляднее благодаря примерам.
![](https://snob.ru/indoc/attachments/snob2/5f/45/5f4584926918bb6a77ff2599275b29c732491f6c6f659f25044476b2e0c9bd04.png)
Для меня было важно, чтобы книга легко читалась, поэтому я проводила такую радикальную редактуру. Я хотела, чтобы читатель открыл первую страничку и не мог оторваться и чтобы можно было читать даже на уставшую голову. Поэтому я сама перечитывала каждую страницу, замечала, где написано скучно, где не хватает примеров, где слишком долго размазывается одна мысль, и переписывала так, чтобы все это исправить. И всегда применяла те же приемы, о которых пишу в книге: добавляла примеры, шутила, объясняла на метафорах. Когда все было готово, отредактировала текст еще раз.
Я показала книгу своему другу — арт-директору с богатым опытом, и он дал мне много полезных комментариев. Так мне пришлось переписать еще один разворот, потому что там нашлась антинаучная чушь, и пришлось поправить множество мелочей. Если вы можете показать свою книгу кому-то умному и беспристрастному — обязательно сделайте это.
В итоге работа над книгой продолжалась год и три месяца, хотя я думала, что справлюсь за полгода. Но в процессе все оказалось сложнее.
Как помогают макет и оформление
Обычно в работе над книгой автор сдает рукопись, издательство разрабатывает макет и перетаскивает туда текст. Результат вы все представляете.
![](https://snob.ru/indoc/attachments/snob2/6c/28/6c288c8d7a313f1c56b016299383ce7623d59a0748589723c3bae3afb9cb2abc.png)
Это книга Насима Талеба «Антихрупкость». Новый параграф начинается с середины страницы. В конце обеих страниц мысль не заканчивается, а продолжается на следующей. То есть читателю придется перелистывать, чтобы прочитать конец предложения. Я делала иначе. Все книги, над которыми я работала, я писала сразу в макете. Поскольку это не стандартная практика, об этом нужно отдельно договориться с издательством. Но я не представляю, как работать по-другому. Для меня важно не только качественное содержание, но и то, как оно расположено на разворотах. Я хочу, чтобы читателю было удобно читать и запоминать идеи. Для этого они должны быть правильно поданы.
Вот так выглядят развороты моей книги.
![](https://snob.ru/indoc/attachments/snob2/42/b1/42b1ec00b60b254f052d397f0fd497270b18e1eec156d3afb571dcedfed58c04.png)
Новая мысль всегда начинается на новой странице и заканчивается на развороте. То есть каждая страница и разворот создается как отдельное произведение, чтобы читателю было удобно. Так может работать только автор: я хорошо знаю материал и могу вырезать лишнюю строчку или добавить пример, если нужно добить текст до конца разворота. Этого не сможет сделать даже самый чуткий верстальщик книг на свете, потому что у него нет права вмешиваться в материал ради красивой верстки.
В моем случае работа строилась так:
- Я написала первую заметку-черновик, которая в будущем войдет в книгу. В этой заметке уже были многие элементы верстки, например таблица и примеры с отступом.
- Поговорила с арт-директором о макете, отдала ему эту заметку.
- Арт-директор сделал первую версию макета, сформулировал идею, которая должна передаваться через оформление, придумал стиль иллюстраций.
- Я продолжила писать книгу в макете, а по ходу стала понимать, каких элементов верстки не хватает.
- В процессе дорабатывали макет и заказывали иллюстрации.
- Когда книга была готова и сверстана, я отдала ее арт-директору.
- Арт-директор обновил макет, поменял некоторые элементы, предложил иначе сверстать часть страниц, подобрал новый шрифт для заголовков и каждый заголовок проработал вручную.
Итоговый шрифт для заголовков мы выбрали в самом конце.
![](https://snob.ru/indoc/attachments/snob2/e9/5a/e95a14df3e70f9a8114da375c0cf816b0ce22d594f4fae076d3a2191d0b39f2a.png)
По ходу работы я много рассказывала о книге и собирала отзывы. В инстаграме выкладывала сторисы с фрагментами или элементы оформления книги. И вот когда мы выбрали шрифт и я показала его своим подписчикам, они стали голосовать против.
![](https://snob.ru/indoc/attachments/snob2/4f/ea/4feacc53e637634f1ff475e4ca274a2a761305689676e1c830d0b3ed570add65.jpg)
Издательство тоже было против этого шрифта, но мы с арт-директором стояли на своем. В итоге к моменту выхода книги все хвалили оформление.Когда выбираешь что-то, что выходит за рамки стандарта, это встречает сопротивление, и читателям просто нужно время, чтобы принять непривычное.
В целом оформление книги получилось не типичным для нон-фикшена. Иллюстрации больше похожи на сказочные. Но именно это и круто: моя книга посвящена интересному тексту, а значит, обязана выделяться среди других. Один из важных принципов драматургии — нарушать ожидания, и мы с художником и арт-директором специально добивались этого в макете.
![](https://snob.ru/indoc/attachments/snob2/39/f4/39f482de498ee90a6d92a52e1b91c195a5670f79ff614a2a554d0cdf92c7a14e.png)
Если честно, я не знаю, что больший труд: сделать крутую книгу, которая не похожа на то, что есть на рынке, или заставить читателей и издательство поверить в нее. С издательством получилось не сразу, и здесь начинается самое интересное.
Пилотный тираж и продвижение
С самого начала я сделала процесс работы над книгой публичным: объявила о подписании договора с издательством, писала посты о процессе работы, проводила опросы. С момента анонса до старта продаж я заручилась огромной поддержкой читателей, которые ждали книгу, присылали письма, поддерживали меня в комментариях.
Самое интересное началось, когда книга уже была готова, и мы решали с издательством вопросы с обложкой. Получилось так, что в октябре книга должна была уйти в печать, но весь сентябрь мы обсуждали обложку и так не смогли прийти к согласию. Тогда я приняла радикальное решение и отменила выход книги.
План был в том, что несколько месяцев я буду вести активность по продвижению: в итоге все будут ждать ее именно с моими обложкой и шрифтом, а издательство не будет возражать против моего оформления. Вот, что я сделала и во сколько это обошлось.
Напечатала пилотный тираж. Я решила, что лучший способ проверить книгу в действии, собрать отзывы и запустить рекламу — напечатать собственный тираж и распространить его. Я живу в Рязани и напечатала 100 экземпляров в Рязанской областной типографии. В итоге я разобралась, как подгонять макет под типографское оборудование, от чего зависит стоимость печати и как определиться с цветовой палитрой. И это бесценные знания.
Теперь я не представляю, как можно выпустить книгу без пилотного тиража. После того, как я получила свои сто экземпляров, мы внесли два десятка исправлений в верстку, формулировки, обложку. Еще стало ясно, что страницы должны быть толще, потому что иллюстрации просвечивались.
Напечатать сто книг стоило 88 000 рублей.
![](https://snob.ru/indoc/attachments/snob2/0d/b3/0db3b5ef6dd7d56f534d31d01d416ce0eea5ee45220939da0212b441b9aafeda.jpg)
Отправила часть тиража прекрасным людям. Для пиара книгу нужно было отправлять блогерам с большой аудиторией, но мне было плевать на пиар. Я мечтала показать свою книгу людям, которых уважаю и которыми восхищаюсь. Так, я отправила книгу Владимиру Познеру, драматургу Саше Денисовой и сценаристу Камиллу Ахметову. Понятно, что с точки зрения медийности мне это ничего не дало, но сам факт того, что я могу показать свою работу таким специалистам, меня здорово вдохновил.
С медийностью все-таки тоже сложилось. Например, о книге рассказали Денис Чужой и Татьяна Никонова. А еще телеграм-канал «Беспощадный пиарщик»: их стиль я разбираю в книге, а они написали об этом в своем канале. Всем троим я отправила по экземпляру. С Денисом мы знакомы, а Татьяне и «БП» я просто писала сообщение и предлагала прислать книгу. Они очень хорошо это восприняли.
![](https://snob.ru/indoc/attachments/snob2/58/a9/58a985e0187f63cb933fb0b9e4368b8d108d626e1e3274dddcb49b9e3bde4685.png)
В итоге я отправила около тридцати книг. Доставка обошлась в 15 тысяч рублей.
Оставила один экземпляр книги в центре Москвы, в отеле «Рихтер», и в инстаграме предложила читателям его забрать: кто первый доберется, тот и получает книгу. Через час ее уже забрали. Это было бесплатно.
Устроила благотворительную акцию. Это моя любимая идея — читатели могли купить книгу за пожертвование в благотворительный фонд из списка, в нем было пять организаций, которые я поддерживаю сама. Я выделила на это 20 экземпляров, и они разошлись за 20 минут.
В результате моей акции фонды получили 30 тысяч рублей. А я потратила 12 300 рублей на отправку.
Конечно, было много активности, которую можно считать условно бесплатной. Мы вместе с арт-директором запустили сайт книги, я активно вела инстаграм и вовлекала читателей, участвовала в подкасте «Поредачим» у Паши Федорова, а еще придумала вот такой канал:
![](https://snob.ru/indoc/attachments/snob2/69/d4/69d45a62a05aa41a42fa738d8919c5103fe8b4f6ddcdfe760dd84c95717caf50.png)
Сейчас книга вышла, и часть работы по продвижению взяло на себя издательство и пиар-агентство, но я продолжаю со своей стороны тоже устраивать движухи. У меня в планах еще конкурс для читателей и несколько других задумок.
Итак, секрет успеха
Я не знаю, насколько успешной будет книга. Может быть, сейчас спадет ажиотаж от моих читателей, а дальше продажи пойдут с трудом. Нужно время, чтобы это проверить. Но я точно знаю, что я сделала все, что от меня зависит, чтобы книга стала популярной. А секрета, как всегда, нет.
Для меня главный вызов был в том, чтобы не бояться. Не бояться взять больше времени на работу, чем планировалось. Делиться своими провалами с читателям. Удалить готовый материал и написать его заново. Отстаивать свои идеи перед читателями и издателями. Спрашивать совета, но отвечать за результат.
На работу с книгой я потратила полмиллиона рублей, которые, вероятно, никогда не окупятся. Эти деньги ушли на макет, иллюстрации, шрифты, печать тиража и продвижение. И если у вас есть лишние полмиллиона – это здорово снимает любые страхи.
Больше текстов о культуре и обществе — в нашем телеграм-канале «Проект «Сноб» — Общество». Присоединяйтесь
Вам может быть интересно:
- Прилучный, скучные ужасы и израильская драма. На что сходить в кино на майских
- Мастурбировать перед веб-камерой или шутить о ментах. Happy End и «Милиционер с Рублевки» в новой битве сериалов
- Изнанка суррогатного материнства. О новом сериале «Контейнер»